Консультация для педагогов «Звуковая культура речи»
статья по логопедии по теме
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
- Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха)
- Развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи.
Развитие речедвигательного аппарата
Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи – языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков.
Отклонения в строении артикуляционного аппарата, а также недостаточная подвижность речевых органов нередко являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы речевого аппарата. Воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является основной задачей воспитателей детского сада. Речь воспитателя должна быть четкой, выразительной, грамотной. Очень хорошо если ребенок научился произносить тот или иной звук. Но прежде, чем он начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько воспитателя, сколько родителей. Воспитатель лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки?
Со стороны воспитателя важно! Ежедневно закреплять появившийся звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи. Исправлять ребенка, напоминать постоянно, как нужно правильно говорить, и чем чаще вы это будете делать, тем быстрее ребенок привыкнет.
Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихотворной и игровой форме. Это повышает интерес малышей к проведению гимнастики, и позволят поддерживать интерес к этой работе.
Существуют различные пособия по проведению артикуляционной гимнастики.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Предложенные в этом пособии игры познакомят детей с органами артикуляции, уточнят их названия, укрепят мышцы артикуляционного аппарата.
- Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»
- Валентина Буйко «Чудо-обучайка» В ней представлены цветные иллюстрации и тексты в стихотворной форме.
Развитие восприятия речи
Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха. Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять на слух наличие какого-либо звука в слове.
Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у ребенка есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической сторон речи), это может в последствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи – дислексию (нарушение чтения) и дисграфию (нарушение письма).
Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ», Н, НЬ, а не «эн» и т.д.
Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.
Этапы овладения звуковым анализом.
1. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
На этом этапе ознакомления детей со звуками я использую шесть гласных звуков – шесть девочек. Полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе воздушной струи, положение губ – схематичной артикуляции.
Все согласные звуки обозначают четыре мальчика. Сжатые губы символ преграды на пути выдыхаемого воздуха.
Твердые согласные носят синие костюмчики, а мягкие согласные – зеленые. Для характеристики звуков на занятии, я использую сигнальную схему.
Также можно использовать систему символов, разработанную Ткаченко Т.А.:
А - большой круг красного цвета.
О - овал красного цвета
Ш - шарик лопнул, выходит воздух.
При определении первого звука в слове дети испытывают особое затруднение, когда согласный сливается с гласным дом - [д], а не [до]. Поэтому важно, чтобы ребенок хорошо осознал стоящую перед ним задачу сначала на более доступных примерах:
- Выделение начального гласного (а ----- ист);
- Выделение начального взрывного согласного вне слияния с гласным при его утрированно-изолированном произношении (к-----то);
- Выделение начального щелевого согласного (ш ----- уба);
- Выделение начального смычно-щелевого утрированного согласного
(в ---- ата);
- Выделение начального смычно-проходного утрированного согласного (к ---- от);
Игры и упражнения:
На уроках по обучению грамоте, при знакомстве детей с определенным звуком в организационный момент я часто включаю такое задание:
" Какой звук повторяется чаще всего? "
Цель: научить определять повторяющийся звук, находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры:
Я читаю стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, определить какой звук встречается чаще всего в данном стихотворении. После прочтения я спрашиваю детей, какие слова они запомнили с данным звуком.
2. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.
Игры и упражнения:
"Подарки гостям." Педагог представляет гостя занятия: (Матрёшку, Буратино, Карлсона, Золушку) и прочих. Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.
"Предмет и имя". Я показываю детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даю им имена в зависимости от темы занятия (Лада и Рома). Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.
" Замкни цепочку "
Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча, а можно выполнить
настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.
" Доскажи звук "
Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.
Ход игры:
Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Я произношу предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросаю мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила?
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё...
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...
"Распредели картинки"
Детям раздаются картинки, где, например, (м) в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где (м) в начале слова, во вторую - в середине, в третью -в конце слова.
"Котенок гуляет".
Цель: определение места звука в слове.
Материал: Плоскостное изображение котенка и светофор-полоска.
Ход игры: Дети, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: передвигают котенка в соответствующее поле"
3. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
красный обозначают гласный звук,
синий твёрдый согласный,
зелёный - мягкий согласный,
Игры и упражнения:
Логопед произносит звук, а ребёнок определяет: твёрдый это звук или мягкий?
