Коррекционно-развивающая работа в ДОУ.
рабочая программа по логопедии по теме

Федотова Наталья Владимировна

Общая цель коррекционно-развивающей программы - освоение детьми коммуникативной функции языка  в соответствии с возрастными нормативами .

Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6-7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности   в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppy.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы

          Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, их артикуляция интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи.

Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи- нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

          Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной к школе группе заключается в следующем:  дети, за период пребывания в специализированном учреждении должны овладеть тем объёмом знаний, умений и навыков, который определен готовностью детей к обучению в школе.

        Общая цель коррекционно-развивающей программы - освоение детьми коммуникативной функции языка  в соответствии с возрастными нормативами .

Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6-7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности   в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

          «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» представляет коррекционно-развивающую систе му, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического вос приятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Спе циальное время отводится на развитие полноценного фонема тического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом ана лизе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слухо вые ощущения помогает решить две задачи — нормализо вать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реа лизация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольни ков в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Внимание специалистов также акцентиру ется на отклонениях в развитии фонематического воспри ятия дошкольников и недостатках произносительной сто роны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который опреде лен как программой коррекции речи, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в обще образовательной школе.

Программа коррекции речевых недостатков у детей  включает такую работу специалистов, как «Формирова ние произношения» и «Формирование элементарных навы ков письма и чтения», разработанную с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального про педевтического периода, направленного на воспитание пра вильного произношения в сочетании с интенсивным фор мированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.

Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соот ветствии с возрастными нормативами.

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, пред ложения, слова. В связи с этим рекомендуется активно употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки на выков чтения, письма и правописания.

Структурирование содержания программы осуществля лось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6—7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточно сти в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются: Т. Б. Филиче- ва, Г. В. Чиркина. 

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются основ ные этапы коррекционно-логопедической работы в сред ней, старшей и подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке данной программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррек- ционно-развивающего процесса, рекомендуется речевой ма териал. В программах представлены результаты многолет них экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками.

Данная программа содержит четыре части:

«Логопедическая работа с детьми I уров ня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми III уров ня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

«Логопедическая работа с детьми IV уров ня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова

    У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная по знавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.

В связи с этим в программе предусмотрены три типа заня тий: индивидуальные, под групповые и фронтальные.

Основная цель индивидуальных занятий состо ит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для раз ных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные осо бенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивиду альных занятиях ребенок должен овладеть правильной ар тикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолиро ванно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слого вой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания под групповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий — воспи тание навыков коллективной работы. На этих занятиях де ти должны научиться адекватно оценивать качество рече вых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в за висимости от динамики достижений дошкольников в кор рекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

Важной в методическом аспекте особенностью индиви дуальных и подгрупповых занятий является то, что они но сят опережающий характер и готовят детей к усвоению бо лее сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

Фронтальные фонетические занятия преду сматривают усвоение произношения ранее поставлен ных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятель ной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее рас ширение речевой практики детей в процессе ознаком ления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родньиг языком в индивидуальных и коллективных ситуация! общения.

На фронтальных занятиях организуются совместные иг4 ры дошкольников, обеспечивающие межличностное обще-\ ние, разные виды деятельности для развития коммуника тивной, планирующей и знаковой функции речи.

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая, организация их жизни в период посеще ния детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную дея тельность детей. Режим дня и расписание занятий в зна чительной степени отличаются от общепринятых, так как в течение года наряду с приоритетным осуществлением коррекционно-обучающих направлений развития дошколь ников данной категории необходимо подготовить их к ин теграции в общеобразовательную среду. Соблюдение опре деленного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные за дачи. Важно при этом правильно соотнести обязанности ло гопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учрежде ниях и группах детей с нарушениями речи» в каждой груп пе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежеднев но с 9.00 до 12.30 проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Время с 12.30 до 13.00 отводится на заполнение логопедиче ской документации (фронтальных планов, индивидуаль ных тетрадей, планирование заданий воспитателю на вечернее время и т. д.), подготовку к фронтальным заняти ям, подбор и изготовление дидактических пособий. Коли чество фронтальных логопедических занятий зависит от периода обучения: в первом периоде — 2 занятия, во вто ром — 3, в третьем — ежедневно. Во второй половине дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию ло гопеда. Из-за необходимости проведения коррекционных логопедических занятий некоторые занятия воспитателя переносятся на вечернее время

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса логопеду ДОУ рекомендуется поддержи вать связь с логопедом общеобразовательной школы и по ликлиники.

