ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья по логопедии по теме
статья представлена для педчтений 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya__2012_fisenkova_a.yu_..doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Ю.Фисенкова,
учитель-логопед МБДОУ-детский сад
компенсирующего вида «Центр «Радуга»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ДОУ
С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:
- Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
- Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
- Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
- Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
В практике логопедической работы с детьми с ОВЗ в группах кратковременного пребывания (ГКП) используются такие ИКТ как:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги, DVD, CD диски («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки тетушки Совы», «Звуки, голоса и шумы окружающего мира» и др.);
- компьютерные игры и программы развивающего и образовательного характера («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Баба-Яга учится читать», программа раннего обучения «KidSmart», «Алик – скоро в школу», «Времена года» и др.).
2. Цифровые образовательные ресурсы:
- игры, презентации (www.logozavr.ru, viki.rdf.ru и др.)
3. Авторские презентации на различные лексические темы, по формированию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте, фотоальбомы в Microsoft PowerPoint.
4. Видео или аудиозапись речевой работы ребенка в образовательном процессе.
5. Методическая и консультационная работа с педагогами города и родителями детей, посещающих ГКП детского сада «Центр «Радуга» (www.logoburg.com, http://detsad-kitty.ru, www.logopunkt.ru,
http://www.logolife.ru, http://u-mama.ru и др.)
В коррекционно – развивающей деятельности используются следующие варианты применения ИКТ: наглядный материал, самостоятельная деятельность детей, контрольные задания, сюрпризный момент, рефлексия детской деятельности.
Организация логопедической деятельности с применением ИКТ делится на три этапа:
1 - Подготовительный (эмоциональная и физическая подготовка ребенка к использованию компьютерных упражнений);
2 – Основной (решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи);
3 – Заключительный (для совместной, а затем самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятие эмоционального, зрительного напряжения).
В заключении хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога ДОУ, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманного, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...
Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....