Методическая разработка "Играем с пиктограммкой"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

Методическая разработка посвящена проблеме формирования предикативной лексики у старших дошкольников с нарушениями  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_igraem_s_piktogrammkoy.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

                                               Знания - дети удивления и любопытства

                                                                                                      Луи де Бройль      

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.

Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Обследование вновь поступающих в ДОУ детей ежегодно выявляет у них дефицит особенностей лексической системы языка в их числе, какими особенностями характеризуется предикативная лексика. Поэтому одним из центральных направлений в коррекционной работе мною была определена цель в том, что активизация предикативной лексики будет происходить наиболее успешно, если работа будет опираться на использование пиктограмм в процессе дидактических игр и заданий.

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.  В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

 Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.

 С учетом современных психолингвистических представлений А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. Винарской, Н.И. Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексики в онтогенезе я строила свою работу поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первоначально в процессе работы над глагольной лексикой используется пиктограмма по следующей схеме:

Глагол → демонстрация действия → картинка → пиктограмма.

Такой прием введения пиктограммы позволяет расширить и уточнить лексический состав слова через серию упражнений. Пиктография как средство формирования словарного запаса позволяет не только наглядно представить структуру предложения, но и наполнить предложение лексическим материалом разной степени обобщенности, активизировать номинативный и предикативный словарь детей. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный, поэтому, использование пиктограмм – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Следовательно,
актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования, схем, пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  1. коррекция звукопроизношения;
  2. формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
  3. формирование лексико-грамматических категорий;
  4. формирование связной речи;
  5. профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Рецензия

Методическая разработка посвящена проблеме формирования предикативной лексики у старших дошкольников с нарушениями  речи.

Логопед  дает краткий обзор теоретического материала по данной проблеме, рассматривает особенности формирования предикативной лексики в психолингвистическом и психологическом аспектах.

В данной работе,  предлагается формировать предикативную лексику у дошкольников с нарушениями речи, через диалогическую речь в дидактической игре на основе методик Глухова В.П., Чиркиной Г.В., Жуковой Н.С., Лалаевой Р.И., Ткаченко Т.А.

Автор подчеркивает необходимость применения дидактических игр  по развитию предикативной лексики у детей с нарушением речи в дошкольном возрасте.

Разработка «Играем с пиктограммкой» содержит новые вариативные формы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет более полно развивать связную речь дошкольника и её лексико-грамматические стороны. В конечном итоге предлагаемая работа призвана, качественно подготовить дошкольников с речевыми нарушениями к успешному овладению школьной программы.

Методическая разработка имеет практическую значимость для логопедов, воспитателей  и родителей.

Заведующая МБ ДОУ _______________О.В. Самойличенко

Старший воспитатель _______________Н.В. Деревяшкина

Руководитель МО _________________И.А. Романович

Методическая разработка

«Играем с пиктограммкой»

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Несмотря на то, что в последние годы проводятся исследования словаря у дошкольников с нарушением речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Остается нерешенным ряд вопросов, касающихся особенностей лексической системы языка у детей в их числе: какими особенностями характеризуется предикативная лексика.

Слова, входящие в предложение, образуют высказывания, формулировку мысли или события и являются, следовательно, единицами суждения. Такие группы слов состоят из отдельных элементов синтаксиса и в простых случаях ограничиваются только объектом и предикатом («дом горит»), в более сложных случаях включают субъект, предикат, объект («мальчик ударил собаку», «девочка пьет чай»); на этой основе образуются, наконец, такие высказывания, которые практически могут выражать любую мысль.

Анализ научных данных показал, что у детей 5 – 7 лет предикативная лексика проходит сложный путь становления и составляет более раннюю форму речевой деятельности и непосредственно связана с естественной практической жизнью ребенка.

Результаты обзора литературных источников позволяют сделать следующие выводы:

- предикативная лексика представляет собой сложно структурированную организацию, ядро которой составляют глагольные предикаты, организующие в определённую систему другие части речи;

- проблемы изучения  общих и специфических особенностей формирования предикативной лексики у детей с нарушенным развитием, а также  определения дифференцированных приёмов её коррекции разработаны  в логопедии недостаточно и требуют специального рассмотрения.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.  От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Поэтому я приступила к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Цель методики заключается в том что, активизация предикативной лексики будет происходить наиболее успешно, если работа будет опираться на использование пиктограмм в процессе дидактических игр и заданий.