Процесс коррекции фонетико-фонематического недораз вития строится с учетом общедидактических и специаль ных принципов обучения. Основополагающим принципом является положение о том, что формирование речи осуще ствляется в определенной последовательности — от кон кретных значений к более абстрактным. Репродуктивные формы обучения применяются в определенных пределах для развития частных механизмов речи: моторики артику ляционного аппарата, воспроизведения различных навы ков звуко-слоговых структур и др. На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимо связи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира. По мере улучшения фонетической стороны речи выдвигаются следующие принципы:

•  коммуникативно-деятельностный, учитывающий пси холингвистические   положения   о   последовательном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчи ненным задачам общения;

•  активизации речевой практики, т. е. употребление и вос питание различных форм речи в меняющихся условиях общения. В соответствии с этим принципом используют ся наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспе чивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

Недостатки в развитии фонематического слуха

и звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Методы и приемы их исправления

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного ап парата, но и умение хорошо слушать, слышать и разли чать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собст венное произношение.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой:  хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями спо собствует   более   быстрому   усвоению   правильного   звуко произношения.

Процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему гово рят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и  слушает.   Он  воспринимает  собственную  речь  благода ря взаимодействию речедвигательного и слухового анализа тора. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последо вательности они произносят. Доказано, что нормально раз вивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произ ношении.    Если   в   момент   разговора   ребенок   допустит какую-то неточность, то тут же благодаря четкой работе слу хового анализатора заметит и сам ее исправит.

Изучение недостатков произношения и различения фо нем у дошкольников показало, что картина нарушения ре-ми у них неоднозначна. Наиболее типичным является:

•  недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш];

•  смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок упот ребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их;

•  замены звуков более легкими по артикуляции («Фа-маёт потбим тами» — «Самолет построим сами»);

•  искаженное произношение звуков в сочетании с вы шеперечисленными дефектами.

Признаком фонематического недоразвития является что всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.

Трудности различения звуков выявляются при выпол нении специальных диагностических заданий, предпола гающих достаточный уровень развития фонематического восприятия.

Например:

•  выделить определенный звук из ряда других звуков;

•  повторить   ряды   слов   и   слогов  с   оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произно сит   правильно):   па-ба,   ба-па,   да-да-та,   та-та-да и т. д.;

•  определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове.

Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок;

•  самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;

•  назвать ряд слов, содержащих определенный звук. Как правило, подобные задания вызывают затруднения

у детей с ФФН. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овла дению звуковым анализом. Нередко вместо выделения пер вого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.

Совокупность всех перечисленных отклонений в произ ношении и фонематическом развитии не позволяет детям позднее полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:

•  замены       согласных       букв       («зелезо» железо, «лека» река и т. д.);

•  пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);

•  перестановка букв и слогов («кошолатка» шоко ладка,  «петеръ» теперь, «логова» -- голова,  «мо-коло» молоко и т. д.);

•  замены гласных даже тогда, когда они стоят под уда рением: е — и (сел «сил»), о — у (пол «пул»);

•  вставка лишних букв («пошала» пошла).

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимо связанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Назван ные задачи решаются за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: форми рование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и под готовка к звуковому анализу речи.

Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспект ная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно ис пользовать приобретенные речевые умения и навыки в раз ных условиях речевого общения.

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фоне тической и просодической системы родного языка. Под ус воением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухо вого восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко разли чаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.

В первую очередь уточняется произношение так назы ваемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчет ливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощу щения в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности.

