рекомендации для родителей
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Журавлева Юлия Александровна

данный материал содержит подобранные брошюры-буклеты для развития артикуляционного аппарата и будет полезен для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов , а так же родителей детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_zh.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_z.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_l.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_r.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_s.doc31 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_c.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_ch.doc37 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_sh.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_shch.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.

Звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между  задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.

“Дудочка”         -С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”  - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

”“Чашечка  - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик”  - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.



Предварительный просмотр:

Звуки «З»и «Зь»

При произнесении звука “З”:губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук З.

“Улыбка” - Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик” - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”  - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок” -  Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок” - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”  - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик”  - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Звук “Л”

При произнесении звука “Л”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена,

задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу ,боковые края языка опущены,

слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика. Звук Л.

“Окошко”  - Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”  - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок”  - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”  - Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик”  - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

Качели”  - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка”  - Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок”  - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Непослушный язычок”  - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”  - Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”  - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек”  - Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет”         Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик”  - Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

“Колокольчик”  - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Звук “С”

При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос.При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук С.

“Улыбка”  - Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик” - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”  - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”  - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”  - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”  - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, артикуляция в два этапа: передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.

“Улыбка”  - Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”  - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”  - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”  - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”  - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”  - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится”  - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, струя воздуха сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.

“Дудочка”  - С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”  - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”  - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”  -  Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”  - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”  - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”  - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”  - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок”  - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.

“Дудочка”  - С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”   Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”  - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”  - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”  - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”  - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы  “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”  - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.

“Дудочка”          - С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”  - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”  - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”  - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”  - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”  - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”          - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”  - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»

 

Подготовила:

Учитель-логопед Журавлева Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...