Памятка для родителей, воспитателей, начинающих логопедов
материал (логопедия) на тему
Памятка для родителей, воспитателей, начинающих логопедов "Этапы усвоения детьми трудных звуков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usvoenie.zvukov.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы усвоения детьми трудных звуков
1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.
2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.
3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок – цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.
4.Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.
5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.
6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.
7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель .
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.
8. Звук [л]
Мягкий звук л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л' звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).
9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский» ), звук.
Изучив примерные сроки усвоения детьми звуков речи, рассмотрев этапы формирования трудных звуков, вы можете теперь попытаться обследовать речь своего ребенка (если у вас возникли какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей от учителя-логопеда
Памятка для родителей логопатов по развитию всех компонентов речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, фонетика, связная речь...
Памятка для родителей от учителя-логопеда
Памятка для родителей логопатов по развитию всех компонентов речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, фонетика, связная речь...
Памятка для родителей «Зачем нужен логопед?»
«Зачем нужен логопед?»...
Памятка для родителей по заданию логопеда в домашней тетраде
Данная памятка поможет родителям в организации логопедической работы и выполнению заданий в домашней тетраде (папке)....
Памятка для родителей "Советы учителя-логопеда по выполнению заданий дома для закрепления у детей полученных знаний"
Вниманию родителей предлагаются рекомендации по закреплению у детей знаний полученных на коррекционно-развивающих занятиях....
Памятка для родителей "Что делают логопеды"
Основные направления коррекционной работы учителя-логопеда...
Памятка для родителей "Кто такой логопед"
Памятка "Кто такой логопед" предназначена для родителей, которые хотят узнать больше о роли логопеда в развитии речи и коммуникации их детей. В ней описываются основные задачи специалиста и ...