рекомендации для родителей
материал по логопедии (старшая группа) по теме
данный материал содержит подобранные брошюры-буклеты для развития артикуляционного аппарата и будет полезен для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов , а так же родителей детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_zh.doc | 38.5 КБ |
zvuk_z.doc | 31.5 КБ |
zvuk_l.doc | 32.5 КБ |
zvuk_r.doc | 36.5 КБ |
zvuk_s.doc | 31 КБ |
zvuk_c.doc | 31.5 КБ |
zvuk_ch.doc | 37 КБ |
zvuk_sh.doc | 36.5 КБ |
zvuk_shch.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Звук “Ж”
При произнесении звука “Ж”:
губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.
“Дудочка” -С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
”“Чашечка - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Предварительный просмотр:
Звуки «З»и «Зь»
При произнесении звука “З”:губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы,
передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам,
вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук З.
“Улыбка” - Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик” - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок” - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок” - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка” - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Звук “Л”
При произнесении звука “Л”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена,
задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу ,боковые края языка опущены,
слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
Артикуляционная гимнастика. Звук Л.
“Окошко” - Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка” - Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Звук “Р”
При произнесении звука “Р”:
положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук Р.
“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Лошадка” - Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
“Грибок” - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка” - Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Молоточек” - Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.
“Пулемет” Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:
“Д-д-д-д”.
“Моторчик” - Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).
“Колокольчик” - Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Звук “С”
При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос.При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика. Звук С.
“Улыбка” - Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик” - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок” - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок” - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка” - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Звук “Ц”
При произнесении звука “Ц”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, артикуляция в два этапа: передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.
“Улыбка” - Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик” - Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок” - Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок” - Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка” - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
“Киска сердится” - Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Звук “Ч”
При произнесении звука “Ч”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, струя воздуха сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.
“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Грибок” - Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Звук “Ш”
При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.
“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Звук “Щ”
При произнесении звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.
“Дудочка” - С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек” - Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок” - Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка” - Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели” - Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка” - Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка” - Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик” - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок” - Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «детский сад №18 «Огонек»
Подготовила:
Учитель-логопед Журавлева Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"
Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".
Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»
Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"...