здоровье сберегающие технологии в логопедии
статья по логопедии по теме

Манцурова Ирина Сергеевна

статья по применению здоровьесберегающих технологих в логопедической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabota_o_chelovecheskom_zdorove.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий

 в работе логопеда»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев  рук свойственны детям с речевыми недостатками. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправление речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесбеоегающих технологий.

Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.

Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей  технологии, среди которых:

  1. дыхательная гимнастика,
  2. артикуляционная гимнастика,
  3. пальчиковая гимнастики,
  4. гимнастика для глаз,
  5. массаж и самомассаж,
  6. физкультминутки;

   Применение психологических средств и методов, включающих в себя:

  1. психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
  2. тренинги на устранение отрицательных эмоций,
  3. релаксационные упражнения,
  4. подвижные и сюжетно-ролевые игры,
  5. создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.

Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому помогут игры.

«Радуга улыбается»
Ребенок через стороны поднимает руки над головой, как бы рисуя дуги радуги. Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается и произносит: «С-с-с», плавно опуская руки вниз.

«Трубач»
Предложите малышу сжать ладони, образуя трубочку, и приставить руки ко рту. Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».

«Петух»
Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки-«крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».

Каждое упражнение желательно выполнять 2 раза в день по 3-5раз.

Пальчиковые игры целесообразно связывать с лексической темой, например по теме «Домашние животные».

«Котик» (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень нравиться детям  игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка».

«Горшок»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

«Квасим капусту»

Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»

Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.

Если я – капуста?

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации  внимания,   обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Это следующие упражнения:

вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;

горизонтальные "вправо – влево”;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Гимнастика для глаз «Мой щенок» (Е. Раннева)

Я щенка нарисовал, милого, смешного.
В целом мире не найти друга мне такого!

Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево),
Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

Упражнение для глаз «Белка и дятел».

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево),
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).
Вот орешки: раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

Самомассаж отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат. Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, в сухом бассейне, стабилизирующая эмоциональное состояние ребенка.

Упражнение с мячиком 

Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

***

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

***

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому на своих занятиях стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса  животных и т. д).

Таким образом, в результате  использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное звукопроизношение.

Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно –психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Список литературы:

 В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.

Н.С. Аммосова. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.

Н. М. Быкова. Игры и упражнения  для развития речи.

Т.С. Ерошина. Пальчиковая игра тренинг. Логопед 2007 № 4 с.37 – 41.

Н.С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение.

Логопед 2004 № 6 с. 78 - 82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста"

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя –логопеда с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Здоровье сберегающие технологии в работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. У ребёнка с нарушениями речи наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность ...