Автоматизация звука Ш
план-конспект занятия (логопедия, средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях
Цели:
закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные и сюжетные картинки.
План
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Сообщение темы урока
Проговаривание изолированного звука
Анализ артикуляции
Характеристика звука
Развитие фонематического слуха
Закрепление звука в слогах
Закрепление звука в словах
Физкультминутка
Закрепление звука в словосочетаниях
Закрепление звука в предложениях
Итог урока
Этапы | Ход урока | Методические примечания |
I | – Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь. | Организация учащихся. |
II | – Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки. | Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения: “Почистим зубки”, |
III | – Ребята, сегодня к нам в гости пришел этот Мышонок Мыша. Какие звуки повторяются в словах Мыша и Мышонок? – Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш]. |
|
IV | – Ребята, наш гость Мыша очень страшный шалун. Он залезает в шкаф и шуршит там шур – шур – шур – Ребята, как шуршал Мыша? – Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур. – Какой звук стоит в начале этих слов? – Давайте произнесем его. | Произносят звук [ш] по цепочки. |
V | – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ? – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик. – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? – Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш]. – Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш. – Воздух теплый. – Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. – А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? – В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. |
|
| ||
VI | – Однажды Мышонок Мыша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок: Ежик с мышонком дружили- Хлебушек вместе сушили На что мама и папа только улыбнулись. – Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш? | На доску вывешивается рисунок с изображением буквы. |
VII | – Мышонок Мыша любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! . |
|
VIII | – Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя. Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша. Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок. Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши. Шо-шо-шо – он рисует хорошо. – Молодцы. |
|
IX | – Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мыша? – Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово. – Молодцы! | Дети перечисляют вещи. Воспитатель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Дети берут картинки и вывешивают на доску по группам. |
X | – Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутые в локтях руками, наподобие “рычагов паровоза”, будем двигаться по комнате, произнося звук за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”, теперь почтовый “Ч-ч-ч”, а за ним товарный “Ж-ж-ж”. Остановился поезд и выпустил свой пар “С-с-с”. Молодцы! Садитесь. |
|
XI | – А после того как Мыша поиграет, он любит вкусно покушать. Он любит варенье из вишни. Значит, варенье какое? – Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой? – Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая? – Пшенная. – Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое? | Учитель показывает рисунки, относящиеся к данным словосочетаниям. |
XII | – Итак, кто сегодня к нам приходил в гости? – Каким был Мышонок Мыша? – Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел?(ответы детей) – А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]. – Чем мы еще занимались? – Понравился ли вам? – До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....