Буклет "От ритма к слову"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других речевых способностей.
Ритм бывает простым и сложным.
Простой ритм представляет собой последовательное чередование звуков, равных по силе и высоте: !-!-!, !-!-!-!-!. Отличается только количество звуков в ритмическом ряду.
В сложном ритме звуки различаются и по высоте, и по силе, и по количеству: !-!-!, !-!-!- !, !!-!-!!!.
Упражнения для развития ритма
Упражнение 1.
На столе перед ребенком выкладывается ритмический рисунок, например, полет пчелки по цветам, или прыжки лягушки по кувшинкам.
Ребенок должен отхлопать предлагаемый ритмический рисунок.
- Упражнение 2.
Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке).
- Упражнение 3.
Сравни ритмы: взрослый отхлопывает два ритма и просит ребенка сказать, чем они отличаются (количеством хлопков, чередованием пауз и т.д. !-!!; !!-!!-!).
- Упражнение 4.
Узнай ритм.
На столе перед ребенком лежат карточки с графическим обозначением ритмического рисунка.
Взрослый отхлопывает ритм и просит ребенка соотнести его с ритмическим рисунком, записанным символами.
Упражнения со звуками
- Упражнение 1.
Посчитай и скажи.
Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике.
- Упражнение 2.
Поем вместе.
Взрослый и ребенок вместе пропевают звуки: А, У, И, О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО.
- Упражнение 3.
Эхо.
Ребенок произносит ряд гласных за взрослым:
- плавно/отрывисто;
- громко (тише, совсем тихо);
- со сменой высоты голоса (от лица разных членов се мьи, разных животных);
- быстро/медленно.
Речь ребенка, особенно перед выпуском в школу, должна быть хорошо развита. Только тогда она будет способствовать расширению возможностей детей для реализации своего потенциала и удовлетворению потребностей в общении, установлению новые контактов в группе сверстников. Недостатки произношения отягощают состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем стоит начать заниматься работой над ритмом как можно раньше.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Голышмановский Центр развития ребенка – детский сад № 4 «Ёлочка»
Составила: учитель-логопед Ракова Н.Е.
2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.
Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям структуры отдельного слога, особенно со стечением согласн...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...
ПРОЕКТ "ОТ РИТМА К СЛОВУ"
Проект создан с целью комплексного, системного подхода к коррекции и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) посредством применения нетрадиционных технолог...
Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.
Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....
Пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой "Ритмы. Слоги", "Слова"
Пособие «Ритмы. Слоги» представлено в виде слоговых цепочек. Цель этого метода - учить детей плавно переключатся со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из двух слогов со сменой гласн...
Мастер- класс Тема: «Ритм впереди слова»
Учить воспринимать и воспроизводить ритмические контуры (рисунки) в соответствии с количеством слогов (в слове)Выделять автоматизируемый звук, ударность...
Буклет для педагогов "Звуки, ритмы и слова"
Речевые и ритмические игры для дошкольников...