Упражнение для снятия зрительного напряжения
план-конспект урока по логопедии по теме
Ув. педагоги, родители, предлагаю Вам упражнения для снятия зрительного напряжения с глаз детей дошкольного возраста при повышенной зрительной нагрузке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_snyatiya_zritelnogo_napryazheniya_-_kopiya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для снятия зрительного напряжения.
После продолжительной зрительной работы вблизи ( чтение, письмо, рисование и др.), несущей большую зрительную нагрузку, необходимо провести упражнения для снятия зрительного напряжения с глаз. Для этого нужно учить детей перемещать взгляд вдаль , вверх. Предлагайте посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают и , наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.
Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середине занятия, 1,5—2 минуты.
Упражнения со зрительными стимулами.
На конце указки прикрепляем яркий предмет ( бабочка, лошадка, самолетик и т.д.) и предлагаем вмести с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: « Посмотрите вверх—вниз , влево—вправо, по кругу или покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Зрительный стимул находится выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей. Упражнение можно стихами. Указку с символом можно заменить лазерным фонариком-указкой.
Использование лазерного фонарика.
Игровые упражнения:
« Где зажегся огонек?» -- ориентировка в пространстве.
« Волнистая дорожка» -- прослеживание
« Пила» , « Травка» и др.
Работа с малыми офтальмотренажерами , которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей.
« Разноцветные геометрические формы».—знание геометрических форм и цветов.
Цвет стимулирует зрительную реакцию ребенка, обладает большей эмоциональной выразительностью. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.
Аналогично можно использовать таблицы « Учим буквы», « Веселые цифры».
Занимаясь на тренажерах , дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные и др.
« ЕЛОЧКА», «ПАРОХОД», « СОЛНЦЕ», «УЛИТКА».
Детям предлагаем «ПОХОДИТЬ» глазами по линиям , при повторном выполнении упражнения « ПОБЕГАТЬ» глазами.
Этапы обучения детей работе на офтальмотренажерах:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап: -- ознакомление с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям, обращает внимание на точность движения, которое не выходит за контур линии. Предлагает детям следить глазами за указкой.
ОСНОВНОЙ этап: Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ этап: дети самостоятельно, без указки работают на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.
Упражнение « НАЙДИ ПРЕДМЕТЫ» (зашумленность).
Упражнения способствуют развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия.
На таблице нарисованы 2 (усложнение 3,4,5) контура –силуэта предметов, животных, частично задевающих друг друга. Сначала , это 2 разноцветных контура, затем добавляются еще 1-2 , но выполненные одним цветом, имеющие четкий контур. Детям предлагают отыскать предметы или животных и сказать, кто это.
РАБОТА С ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА СТЕНАХ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ.
Цель данных упражнений –«снятие физического и психического утомле- ния»--это формирование навыков снятия зрительного напряжения в процессе выполнения упражнений, несущих высокую зрительную нагрузку, в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приемами улучшения зрения и зрительного восприятия. С ними проводятся упражнения по профилактике переутомления глаз. Зрительные ориентиры находятся на стенах, потолке, полу. Дети овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения.
В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА можно использовать РАЗЛИЧНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ , важно, чтобы РЕБЕНОК СЛЕДИЛ ЗА ПОЛЕТОМ МЯЧИКА ГЛАЗАМИ:
1. подбросить мяч двумя руками и поймать;
2.подбросить мяч одной рукой вверх . поймать другой или двумя;
3.бросить мяч сильно о пол и поймать одной или двумя руками;
4.передача мяча от груди партнеру (перебрасывание);
5. передача мяча партнеру из-за головы;
6. передача мяча партнеру одной рукой от плеча;
7. броски мяча в стену;
8. броски мяча в мишень;
9. броски мяча в баскетбольное кольцо двумя или одной рукой.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
В работе с детьми, имеющими нарушения зрения ,большое значение имеет и профилактическая работа..
Офтальмологи рекомендуют цветовое разрешение в зеленых, желтых, оранжевых тонах.
На занятия детей надо рассаживать сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы –детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлые объекты , а для дальнозорких –наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1—для рассматривания сидя, другой—стоя.
Дети со сходящимся косоглазием работают на вертикальной поверхности, а дети с расходящимся косоглазием—на горизонтальной.
Предъявляемый материал может состоять из реальных объектов , геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного , силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально –20-30 см., картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
Фон, на котором предъявляется объект , должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта, полет птиц и др.
Таким образом, профилактическая коррекционная работа с детьми , имеющими дефект зрения , способствует тому, что к концу пребывания в ДОУ дети усвоят сенсорные эталоны : цвет, форма, величина; научатся ориентироваться в пространстве, что поможет им успешно обучаться в массовой школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...
Тренинг для педагогов "Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения"
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Как не "сгореть" на работе, как помочь себе в стрессовой ситуации и в ситуации эмоциональног...
«Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей для использования в педагогической практике»
Тренинговое занятие для педагогов по использованию игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей....
Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения
Когда мы слушаем певца или артиста разговорного жанра, нас порой удивляет, как свободно они чувствуют себя на сцене, как легко звучит и льется их голос и речь. Создается впечатление, что пение или реч...
Упражнения на снятия зрительного напряжения
При длительных нагрузках, глазам необходима гимнастика. Небольшой коплекс упражнений для снятия зрительного напряжения, который можно использовать как воспитателям, так и родителям в домашних условиях...
Памятка "Тренировочные упражнения для снятия зрительного напряжения"
Памятка "Тренировочные упражнения для снятия зрительного напряжения"...
Памятка для родителей «Как снять нервное напряжение у детей» Упражнение на снятие нервного напряжения у детей ЗПР
Дети, подчас бывают такие легко возбудимые, подвижные, слишком уж активные! С ними только немножко повеселишься, так потом успокоить их не можешь, привести, так сказать, в чувства....