В программе предусмотрена определенная последователь ность усложнения речедвигательных дифференцировок. Ос воение каждого нового звука происходит в сравнении с дру гими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвое нию звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким обра зом, устанавливаются связи между акустическими и арти куляционными характеристиками звуков, что обеспечива ет полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обу чения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противо поставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражне ния усложняются за счет включения новых типов звуко-сло говых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

Очень важным методическим требованием является осо бая организация речевого материала для занятий:

•  он  должен  быть  максимально  насыщен  изучаемым звуком;

•  нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);

•  произношение  изучаемого  звука  отрабатывается  во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответст вии с возрастом.

Помимо специфических логопедических приемов реко мендуется регулярно применять упражнения, направлен ные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. По степенно в упражнения включаются слова все более сход ного звукового состава; увеличивается их количество. Ши роко используются различные виды слоговых упражнений:

•  воспроизведение ритмов;

•  сочетание отстукивания ритма и проговаривания;

•  рифмованные фразы.

Увеличивается количество элементов задания, включа ются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ус коряется темп.

Однако простого механического повторения и закрепле ния навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимо связанное формирование различных сторон речи как цело стного образования.

При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материа ла. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.

Важно соблюдать принцип сознательной опоры на зна чение слова, подчеркивая, что изменение одного звука при водит к другому значению слов (кашка — каска, мышка -миска, лук — жук и т. д.). Учитывается также многообра зие языкового контекста (коса девочки, коса — орудие тру да; ключ от замка, ключ в озере).

Взаимодействие логопеда и воспитателя

Работа воспитателя в группах для детей с ФФН имеет свою специфику. В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей в усвоении программного мате риала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатель определяет возможности детей в рече вой, изобразительной, конструктивной деятельности, в ов ладении счетными операциями и т. п.

Совместно с логопедом воспитатель анализирует особен ности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребенок краткой или развернутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям стар шей группы: пересказом по картине, серии картин, описа нием, рассказом из личного опыта и др.

При оценке состояния навыков по этим направлениям следует учитывать общеобразовательные программные требо вания для данной возрастной группы. Исходя из неоднород ности состава детей в группах ФФН, обусловленной различ ной этиологией нарушения и социокультурными факторами, важно в результате первичного обследования дифференциро ванно оценить степень отставания в усвоении учебного мате риала, предлагаемого для средней и старшей группы детско го сада общеразвивающего вида.

Возможны разные варианты соответствия программным требованиям: полностью соответ ствует, отстает, значительно отстает. После проведенного обследования воспитатель получает представление о состоя нии навыков каждого ребенка по направлениям: элементар ные математические представления, речь, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, игровая дея тельность, двигательные навыки, музыкально-ритмические способности. Это позволит при проведении занятий усилить их коррекционную направленность и адресно осуществить индивидуальный подход.

На педагогическом совете логопед и воспитатель сооб щают результаты обследования и коллегиально обсуждает ся выбор типовой программы и варианты ее реализации с учетом возможностей детей. Предъявляемый речевой мате риал должен быть соотнесен с уровнем фонетического, фо нематического и общего речевого развития детей. Чрезмер ные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.

Занятия, направленные на развитие правильной связ ной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), прово дятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.

Процесс воспитания и обучения в детском саду преду сматривает определенный круг знаний об окружающем ми ре и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, рабо тая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей до школьного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Он осуществляет обучение родному языку на заня тиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учи тывая особенности речевого развития детей. Процесс обуче ния родному языку имеет некоторое своеобразие.

В начале обучения воспитатель использует преимуществен но методы и приемы развития речи, не требующие разверну того высказывания детей. Так, широко применяется нагляд ный метод обучения, например, экскурсии, знакомство детей с теми или иными объектами, показ картин и видеофильмов. Использование словесных методов обучения сводится преиму щественно к чтению детям художественных произведений рассказам воспитателя, беседам. Большое внимание воспита тель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развер нутый ответ (несколько позднее), понимание различных вари антов вопроса, умение поддерживать разговор с собеседником. В то же время во втором полугодии большое внимание уделя ется развитию основных типов монологической речи.

Содержание логопедических занятий, организация методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений речевого опыта, накопленных детьми в процессе работ воспитателя по разделам программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов области словоизменения, словообразования и недостаточно го овладения предложно-падежным управлением.

Работа логопеда над словарем носит выборочный харак тер, в нее входят накопление и уточнение слов (существи тельных и прилагательных), имеющих уменьшительно- лас кательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, знакомство с наиболее распространенны ми случаями многозначности слов, практическое ознакомле ние со словами, имеющими противоположное значение.

Основная цель лексических заданий — научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Сначала используются модели, предлагаемые логопедом, а затем — самостоятельно. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для логопедических занятий подбираются определенные группы слов и синтаксических конструкций, в образовании которых дети наиболее часто допускают грамматические ошибки. Особого внимания требуют подбор и группировка различно го наглядного и словесного материала, игровых упражне ний, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение навыками грамматически правильной речи.

Чтобы повысить коррекционное значение словарной ра боты, широко используются специальные упражнения, развивающие направленность на смысловую и звуковую сторону слов, умение подмечать общие и различные морфо логические элементы изучаемых лексических единиц.

Основные направления работы логопеда и воспитателя но данной программе — формирование у детей полноценной фонетической системы языка, развитие фонематиче ского восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие навыков изме нения просодических характеристик самостоятельных вы сказываний в зависимости от речевых намерений.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспи тания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки детей к успешному овладению письменной формой речи, развития языковой способности ребенка.

Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полно ценных фонематических процессов в развитии речи и ста новления письма и чтения (Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин и др.).

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

На занятиях осуществляется:

•  закрепление навыков произношения изученных звуков;

•  отработка   навыков   восприятия   и   воспроизведения) сложных слоговых структур, состоящих из правильна произносимых звуков;

•  звуковой анализ и синтез слов,  состоящих из правильно произносимых звуков;

•  расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

•  закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальны] занятиях звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности и звукопроизношения. Состав детей в подгруппах течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произ ношении слов сложного слогового состава, отдельные спе цифические проявления патологии речи, выраженные от клонения в строении артикуляционного аппарата и т. д. Индивидуально-подгрупповая работа вклю чает в себя:

•  выработку дифференцированных  движений  органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуля ционные установки для ребенка были вполне осознан ными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый  артикуляционный уклад  при воспроизведении  звуков,   привлекая  слуховой,   зри тельный, кинестетический анализаторы;

•  закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные   согласные   звуки   [м] — [м'],   [н] — [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [в] - [в'], [б] — [б'], [д] — [д'], [г] — [г'] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необхо димо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать   артикуляционный   аппарат,   создать условия спонтанного появления в речи детей отсутст вующих звуков;

•  постановку отсутствующих у ребенка звуков общепри нятыми в логопедии методами. Последовательность по явления в речи этих звуков зависит от того, какие кон кретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в сле дующей последовательности [с] — [с'], [з] — [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] -[д], от [д] — [т].

Последовательность постановки сонор ных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной по становки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим   группам,   логопед   имеет  возможность подготовить детей к фронтальным занятиям. В работе над произношением выделяется два этапа -собственно постановка звука при изолированном произно шении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале.

Последовательность отработки звуков в I периоде обуче ния обеспечивает поэтапную работу над фонемами, посте пенный переход от более легких к сложным звукам. Это по могает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения про изношению следует воспитывать у детей стойкий познава тельный интерес, активизировать мыслительную деятель ность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с рабо той по развитию слухового восприятия.

В течение I периода детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять из ряда других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, со стоящего из 3—4 гласных звуков. Учитывая возрастные осо бенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

Отработка правильного произношения простых соглас ных звуков ([п], [п'], [т], [к], [к'], [л']) сочетается с выра боткой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также опре делять наличие данного звука в начале слова (паук), за тем -- в конце (паук). Много внимания уделяется запоми нанию слоговых рядов, например: та-ат, пку-уп-пу и т. д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голо са, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: папапа; папапа; папапа.

