Упражнение для снятия зрительного напряжения
план-конспект урока по логопедии по теме

Ув. педагоги, родители, предлагаю Вам упражнения для снятия зрительного напряжения с глаз  детей дошкольного возраста при повышенной зрительной нагрузке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для снятия зрительного напряжения.

После продолжительной зрительной работы вблизи ( чтение, письмо, рисование и др.), несущей большую зрительную нагрузку,  необходимо провести упражнения для снятия зрительного напряжения с глаз. Для этого нужно учить детей перемещать взгляд вдаль , вверх. Предлагайте посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают и , наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.

   Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середине занятия, 1,5—2 минуты.

              Упражнения со зрительными стимулами.

  На конце указки прикрепляем яркий предмет ( бабочка, лошадка, самолетик и т.д.) и предлагаем вмести с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: « Посмотрите вверх—вниз , влево—вправо, по кругу или покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Зрительный стимул находится выше уровня глаз  впереди стоящих или сидящих детей. Упражнение можно стихами. Указку с символом можно заменить лазерным фонариком-указкой.

        Использование лазерного фонарика.

  Игровые  упражнения:

« Где зажегся огонек?» -- ориентировка в пространстве.

« Волнистая дорожка» -- прослеживание

« Пила» ,  « Травка» и др.

   

        Работа с малыми офтальмотренажерами , которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей.

« Разноцветные геометрические формы».—знание геометрических форм и цветов.

 Цвет стимулирует зрительную реакцию ребенка, обладает большей эмоциональной выразительностью. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.

Аналогично можно использовать таблицы « Учим буквы», « Веселые цифры».

     Занимаясь на тренажерах , дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные и др.

    « ЕЛОЧКА»,  «ПАРОХОД»,  « СОЛНЦЕ»,  «УЛИТКА».

Детям предлагаем  «ПОХОДИТЬ» глазами по линиям , при повторном выполнении упражнения  « ПОБЕГАТЬ»  глазами.

  Этапы обучения детей работе на офтальмотренажерах:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап: -- ознакомление с офтальмотренажером. Педагог медленно  ведет указкой по линиям, обращает внимание на точность движения, которое не выходит за контур линии. Предлагает детям следить глазами за указкой.

ОСНОВНОЙ этап:          Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ этап: дети самостоятельно, без указки работают на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Упражнение « НАЙДИ ПРЕДМЕТЫ» (зашумленность).

    Упражнения способствуют развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия.

На таблице нарисованы 2 (усложнение 3,4,5) контура –силуэта предметов, животных, частично задевающих друг друга. Сначала , это 2 разноцветных контура, затем добавляются еще 1-2 , но выполненные одним цветом, имеющие четкий контур. Детям предлагают отыскать предметы или животных и сказать, кто это.

     РАБОТА С ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРАМИ,  РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА  СТЕНАХ  ГРУППОВОЙ  КОМНАТЫ.

 

   Цель данных упражнений –«снятие  физического и психического утомле-    ния»--это формирование навыков снятия  зрительного напряжения в процессе  выполнения упражнений, несущих высокую зрительную нагрузку, в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приемами  улучшения зрения и зрительного восприятия.  С ними  проводятся упражнения по профилактике переутомления глаз.  Зрительные  ориентиры находятся на стенах, потолке, полу. Дети овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения.

    В  КАЧЕСТВЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА  можно использовать РАЗЛИЧНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ , важно, чтобы РЕБЕНОК  СЛЕДИЛ  ЗА  ПОЛЕТОМ  МЯЧИКА  ГЛАЗАМИ:

1. подбросить мяч двумя руками и поймать;

2.подбросить мяч одной рукой вверх . поймать другой или двумя;

3.бросить мяч сильно о пол и поймать одной или двумя руками;

4.передача мяча от груди партнеру (перебрасывание);

5. передача мяча партнеру из-за головы;

6. передача мяча партнеру одной рукой от плеча;

7. броски мяча в стену;

8. броски мяча в мишень;

9. броски мяча в баскетбольное кольцо двумя или одной рукой.

       ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

  В работе с детьми, имеющими нарушения зрения ,большое значение имеет и профилактическая работа..

Офтальмологи рекомендуют цветовое разрешение  в зеленых, желтых, оранжевых тонах.

На занятия детей надо рассаживать сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией  высокой степени и расходящимся косоглазием,  за  последние  столы –детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.

   Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно  зеленый) и светлые объекты , а для дальнозорких –наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть  без бликов, без лишних деталей.  Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1—для рассматривания сидя, другой—стоя.

    Дети со сходящимся косоглазием работают на вертикальной поверхности, а дети с расходящимся косоглазием—на горизонтальной.

   Предъявляемый материал может состоять из реальных объектов , геометрических плоскостных и объемных  форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного , силуэтного характера, в различной цветовой гамме.

   Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально –20-30 см., картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.

   Фон, на котором предъявляется объект , должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.

    Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта, полет птиц и др.

    Таким образом, профилактическая коррекционная работа с детьми , имеющими дефект зрения , способствует тому, что к концу пребывания в ДОУ дети усвоят  сенсорные эталоны : цвет, форма, величина; научатся ориентироваться в пространстве, что поможет им успешно обучаться в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

Тренинг для педагогов "Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения"

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как  профессиональное «выгорание».  Как не "сгореть" на работе, как помочь себе в стрессовой ситуации и в ситуации эмоциональног...

«Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей для использования в педагогической практике»

Тренинговое занятие для педагогов по использованию игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей....

Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения

Когда мы слушаем певца или артиста разговорного жанра, нас порой удивляет, как свободно они чувствуют себя на сцене, как легко звучит и льется их голос и речь. Создается впечатление, что пение или реч...

Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения

Цели:Сохранение и укрепление психического здоровья детей.     Задачи:1.Обучение детей использованию социально-приемлемых способов снятия эмоционально...

Упражнения на снятия зрительного напряжения

При длительных нагрузках, глазам необходима гимнастика. Небольшой коплекс упражнений для снятия зрительного напряжения, который можно использовать как воспитателям, так и родителям в домашних условиях...

Памятка "Тренировочные упражнения для снятия зрительного напряжения"

Памятка "Тренировочные упражнения для снятия зрительного напряжения"...