Работа проводится  с использованием дидактических игр на фронтальных занятиях, и индивидуальных занятиях. В основе коррекционной работы положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, используются приемы наглядности и доступности материала.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первоначально в процессе работы над глагольной лексикой используется пиктограмма по следующей схеме:

Глагол → демонстрация действия → картинка → пиктограмма.

Такой прием введения пиктограммы позволяет расширить и уточнить лексический состав слова через серию упражнений. Пиктография как средство формирования словарного запаса позволяет не только наглядно представить структуру предложения, но и наполнить предложение лексическим материалом разной степени обобщенности, активизировать номинативный и предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи. Уровень сложности изображения подбирается  с учетом индивидуальных особенностей детей.

1 этап (подготовительный).

Цель этого этапа состоит в закреплении у дошкольников  умения использовать однословные и двухсловные высказывания в самостоятельной речи. Первый этап включает в себя четыре комплекса игровых приемов.

Установление соответствия между пиктограммой и обозначаемой лексемой.

 Пиктографический код включает пиктограммы, которые представляют символическое, реальное, абстрактное обозначение предметов, действий и признаков предмета. При соотнесении лексического значения слова с визуальной опорой используется следующий алгоритм: задается вопрос к существительному, глаголу, прилагательному, наречию; дети сопряжено воспроизводят актуализируемую лексему; слово соотносится с предметом или картинкой, а затем с пиктограммой и вновь произносится детьми.  

  1. Усвоение детьми парадигматических и синтагматических связей в структуре двухсловного высказывания с опорой на вспомогательные визуальные опоры.

Продуцирование детьми указанных конструкций происходит с помощью вопросно-ответной формы, определяющей в высказывании субъект и предикат. Дошкольники учатся подбирать близкие и далекие по значению предикативные лексемы, таким образом, формируются парадигматические связи. Работа над организацией синтагматических связей идет через включение предиката в контекст двухсловной конструкции по предложенной схеме-модели предложения (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного падежа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени).

Например: Утка летит; утки летят.

  1. Изучение грамматических категорий в структуре двухсловного высказывания.

Овладевая алгоритмом двухсловных фраз, дети учатся образовывать именные и глагольные предикаты с помощью приставок и суффиксов (с уменьшительным значением); изменять наиболее частотные именные, глагольные и адъективные предикативные единицы по родам, числам и падежам. При изучении элементарных форм изменения и образования слов дошкольникам предлагаются пиктограммы, которые содержат дополнительные символы множественного числа существительного, глагола, прилагательного (+) или суффиксального образования существительного (*).

  1. Включение двухсловных конструкций в диалогическую речь.

Дошкольники осваивают простейшие типы диалогов, постепенно овладевают парностью реплик, умением понимать их смысл и правильно реагировать на вопрос двухсловным высказыванием. Все реплики, продуцируемые детьми, сопровождаются пиктограммами.

При употреблении однословных конструкций используется следующий алгоритм:

  1. сопряженное проговаривание слова;
  2. показ действия детьми;
  3. предъявление пиктограммы данного слова-действия;
  4. отраженное и самостоятельное произнесение слова детьми;
  5. повторение детьми за логопедом слов, обозначающих данные предметы.

Расширению глагольного словаря способствует подбор слов-действий к пиктограмме. Предлагаются пиктограммы, которые соотносятся с глаголами, лает, мычит, мяукает и т.д. Дети произносят глаголы и соотносят их с предметной картинкой, на которой изображен человек или животное. Для активизации глагольного словаря используются приемы «Определи лишнее действие», «Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?», «Покажи, кто спит, а кто лежит», «Покажи, кто везет, а кто несет».

По формированию двусоставного предложения предлагается подбор названий предметов к названным действиям по следующей конструкции: существительное в именительном падеже + согласованный глагол 3 лица единственного числа.

Используется демонстрация действий, сюжетные картинки. Дети отвечают на вопросы: «Кто (что) это? Что (он, она) делает?». Также дети дают качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: «Кто это? Что (он, она) делает? Как (он, она) это делает?».  Детям предлагается соотнести графические символы подлежащего и сказуемого со структурой составленного предложения и подобрать к предложениям нужную графическую схему.