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Вклю чаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечени ем согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узна вание звука в слове, отбор картинок, называние слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использова нием различного дидактического материала. Например, иг ра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: [и], [у], [р], [л], [т], [к] и т. д. Дети, услышав звук [т], должны поднять картинку,   в   названии   которой   есть   этот   звук.   Или   игра

«Добавь пропущенное слово» (в тексте игры должен быть

к [т]).  (Построили новый дом, а рядом сидит собака  Том. Сидит дома девочка (Тома).

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Например, игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те  картинки, в названии которых есть, например, звук [т].  Затем  «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже — картинки со звуком [т] в начале слова, на 2-м -и середине, на 3-м — в конце  (Таня, кот, плита, коты. Том, утка, Тоня, боты, тыква, хата и т. д.).

Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, ап, ут, ни, ит, ип, алъ, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные сло ги (уп, у т и т. д.).

Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т. д.).

На индивидуальных занятиях во II периоде продолжает ся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По прежнему эта работа предопределяет содержание фрон тальных занятий. Новым по сравнению с I периодом являет ся усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и звонкости.

Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации сви стящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]. По мере включения в лек сический материал новых звуков детей знакомят с измене нием форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков [с], [с'], [з], [з'] дети могут упражнять ся в согласовании прилагательных синий, зеленый с сущест вительными трех родов; при отработке дифференциации зву ков [л] — [л'] могут включаться задания на преобразование глаголов, например: гуляет гуляли погуляет; копа ет копали выкопали и т. д.; звуков [ы] — [и] — на закрепление категории числа существительных: тыквы -кубики, коты соки, лилии липы и т. д.

Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения проводятся на материале правильно произносимых звуков в часы, выделенные для формирования произношения.

Во II периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи планируются 3 раза в не делю.

Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения — 2 раза в неделю.

В III периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи проводятся 1—2 раза в не делю. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения — 3 раза в неделю. Фронтальные занятия заканчиваются к 1 июня.

В июне — августе проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, на кото рых окончательно дорабатываются все оставшиеся недоче ты в речи детей.

Формирование элементарных навыков письма и чтения

Основой для формирования элементарных навыков письма и чтения является общеречевое развитие детей. Особое значение придается формированию осознания чу жой и своей речи.

Предметом внимания для ребенка стано вятся элементы речи, особенности речевого поведения, про извольность и сознательность речевых высказываний. Показателями готовности к овладению элементарными на выками письма и чтения у детей с нормальным речевым развитием являются умения:

•  сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче;

•  произвольно и преднамеренно строить свои высказы вания;

•  выбирать  наиболее  подходящие  языковые  средства для выполнения вербальной задачи;

•  осознанно оценивать выполнение вербальной задачи.

Таким образом, осознание явлений языка и речи пред полагает двустороннюю связь между полноценным процес сом развития речи и подготовкой к овладению элементар ными навыками письма и чтения.

В случаях отклонения в развитии фонетических, лекси ческих и грамматических компонентов устной речи нарушаются последовательно накапливаемый в норме опыт работы, как в сфере звуковых обобщений, так и, и в сфере морфологического анализа (Р. Е. Левина). У детей, формирование речи которых протекало в аномальных условиях (позднее ее начало, бедность лексики, огра ниченность общения, дефекты восприятия и т. д.), готовность к усвоению элементарной грамоты традиционными методами и в обычные сроки отсутствует.

У детей с ФФН основным препятствием к овладению на ми ком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Они обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который им обеспечивает понимание речи и повседневное общение, но недоста точен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока речи на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Они не готовы к выполнению специальных умствен ных действий по анализу звуковой структуры слова. У де тей с ФФН, как показали специальные исследования, фо нематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определен ной системе, предполагающей сочетание коррекции произ ношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности.

