Значение логоритмики с детьми с фонематическим недоразвитием речи, осложненным дизартрией, в условиях логопункта ДОУ
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Данная работа раскрывает специфику содержания и методов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дирзартрией в условиях логопункта ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_logoritmiki_s_detmi_s_fonematicheskim_nedorazvitiem_rechi.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение логоритмики с детьми с фонематическим недоразвитием речи, осложненным дизартрией, в условиях логопункта ДОУ
Специфику содержания и методов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дирзартрией определяет целый ряд особенностей:
1. Возрастные, характерологические особенности дошкольников с речевыми нарушениями предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом.
2. Присущая детям с речевыми нарушениями сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятиях тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточна высока. По данным Н.А.Менчинской, А.Н.Цымбалюк, побуждающими к познавательной активности детей с речевыми нарушениями являются перцептивные процессы. Это требует применения в процессе логопедической работы достаточно большого количества наглядного материала.
Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий (по П. Я.Гальперину).
3. Для детей с речевыми нарушениями характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.
6. Учет специфики познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями, характер проявления на этой основе нарушений фонетической стороны речи вызывает необходимость расширения подготовительного этапа работы с включением направлений по формированию ряда сенсорных и психических функций, без которых невозможно добиться эффективности в логопедической работе. В связи с этим в процессе специально организованных игровых упражнений осуществляется коррекционное воздействие, направленное на развитие:
- слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
- слухо-двигательного, слухо-зрительного, зрительно-двигательного взаимодействия;
- мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Логоритмические игры и упражнения широко используются в логопедической работе как изолированно (на специальных логоритмических занятиях), так и на обычных логопедических занятиях, включаясь в ход занятия. При изолированном применении логоритмической игры ее целью становится закрепление навыков и умений звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, сформированных у ребенка на логопедических занятиях. Каждому этапу коррекции соответствует определенный набор логоритмических игр и упражнений (см.приложение).
При разработке методик коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией средствами логоритмической игры возможно опираться на приемы и методы, описанные в работах О.С.Бот, Л.Б.Дмитриева, Р.И.Лалаевой, Л.В.Лопатиной, Н.И.Озерецкого, Е.Ф.Соботович, Л.С.Таптаповой, М.Е.Хватцева и др.
Логоритмические занятия в условиях логопункта ДОУ обычно проводятся 2 раза в неделю в дополнение к основным занятиям в логопедическом кабинете. Занятия проводятся совместно воспитателем и логопедом или только логопедом. Занятия включают логоритмические игры и упражнения, последовательно направленные на решение целей и задач основных этапов логопедического воздействия при коррекции фонетических расстройств у детей. Таким образом, в общем числе можно выделить следующие блоки занятий:
1. Узнавание и различение неречевых звуков. Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “Что делает Петрушка?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д. ). В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
2. Различение правильно и дефектно произнесенного звука. На протяжении работы по данному направлению у детей воспитываются навыки слухового контроля. Для достижения поставленной цели используется целый ряд логоритмических игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи (приложение). Логопедическая работа ведется по трем направлениям:
1) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.
2) Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:
а) дефект произношения отличен от собственного;
б) дефект произношения аналогичен собственному.
3) Развитие навыка слухового самоконтроля.
Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:
а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);
б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);
в) звуков во фразах.
Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.
3. Различение близких по звуковому составу слов. В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Логоритмические игры представлены в приложении.
4. Дифференциация слогов. При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных. Слоги подбираются с учетом недифференцируемых детьми звуков. Упражнения проводятся под музыку в процессе ритмической ходьбы и других ритмических движений. Кроме того, используются игры с мячом, скакалкой, кеглями (приложение).
5. Дифференциация звуков. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений предусматривало, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.
6. Формирование фонематического анализа и синтеза. Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т.д). Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:
1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Задания предлагаются в игровой форме, часто с музыкальным сопровождением, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. (приложение).
В каждое занятие включаются игры и упражнения на развитие орального кинестетического праксиса, речевого дыхания, ритмической организации высказывания, интонационной выразительности речи.
Продолжительность каждого занятия составляет 20-25 минут. Общая структура занятий:
1. Вводные упражнения на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса.
2. Упражнения, воспитывающие «чувство музыкального ритма».
3.Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие; дыхательные упражнения; пение.
4. Речедвигательные упражнения.
5. Танец и мимические упражнения.
6. Подвижные или коммуникативные игры.
Речевое сопровождение упражнений и игр подбирается в соответствии с отрабатываемым этапом коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта
Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении- ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуко- слоговым анализом. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...
Конспект занятия по логоритмике с детьми 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой...
Программа коррекционной направленности «Коррекция фонетико – фонематического недоразвития речи у детей 5 – 7 лет в условиях логопункта»
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с ФФН и дислалиями различной с...