Буклет "От ритма к слову"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ракова Надежда Евгеньевна

Информационный буклет для родителей и педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc789 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других речевых способностей.

Ритм бывает простым и сложным.

Простой ритм представляет собой последовательное чередование звуков, равных по силе и высоте: !-!-!, !-!-!-!-!. Отличается только количество звуков в ритмическом ряду.

                                                 

В сложном ритме звуки различаются и по высоте, и по силе, и по количеству: !-!-!, !-!-!- !, !!-!-!!!.

Упражнения для развития ритма

     Упражнение 1.

На столе перед ребенком выкладывается ритмический рисунок, например, полет пчелки по цветам, или прыжки лягушки по кувшинкам.

Ребенок должен отхлопать предлагаемый ритмический рисунок.

  1. Упражнение 2.

Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке).

                                                             

  1. Упражнение 3.

Сравни ритмы: взрослый отхлопывает два ритма и просит ребенка сказать, чем они отличаются (количеством хлопков,  чередованием пауз и т.д. !-!!; !!-!!-!).

  1. Упражнение 4.

Узнай   ритм.

На столе перед ребенком лежат карточки с графическим обозначением ритмического рисунка.

Взрослый отхлопывает ритм и просит ребенка    соотнести его с ритмическим рисунком, записанным символами.

Упражнения со звуками

  1. Упражнение 1.

Посчитай и скажи.

Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике.

  1. Упражнение 2.

Поем вместе.

Взрослый и ребенок вместе пропевают звуки: А, У, И, О; АУ ИА ОА; АУИ  ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО.

  1. Упражнение 3.

Эхо.

Ребенок произносит ряд гласных за взрослым:

  1. плавно/отрывисто;
  2. громко (тише, совсем тихо);
  3. со сменой высоты голоса (от лица разных членов се мьи, разных животных);
  4. быстро/медленно.

Речь ребенка, особенно перед выпуском в школу, должна быть хорошо развита. Только тогда она будет способствовать расширению возможностей детей для реализации своего потенциала и удовлетворению потребностей в общении, установлению новые контактов в группе сверстников. Недостатки произношения отягощают состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем стоит начать заниматься работой над ритмом как можно раньше.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное        учреждение

Голышмановский Центр развития ребенка – детский сад № 4 «Ёлочка»

Составила: учитель-логопед Ракова Н.Е.

2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

ПРОЕКТ "ОТ РИТМА К СЛОВУ"

Проект создан с целью комплексного, системного подхода к коррекции и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) посредством применения нетрадиционных технолог...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой "Ритмы. Слоги", "Слова"

Пособие «Ритмы. Слоги» представлено в виде слоговых цепочек. Цель этого метода - учить детей плавно переключатся со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из двух слогов со сменой гласн...

Мастер- класс Тема: «Ритм впереди слова»

Учить воспринимать и воспроизводить ритмические контуры (рисунки) в соответствии с количеством слогов (в слове)Выделять автоматизируемый звук, ударность...

Буклет для педагогов "Звуки, ритмы и слова"

Речевые и ритмические игры для дошкольников...