Характеристика лексики пятилетних детей с ОНР.
статья по логопедии по теме
Статья, раскрывающая особенности развития лексико - грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика лексики пятилетних детей с ОНР.
Ряд авторов: Волкова Л.С., Лапаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. отмечают, что, несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Речь этих детей мало понятна, наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения, резко падает.
Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Психическое развитие детей с общим недоразвитием речи, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи.
По данным Воробьёвой В.К., Спиридоновой Л.Д. у детей пяти лет с ОНР наблюдается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности и характеризуется следующими лексическими проявлениями:
- Ограниченным словарным запасом;
- Наличием многочисленных словесных замен;
- Использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учёта кон текстуальных связей.
Разговорная речь малословна, тесно связана с определенной ситуацией. Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребле ние слов в речевом контексте.
Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при исследовании активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, обложка). Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – дом) или действия: они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает – пишет).
По данным Жуковой Н. С., в словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет синонимов, мало антонимов. Так, характеризуя величину пред мета, дети используют только два понятия: большой и маленький. Это обуславли вает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.
Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (гла голов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в называ нии многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающих ся сверстников (узкий, кислый, гладкий, пушистый и др.).
В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.
Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлечённого харак тера, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность упот ребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях.
Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось-олень, тигр-лев, весна-осень, сахарница-чайник, сквореч ник-гнездо, ресницы-брови и др.).
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифферен цировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт-идёт, воркует-по ёт, чирикает-поёт и т.д.).
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям также наблюдаются:
- замены слов на основе других семантических признаков: миска-тарелка, лейка-чайник, графин-бутылка;
- замены слов, обозначающие предметы, внешне сходные: майка-рубашка, фонтан-душ;
- замены слов, обозначающих предметы, объединённые общностью ситуа ции: каток-лед, вешалка-пальто;
- смешение слов, обозначающих части, целое: воротник-платье, кузов-машина, локоть-рука;
- замена обобщающих понятий словами конкретного значения: обувь - бо тинки, цветы - ромашки, одежда - кофта;
- использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать - чтобы спать, щётка - чистить зубы, плита - газ горит,
- замены слов, обозначающих действия или предметы, словами существи тельными: открывать - дверь, играть - кукла.
Или наоборот, замена существительных глаголом: лекарство - болеть, кровать – спать.
При подборе синонимов также допускаются ошибки или отказываются от ответа.
Т. Е. Левиной в 1969 году была разработана периодизация проявлений об щего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и её предметно - смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона
Первый уровень речевого развития.
Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей со стоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов звукоподражаний: собака, коза, корова, баран – ава; машина, корабль, ракета, велосипед ту - ту.
Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними.
Например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает». Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребёнок говорит «да» и сопровождает сложное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «нитя» отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы.
В речи преобладают корневые части слова, при этом грубо нарушается звуко-слоговая структура слова. «Фраза» состоит из лепетных элементов, каждое такое слово имеет многообразную структуру, соотнесённость, и вне конкретной ситуации понятно быть не может.
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под»).
Пассивный словарь детей шире активного.
Отличительной стороной речевого развития этого уровня является ограни ченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова
Вывод. Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жёсткую ситуативную привязанность.
Второй уровень речевого развития.
Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребёнка.
Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя всё еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдель ных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Речевая недостаточ ность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2 - 3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детей, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются ограниченные возможности использования предметного сло варя, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. В речи опускают предлоги или заменяют их. Частицы и союзы употребляются редко.
Понимание обращенной речи развивается за счёт различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.
Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи» (15, с. 6). Наблюдается заметное улучшение со стояния словарного запаса не только по количественным, но и качественным пара метрам; расширяется объём употребляемых существительных, глаголов, прилага тельных; появляются некоторые числительные, наречия (15, с. 7). Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» - «не налил»), относительных и притяжательных прилагательных со значением действующего лица («молочница» - «где пьют молоко» и т.д.). Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлечённых понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречаются многозначное употребление слов и их семантические замены.
Вывод. У детей со вторым уровнем ОНР активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
1.3. На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребле ние многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные пред ложения; почти не употребляются сложные конструкции.
Ребёнок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим ребёнок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка» - «горшочный»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «лисья» - «лисник»). *
Очень часто попытки ребёнка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко–слоговой организации вновь образованного слова (вместо «нарисовал» - «саявал»).
Типичным для этого уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлечённым значением, а также слов с переносным значением.
По данным Г. А. Ткаченко, у детей третьего уровня в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2500.. .3000 слов. В нём отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие на звания предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и названия:
- частей предметов и объектов;
- существительных среднего рода;
- глаголов, выряжающих уточнённость действий;
- приставочных глаголов;
- глаголов будущего времени;
- антонимов;
- воспроизведения слов и фраз сложной слоговой структуры;
- синонимов;
- согласование существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах;
- относительных прилагательных
Вывод. У детей с третьим уровнем речевого недоразвития активная речь служит средством общения, но в ней преобладают слова, обозначающие действия, предметы, встречающиеся ребёнку повседневно. Слова же менее употребительные отсутствуют. Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития, свойственный нормальным детям. Полноценная речь ребёнка, имеющего общее недоразвитие речи, может быть развита только при целенаправленной коррекционной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательное развитие пятилетних детей
консультация для родителей...
Речевое развитие пятилетних детей.
Консультация для родителей....
Развитие пятилетних детей
Развитие пятилетних детей...
Консультация для родителей «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»
Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Я себя испытываю –Родителей воспитываю«Сиди!» — а я встаю,«Не пой!» – а я пою,«Молчи» – а я кричу,«Нельзя!» – а я ХОЧУ!!!П...
Статья: «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»
Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...
Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития.
Пятилетний возраст - хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их с...