Проведенные в первом этапе приемы и упражнения способствуют развитию предикативных процессов, созданию у детей с речевой патологией нового уровня обобщений и абстрагирования, что содействует увеличению длины высказывания.

2 этап (основной). 

Цель данного этапа работы заключается в формировании у дошкольников с общим недоразвитием речи умения использовать предикативные лексемы в структуре многословного высказывания.

Второй (основной) этап включает три игровых приема.

  1. Овладение детьми парадигматическими и синтагматическими связями в структуре многословного высказывания.

Актуализированные антонимы и синонимы вводятся в многословные конструкции. Упражнения на подбор антонимов и синонимов применяется как средство уточнения предиката и формирования парадигматических связей. При работе над синонимами внимание детей акцентируется на том, что близкие по смыслу лексемы обозначаются одной и той же пиктограммой. Работа над синтагматическими связями происходит за счет расширения высказывания.

  1. Усвоение грамматических категорий в структуре высказываний различной длины.

Отработанные на предыдущем этапе грамматические модели включаются в многословные высказывания с опорой на пиктографический код. Детям предлагаются упражнения направленные на усвоение предикативных связей в высказываниях различной длины (от 3 слов до 5 и более): субъект – действие (предикат) – объект (Девочка рисует цветок). Далее предлагаются следующие модели высказываний: субъект – действие (предикат) – объект – орудие действия (Мальчики пилили дрова пилой); с «двойной предикативностью» (Бабушка сидит в кресле и смотрит телевизор); с двумя антонимическими предикативными лексемами (Тане грустно, а Олегу весело); сложносочиненные конструкции, состоящие из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Лена ушла в школу, а Коля пришел из школы).  При составлении предложений используются пиктограммы и графические записи. Дети должны выбрать схему к данному предложению.

  1. Включение высказываний различной длины в диалог.

На данной стадии формирования предикативной лексики дошкольники знакомятся с различными типами диалогов. Развитие диалога происходит по восходящей линии – от небольших диалогов, состоящих из 3-4 парных реплик, к более сложным по содержанию и объему.

На логопедических занятиях применяются такие формы работы, которые способствуют расширению предикативного словаря. Детям предлагается:

- повторять за логопедом образцы коротких диалогов из 3 – 4 реплик;

- самостоятельно закончить заданную логопедом коммуникативную ситуацию;

- самостоятельно задавать вопросы друг другу и отвечать на них, следуя образцу, данному логопедом;

- беседовать в парах об окружающих предметах, одежде, о погоде по картинке, серии картин;

- воспроизводить диалог с изменением ситуации (беседующие меняются ролями, меняется предмет высказывания, меняется лицо, о котором говорилось)

Согласно цели основного этапа использование игровых приемов и упражнений: применение пиктографического кода с постепенным сворачиванием количества зрительных опор и выходом на самостоятельную речь; разыгрывание диалога по ролям; дополнение реплик диалога; составление многословных высказываний по «рассыпанным» пиктограммам, графической схеме позволяет детям адекватно и точно употреблять предикативные лексемы в самостоятельных высказываниях различной длины.

     Систематическая и целенаправленная коррекционная работа с использованием пиктограмм в игровых упражнениях способствует активизации и обогащению предикативной лексики у детей с нарушениями речи.  

Подобранный материал можно применять на фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, а также рекомендовать для закрепления словаря детей в вечернее время в процессе игровой и совместной деятельности.

Игры, предложенные в приложении,  подобраны с усложнением и объединены по тематическому принципу, они  собраны в группы, соответствующие этапам  развития словаря детей в онтогенезе. Поэтому эта система позволяет учителю-логопеду выбрать любую игру в зависимости от этапа проводимой работы. Имея вариативный характер, пиктограммы могут видоизменяться и усложняться в любом направлении по желанию педагога, или использоваться в готовом виде, как на занятиях, так и в  свободной деятельности детей.

Упражнения на использование однословных и двухсловных высказываний в самостоятельной речи

  1. Лает (собака) →
  2. Говорит (человек) →
  3. Цокает (белка) →
  4. Мяукает (кошка) →
  5. Летит (самолет) →

«Определи лишнее действие»

1. Мебель   стоит    лежит   летит

                        

2. Посуда   стоит   лает    лежит

                

«Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?»

Цель: Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации.

Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию.

Бежит – прыгает                                  Несет – везет

Моет – умывается – стирает              Подметает – чистит  

Лежит – спит                                       Шьет – вяжет

«Покажи, кто спит, а кто лежит»

Подбирается картинный материал с соответствующим сюжетом.

Составить предложения по сюжетным картинкам и ответить на вопрос: кто на чем сидит, лежит, спит? Соотнести картинку с пиктограммой.

Речевой материал:

Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Птица сидит на суку. Папа лежит на диване. Мальчик лежит на песке. Бабушка спит на кровати.

«Что мы делаем?»

Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Дети повторяют действия за логопедом, сопровождая их речью.

Дети сопряжено с логопедом проговаривают: «Хлоп-хлоп-хлоп. (Что мы делаем?) Хлопаем. Топ-топ-топ. Топаем».

Игра повторяется. Дети отвечают на вопрос логопеда самостоятельно.

Усложнение: Прослушать стихотворение «У меня друзей немало».

У меня друзей немало.

Я их всех нарисовала.

Маша машет. Паша пашет.

Коля колет. Поля полет.

Валя валит. Катя катит.

Света светит. Соня спит.

Тоня тонет. Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню.

Нарисую что-нибудь.

Ответить на вопрос «Что делают дети?» с опорой на имя.  

«Волшебный ящик»

В ящике сложены разные игрушки. Ребенок, доставая игрушку из ящика, но, не видя ее, наощупь определяет что это, и называет игрушку вместе с действием.

Кто?

Что делает?

Бабочка

Летит

Садится

Кружится

Комар

Жук

Воробей

Ласточка

«Угадай, кто что делает»

                              

мальчик читает                   мальчик слушает                 мальчик пишет

              

мальчики читают             мальчики слушают           мальчики пишут

________    

(в пиктограмме обозначение → указывает на выполняемое действие)

«Угадай-ка»

Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Материал: Плюшевый медведь.

Организация.

Логопед загадывает загадку про медведя. Дети отгадывают. Появляется медведь.

Логопед. А вот еще одну загадку послушайте: большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь? (Ответы детей).

Мишка. Это, конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.

Логопед. Конечно, мишка, ты большой, лохматый, коричневый, но я-то сказала: большая, лохматая, коричневая. Большая – собака, а ты – большой.

А эта загадка о ком: коричневая, веселая, смешная – это мишка или обезьяна? (Ответы детей).

Мишка. Мы с ребятами уже знаем: смешная – обезьяна, а я – веселый и смешной.

Для этой игры могут быть предложены и другие вопросы-загадки. При ознакомлении с глиняными предметами, например, можно спросить:

- Коричневый, блестящий, большой – это кувшин или ваза?

- Глиняное, расписное, большое – это блюдо или ваза?

При ознакомлении со стеклянными предметами можно задать такие вопросы:

- Стеклянный, прозрачный, высокий – это стакан или банка?

- Стеклянная, хрупкая, прозрачная – это стакан или ваза?

Усложнение:

Дети должны подобрать к выражениям пиктограмму:

  1. ~ , где  ~  - адъективный предикат

Например: Кошка – пушистая, мягкая, веселая.

«Где я был?»

Цель: Образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных.

Организация:

- Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море).

- А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели много: много волков или бабочек. Поможет вам загадать мне загадки пиктограмма: +  —, где + - это много, а — - слово. Например: много волков - + —

Главное в этой игре – не отгадывание, а загадывание.

«Кто, на чём едет и играет?»

         Цель: Учить образовывать существительные с помощью суффиксов, акти визировать в речи детей.

Организация:

Логопед  начинает предложение, а дети должны закончить.

На велосипеде едет (велосипедист); На мотоцикле едет (мотоциклист);

На гитаре играет (гитарист); На балалайке играет (балалаечник);

На гармошке играет (гармонист); На скрипке играет (скрипач);

На виолончели (виолончелист); На барабане (барабанщик).

Детям предлагается соотнести высказывания с пиктограммой: —  →  *

— - орудие действия

→ - действие

* - именной предикат

Игра "Покажи картинку".

             Логопед предлагает детям показать правильно картинки и соотнести с пиктограммой:  → ;  → (человек – действие; животное – действие ).