Приоритетные задачи коррекционного обучения по дан ному разделу:

•  сформировать у детей необходимую готовность к овла дению элементарными навыками письма и чтения;

•  научить детей элементарным навыкам письма и чте ния.

Обязательным методическим условием является форми рование элементарных навыков письма и чтения на мате риале звуков, предварительно отработанных в произно шении и соответствующих нормативам русского языка. В системе обучения предусмотрено определенное соответст вие между изучаемыми звуками, доступными формами речезвукового анализа и начального этапа обучения письму и чтению.

Если ошибка произошла и речевом  материале,   который  усвоен  основным  составом группы, то следует предложить ребенку произнести слово  правильно. В противном случае лучше ограничиться четким произнесением образца. Если ошибка является распро страненной и встречается у многих детей, нужно обсудить это с логопедом.

Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять.

Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельно му исправлению ошибок. В речевых ситуациях, имеющих эмоциональный характер (игра, оживленный диалог) ис пользуется так называемое отсроченное исправление.  По отношению к детям с проявлениями речевого негативизма исправление ошибок осуществляется без фиксации внима ния всей группы.

При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекает внимание к названиям предметов, объ ектов. При этом, помимо возрастных возможностей детей учитывается состояние фонетической стороны речи, корри гируемой логопедом. В активный словарь вводятся слова, доступные по звуко-слоговой структуре. Воспитатель дол жен следить за их четким и правильным произношением, так как, помимо общеразвивающих задач, он также реали зует  задачи  коррекционной  направленности — осуществ ляет активное закрепление навыков произношения.

Формирование   графомоторных   навыков В сетке часов должно выделяться специальное время для формирования у детей графомоторных навыков. Про водит это занятие воспитатель. Данный процесс  включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентиро вок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня разви тия зрительного восприятия и умения точно координиро вать движение руки.

В процессе развития графических навыков у детей вос питывается произвольное внимание и память. Дети учатся

внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя

работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу

других. На всех этапах обучения упражнения являются

не механическим повторением одних и тех же процессов

и движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. При этом воспитатель постоянно следит за

правильной посадкой и положением рук ребенка.

Перед началом занятия желательно включать упражне нии для тренировки движений пальцев рук и кистей. Элементы пальчиковой гимнастики можно включать и в ходе образовательной деятельности в качестве физкультминутки.

Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бума ги - уметь определять части листа бумаги и расположение на нем рисунка.

Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линий в ограниченном пространстве, правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Для зарисовки, обводки и штриховки фигур используются тетради в клеточку.

Зрительные диктанты способствуют развитию зритель ного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать предъявляемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, и выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами. Зрительные дик танты чередуются со слуховыми, цель которых — развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного сло весного описания их воспитателем и подбираются из числа уже знакомых детям по зрительным диктантам.

Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элемен тов, и более сложном их расположении, а также в увеличе нии элементов, различно окрашенных.

Система   графических   упражнений

С целью обеспечения постепенного перехода от простей ших графических задач к более сложным вся система гра фических упражнений делится на три этапа.

Этап

Кол-во занятий

Содержание

Образец упражнений

1

5—6

Зарисовка фигур, со стоящих из прямых вертикальных и гори зонтальных линий

2

5—6

Письмо наклонных линий

3

18—20

Зарисовка кругов и овалов

На первом этапе дети осваивают зарисовку по точкам, а затем самостоятельно — зарисовку фигур, состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся аккуратно заштриховывать фигуры вертикальными и гори зонтальными линиями.

В течение второго этапа обучения осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями.

На третьем этапе дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с петлей. Закрепляются ранее получен ные навыки. Продолжаются упражнения в штриховке фи гур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальны ми и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками.

В занятие включаются следующие виды работ: письмо графических элементов, зрительный или слуховой дик тант.

На более поздних этапах обучения в занятия могут быть одновременно включены зрительный и слуховой диктанты.

