ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья по логопедии по теме

фисенкова анна юрьевна

статья представлена для педчтений 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya__2012_fisenkova_a.yu_..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ю.Фисенкова,

учитель-логопед МБДОУ-детский сад

компенсирующего вида «Центр «Радуга»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ДОУ

С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

                                                         

     Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

     В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

  1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
  2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и  позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений. 
  3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время  непосредственной образовательной деятельности.
  4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.  

     Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение  в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

    Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

     В практике логопедической работы с детьми с ОВЗ в группах кратковременного пребывания (ГКП) используются такие ИКТ как:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

- электронные книги, DVD, CD диски («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки тетушки Совы», «Звуки, голоса и шумы окружающего мира» и др.);

- компьютерные игры и программы развивающего и образовательного характера («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Баба-Яга учится читать»,  программа раннего обучения «KidSmart», «Алик – скоро в школу», «Времена года» и др.).

2. Цифровые образовательные ресурсы:

-  игры, презентации (www.logozavr.ru, viki.rdf.ru и др.)

3. Авторские презентации на различные лексические темы, по формированию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте, фотоальбомы  в Microsoft PowerPoint.

4. Видео или аудиозапись речевой работы ребенка в образовательном процессе.

5. Методическая  и консультационная работа с педагогами города и  родителями детей, посещающих ГКП детского сада «Центр «Радуга» (www.logoburg.com, http://detsad-kitty.ru, www.logopunkt.ru,

http://www.logolife.ru, http://u-mama.ru и др.)                   

     В коррекционно – развивающей деятельности используются следующие варианты применения ИКТ: наглядный материал, самостоятельная деятельность детей, контрольные задания, сюрпризный момент, рефлексия детской деятельности.

     Организация логопедической деятельности с применением ИКТ делится на три этапа:

1 -  Подготовительный (эмоциональная и физическая подготовка ребенка к использованию компьютерных упражнений);

2 – Основной (решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи);

3 – Заключительный (для совместной, а затем самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятие эмоционального, зрительного напряжения).

     В заключении хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога ДОУ, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманного, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....