Речевой материал:

входит - выходит, влетает - вылетает, въезжает - выезжает, прибегает -убегает, приезжает - уезжает, прилетает - улетает, приходит - уходит, подходит - отходит, подлетает - отлетает, подплывает - отплывает, подъезжает - отъезжает, закрывает - открывает, наливает - выливает, насыпает - высыпает.

Усложнение:

Логопед предлагает назвать действия во множественном числе и соотнести с пиктограммой: → + (Мальчики выходят), + - глагол во множественном числе.

«Правильно назови слово»

Цель: Учить согласовывать глагол с существительным в роде и числе.

Логопед называет первое слово предложения, дети его заканчивают.

Кошка (спала). Заяц (бежал). Кот (спал). Белка (прыгала). И т.д.

«Подбери предложение к схеме и пиктограмме»

  1. Девочка читает  
  2. Мальчик пишет письмо   
  3. Мы рисуем картину карандашами       
  4. Девочка разговаривает дома по телефону    
  5. Мальчик читает книгу и пьет сок  →

Графические схемы к предложениям:

—   ═       —  ═   ~ 

главный член – подлежащее

главный член – сказуемое

~ все второстепенные члены предложения

«Распространение предложений»

Детям предлагается закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы и пиктограммы. Например: Дети идут … (Куда? Зачем?); Садовник поливает … (Что? Где? Когда? Зачем?). В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.

 →      Дети идут по дороге домой.

«Составь предложение по картинке»

         Детям предлагается составить предложение по картинке, с обязательным проговариванием всего предложения и подобрать к нему схему:  —   ═      

 —  ═   ~ 

 Речевой материал:

Девочка дает сено козе.

Мальчик несет маме цветы.

Собака дает девочке лапу.

Маме дарит девочке куклу.

Девочка сыплет зерно петуху.

Усложнение:

К схеме предложения подобрать пиктограмму.

Например: —  ═   ~     

 Девочка пишет письмо мальчику.

«Где мы были, что видели?»

Для этой игры логопед подбирает пять картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; двадцать предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, бабочки, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы. Логопед раздает картинки и предлагает детям выполнить задания:

  1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес подбирают предметные картинки: грибы, ягоды, ежа, белку.
  2. Ответить на вопросы: где ты был? Что видел? (Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ягоды).

 «Спор животных»

Прослушать рассказ «Спор животных». Ответить на вопросы логопеда.

«Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. – Я ему дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. – Я его семью молоком пою.

- Нет, меня, - ворчит собака, - я его дом стерегу.

Послушал хозяин этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своем месте».

Ответить на вопросы с опорой на пиктограммы: кто стал спорить? О чем спорили животные? Что сказала лошадь? Что сказала корова? Что сказала собака? Что сказал хозяин?

Логопед распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям с опорой на пиктограммы. Например:

 →  Собака сторожит дом.

Рассказ «Весна»

Цель: Учить детей составлять рассказ о весне на основании собственных наблюдений.

Оборудование: Рисунки, пиктограммы.

Логопед выставляет картинку, изображающую солнце и спрашивает у детей:

- Какое время года?

- Весна.

- Как догадались?

- Солнце ярко светит.

- А если солнце светит, что происходит со снегом? (Рисует картинку, изображающую тающий снег).

- Снег стал таять.

- Если снег стал таять, что появилось на дорогах? (Рисует лужи).

- На дорогах появились лужи. (Рисует проталины).

- А еще что появилось на пригорках?

- На пригорках появились проталины.

- Что случилось с деревьями и с кустами? (Рисует деревья и кусты).

- На деревьях и кустах набухают почки.

- А теперь отправимся в лес. (Рисует лес). Что изменилось в лесу? (Рисует подснежник).

- В лесу расцвел подснежник.

 «Подумай и назови»

  1. - Коля, что такое …?
  2. - … - это фигура, у которой все стороны одинаковы.
  3. – А как ты думаешь, что в нашей комнате имеет форму …?
  4. – Во-первых, … - это пол в нашей комнате.
  5. – Во-вторых, наш маленький столик. Он тоже … .
  6. Помогите Коле еще найти в комнате то, что имеет форму … .

Упражнения на формирование предикативной лексики в структуре многословного высказывания

«Закончи предложение словом-неприятелем»

У подберезовика ножка темная, а шляпка … (светлая).