Письмо   графических   элементов

За 30 занятий дети усваивают шесть основных видов элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с за круглением внизу, вверху, с двумя закруглениями) и овал. Первые занятия при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может под бираться с учетом возможности их преобразования в цвет ную каемочку. Письмо элементов различных групп, в про цессе которого закрепляются полученные ранее навыки, является в то же время хорошим упражнением для разви тия произвольного внимания и памяти.

Зрительные и слуховые диктанты

Всего на 30 занятиях проводится около 20 зрительных и около 5 слуховых диктантов. В большинстве случаев при проведении зрительных диктантов используется выклады вание из разноцветных палочек и геометрических фигур. В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, после выкладывания может быть использован прием зарисовки по точкам самостоятельно, обводка с последую щей штриховкой.

На слуховых диктантах при достаточно простом сочета нии фигур их выкладывание может сочетаться с зарисов кой или обводкой и штриховкой.

Развитие   элементарных   математических представлений

Учить считать в пределах 20.

Учить определять равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения.

Знакомить с количественным составом чисел в пределах 10—20 на конкретном материале. Преобразование неравен ства в равенство.

Развивать умение отвечать на вопросы: Который? Какой? Сколько?

Учить делению целого на несколько равных частей.

Учить навыкам прямого и обратного счета в пределах 10 (счет на слух, по осязанию), отсчитывать предметы в соответствии с указанным числом из большего количества предметов (с открытыми и закрытыми глазами).

Учить называть смежные числа к названному числу; понимать временные выражения со словами «до», «после».

Учить определять количественный состав числа из отдельных единиц на конкретных примерах.

Занятия воспитателя

В задачу воспитателя детского сада для детей с наруше ниями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения1, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на уст ранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, ин теллектуальной сферах, обусловленных особенностями ре чевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение пред ставлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития ком пенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями ре чи воспитателю предоставлены все возможности для все стороннего формирования личности ребенка с речевым дефектом.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его соци альная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению школе диктуют необходимость овладения теми же видам! деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

В процессе овладения этими видами деятельности вос питатель   должен   учитывать   индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способство вать    развитию    восприятия,     мнестических    процессов, мотивации, доступных форм мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познава тельных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов  с  окружающими,   неправильных  приемов  семейного воспитания и других причин.

1  «Программа  воспитания  и  обучения  в  детском   саду»   под  ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В задачу воспитателя входит также создание доброже лательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указан ных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя заме чать признаки агрессивности, конфликтности или по вышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требова ния, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Правильно организованное пси холого-педагогическое воздействие воспитателя в значи тельном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, фор мирует в группе коллективные, социально приемлемые от ношения.

Развитие речи

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

1)  расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2)  развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуа циях общения;

3)  автоматизация в свободной самостоятельной речи де тской усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформ ления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на заня тиях логопеда результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневное на блюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблю дает   за   проявлениями   речевой   активности   детей,    за правильным   использованием   поставленных   или   исправ ленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоен ных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.  Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические  ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.  Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный   характер,   не   всегда   целесообразно   прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать  «отсроченное исправление».  Речь воспита теля должна служить образцом для детей с речевыми на рушениями:   быть   четкой,   предельно   внятной,   хорошо интонированной,   выразительной.   Следует   избегать   при обращении к детям сложных инвертированных конструк ций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание ин дивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуника тивные затруднения, на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную невроло гическую симптоматику и отличающихся психофизиологи ческой незрелостью. В этих случаях возможно при перехо де на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О та ких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специ альной логопедической работой интерес к языковым явле ниям, к соответствующему речевому материалу, к различ ным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению до стигнутых результатов.

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способ ствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реаль ные и потенциальные способности дошкольников, тщатель но изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сде лать с помощью взрослого.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навы ков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) раз витие.

В процессе воспитания важно организовать возмож ность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закреп ляются не только коммуникативные умения, но и создает ся положительный фон для регуляции речевого поведения.

Основой для проведения занятий по развитию речи слу жат постепенно расширяющиеся знания детей об окружаю щей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Поме щение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...