Развитие фонематического слуха у детей
методическая разработка по логопедии по теме
Развитие фонематического слуха у детей
Автор: Дедушкина Ирина Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey.docx | 339.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха у детей.
Дедушкина Ирина Викторовна, ГДОУ детский сад №93 компенсирующего вида, Фрунзенского района, г. Санкт-Петербурга, учитель – логопед.
Формирование у детей лексически богатой, грамматически правильной и фонетически четкой речи - одна из задач обучения ребенка языку.
Развитие фонематических процессов влияет на становление всей речи.
Работу по развитию фонематического слуха надо начинать с неречевых психических функций. Необходимо вести по нескольким направлениям . Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание ,все виды памяти , совершенствовать пространственно-временные ориентировки, психомоторные функции и конструктивный праксис.
I.Слуховое внимание.
1),,Скажи, что ты слышишь?”Дети закрывают глаза и слушают. Они определяют, какие звуки слышат.
2),,Кто , что слышит?” За ширмой взрослый стучит молотком, шуршит бумагой и т. д. Дети называют , что они слышали.
3),,На каком музыкальном инструменте играла?” взрослый за ширмой играет на одном из музыкальных инструментов, дети определяют и называют на каком.
4),,Тихо - громко”. Взрослый стучит молоточком или играет на бубне. Дети, если звуки стучат тихо, идут на носочках, громко - шагом, совсем громко - бегут.
5) Улавливаем шепот. Взрослый дает задание шепотом. Дети выполняют.
6),,Отхлопай так же.” Взрослый отхлопывает ритм. Дети повторяют.
7) Предлагаются еще игры на слуховое внимание. ,,Летает не летает?”, ,,Кто позвал?” и т.д.
II.Оптико-пространственные представления. Уточняются представления о цвете , форме, величине предмета. ,,Найди такую же фигуру.” Разложи по размеру .Узнавание предмета по контуру в зашумленном изображении, с недостающими деталями.
III.зрительные представления, память, внимание. ,,Кто больше запомнит., ,,Зеркало, ,,Смотри и исполняй, и т. д.
IV.Ориентировка в пространстве.
1)Определение нахождения предметов по отношению к себе. Что спереди, сзади, вверху, слева, справа.
2) Определение положения предметов между собой. Уточнение пространственного положения фигур на плоскости.
3) Определение сходства и различия предметов.
V.Фонематический слух и его развитие.
1) Выделение звука из цепочки звуков.
2) Выделение звука на фоне слога
3) Выделение первого ударного гласного в слове.
4) Выделение первого согласного в слове.
5)Выделение гласного ,согласного в конце слова.
6) Определение места звука в слове.
VI. Сложные формы звукового анализа.
1) Определение гласного и согласного звука.
2) Определение последовательности звуков в слове.
3) Определение количества звуков в слове.
4) Определение места звука относительно других звуков.
VII. Знакомство с предложением.
1)Основные признаки предложения, чем оно отличается от простого набора слов.
2) Определение последовательности слов в предложении.
Для более легкого усвоения предлагаются различные игровые формы.
Материал следует подавать от простого к сложному. Применение различных схем и символов повышает эффективность работы.
Предлагаются следующие игры.
,,Найди лишнее”. Цель: учить находить слово, отличающееся от других одним звуком. Ход игры ребенку предлагается 3 картинки на один звук и 1 на другой, ребенок должен сказать, какая лишняя.
,,Грузовики “.Цель: учить подбирать картинки на заданный звук. Ход игры. Предлагаются 2 нарисованных грузовика, ребенок должен на каждый положить картинки на заданный звук. Можно усложнить задание, предложив ребенку определить место звука в слове.
,,Умные мышки” Цель: учить определять место звука в слове. Ход игры Мышку надо поставить в определенное место дорожки ( начало, середину, конец) в зависимости от того, где стоит звук в заданном слове.
,,Чем отличаются” Цель: учить находить, каким звуком отличаются слова. Ход игры Предлагаются картинки слов, отличающиеся друг от друга одним звуком.( бочка – почка).Ребенок должен определить каким звуком они отличаются.
,,Выложи предложение”. Цель: учить определять количество слов в предложении. Ход игры Ребенку дается картинка, предлагается по ней составить предложение. Потом выложить столько полосок, сколько слов в предложении, и т.д.
Предлагаются различные схемы. Все данное способствует развитию фонематического слуха.
Дедушкина Ирина Викторовна. Гор. Санкт – Петербург, ул. Купчинская, д.36, кв. 85, тел.771-37-66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»
В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....