Распредели игрушки между Тимом и Томом, Катей и Кирой, Симой и Светой (в зависимости от того, с какого звука: твёрдого или мягкого начинается слово и имя).
"Сигнальщики"
У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.
"Кирпич или вата" - игра проводится по аналогии с игрой "Сигнальщики".
4. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слова.
Игры и упражнения:
"Телеграфисты"
Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен "передать содержание телеграммы": произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий "принимает телеграмму" - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.
"Поймай звук"
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
Знания детей о звуковом составе слов, полученных на предыдущих этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге 1 гласный звук, учатся делить слова на слоги различной слоговой структуры, определять последовательность слогов и их количество. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игры и упражнения:
"Разгадай ребус"
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов. Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.
ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ
КартинкиСлова
голуби, раки - гора;
бутылка, рябина - буря;
кораблик, жаворонок - кожа;
сухари, шары - суша;
карандаш, банка - кабан;
колобок, марка - комар;
лисички, самолет - лиса;
"Слогопоезд"
"Рассели в нужный домик"
Порядок анализируемых слов:
слова из двух гласных (АУ)
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
из трёх звуков (РАК, КИТ)
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов (СУМКА)
из 3 открытых слогов (СОБАКА)
План анализа слова:
1. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
2. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
3. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. третий звук и т.д.
5. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:
сколько всего звуков в слове?
сколько гласных?
сколько в слове слогов?
Заключение.
Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВЕСНЫМ СОСТАВОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
При ознакомлении со словесным составом предложения дети начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.
При обучении детей составлению предложений используются схемы, на основе которых дошкольники знакомятся со структурой предложения. Затем, опираясь на эти же схемы, можно составлять короткие рассказы на заданную тему.
С целью более наглядно представить детям словесный состав предложения я использую схему. Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов в предложении, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом (домик за домиком, полоска за полоской и т. п.), т. е. слово за словом. Эту динамику видно, когда педагог рисует схему на доске, еще более отчетливо она выступает перед детьми, когда они составляют схему сами.
Я использую пособия предложенные из «речецветика». Первый дом с высокой крышей обозначает начало предложения, слово с заглавной буквы (имена людей, клички животных). Остальные дома одинакового размера, в конце дом с точкой – обозначает, что предложение закончено.
Большую активность детей вызывает речевая игра «Живые слова» Она используется для ознакомления со словесным составом предложения, с последовательностью слов в предложении.
Логопед вызывает нескольких детей (в зависимости от количества слов, из которых будет составлено предложение) и говорит: «Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Живые слова». Вот эти дети — Саша, Коля и Таня — будут словами. А сначала мы придумаем предложение из трех слов.
Дети составляют предложение, например «Самолет летит высоко». Каждому вызванному логопед говорит, каким словом он будет (или они сами выбирают для себя слова). Затем педагог просит остальных детей поставить «слова» в таком порядке (слева направо), чтобы получилось составленное предложение. Дети легко запоминают, кто из вызванных каким словом является, и «выстраивают» («записывают») предложение. Воспитатель просит, чтобы дети-«слова» называли себя по порядку, и все слышат предложение («Самолет… летит… высоко»).
Разные формы наглядности при ознакомлении детей со словесным составом предложения занимают основное место на первых занятиях. В дальнейшем логопед все больше внимания уделяет тому, чтобы дети научились членить предложение на слова и составлять его из слов уже без опоры на наглядность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Звуковая культура речи"
уапражнения для развития фонематического слуха детей...
Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....
Консультация для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»
Тема: «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста»Консультаци...
Консультация “Технология воспитания звуковой культуры речи у дошкольников”
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка....
Презентация для педагогов "Звуковая культура речи"
Логопедическая пятиминутка для педагогов "Звуковая культура речи"...
Доклад для педагогов "Звуковая культура речи"
Доклад для педагогов "Звуковая культура речи"...
Семинар для педагогов. Звуковая культура речи дошкольников.
Семинар о развитии в ДОУ звуковой культуры речи. Важные аспекты, цели и задачи. Возрастные особенности воспитания у дошкольников звуковой культуры речи....