Гепард бежит быстро, а черепаха … (медленно).

Я включил музыку тихо, а мой брат … (громко).

Птицы летают высоко, а насекомые … (низко).

«Скажи наоборот»

начинается – кончается, утро – вечер, теплеет – холодает, сыро – сухо, ясный – пасмурный, радостно – грустно, заморозки – оттепель, и т.д.

«Подбери словечко»

Большой – маленький:

Слон большой, а мышка …

Море большое, а озеро …

Грядка маленькая, а поле …

Длинный – короткий:

У страуса ноги длинные, а у пингвина …

Зимой день короткий, а летом …

Год длинный, а день …

Высокий – низкий:

Сосна высокая, а куст …

Бегемот низкий, а жираф …

Шкаф высокий, а столик …

«Конкурс слов-сравнений»

Задание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово?

Утренний густой туман похож на … (сметану, снег, сугроб, вату и др.)

Блестящая на солнце паутинка похожа на …

«Как сказать?»

Листья опадают с деревьев – кружат, опускаются, падают, валятся, отрываются, сыплются …

О плохой погоде? Пасмурная, непогожая, дождливая, холодная, облачная, хмурая…

Как сказать, если что-то или кто-то движется по кругу? Кружится, вьется, вращается, вертится, крутится …

Выяснить с детьми, чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать словами-приятелями. Показать пиктограмму слов-приятелей, сказать, что пиктограмма одна, а слов много.

Например: юла →, погода ~ 

«Придумай предложение с каждым из слов-приятелей»

Логопед обращает внимание детей на то, что слова похожи.  

Ветер – вихрь – ураган

Ненастный – пасмурный – хмурый  

«Подбери похожее по смыслу слово»

Большой дуб – огромный дуб

Веселая девочка - … девочка

Горячий день - … день

«Подбери правильно»

Цель: Научить детей правильно подбирать графическую схему к предложениям.

—   ═             —  ═   ~ 

Стрекоза села на цветок.

Пассажиры ожидают прибытия поезда.

Жучка замерзла и стала грызть дверь.

У Жени на зеленой фуражке большой козырек.

«Сравни предметы»

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

«Два брата»

Цель игры: Учить детей правильно употреблять глаголы. Вводить в активный словарь глаголы настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида.

Материал: Куклы Шустрик и Мямлик (медвежата).

Организация:

Логопед. Жили-были в лесу два брата - два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик (показывает игрушки). Шустрик был веселый, послушный, всегда успевал все вовремя сделать. Мямлик - очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Родители его считали непослушным. Обычно Шустрик просыпается очень рано и быстро поднимается с постели, а Мямлик еще только... (встает, добавляют дети; свои слова воспитатель сопровождает движениями Шустрика и Мямлика). Шустрик уже одет, а Мямлик... (только одевается, добавляют дети). Шустрик заправил постель, Мямлик... (заправляет; и т. д. соответственно: умылся - умывается, почистил зубы - чистит, позавтракал - завтракает, пришел в школу - идет в школу, пообедал - обедает, сделал уроки - делает уроки, собрался на прогулку - собирается, лег спать - ложится спать). Дети, пожалуйста, подскажите Мямлику: как стать веселым?

Рекомендации для воспитателей: воспитатель может использовать различные сюжеты: "На прогулке", "В лесу", "На реке", "На утренней гимнастике" и др.

«Кто что делает»

Цель игры: Учить детей образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного чисел.

Материал. Игрушки: кошка, собака, два ежа.

Организация:

Логопед рассматривает с детьми игрушки (кошку, собаку, двух ежей) и предлагает описать их внешний вид с помощью пиктограмм (кошка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая; ежи - колючие, серенькие, маленькие).   ~ 

Что делает кошка, когда ее гладим? А что она делает, когда видит мышку?

Что делает кошка, когда видит мышку не настоящую, а игрушечную?

Еще что умеет делать кошка? Как много интересных слов сказали вы про кошку!  

А что делает собачка? Что делает собачка, когда видит кошку?

Когда собачке дают кусочек мяса то, что она делает?   

Что умеют делать ежи? Как ежи носят себе еду? Как они свой голос подают?

Ответы детей.

Мурлычет, радуется, выгибает спинку. Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется. Мяукать ("мяу-мяу"), лакать молоко, пить.

Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест. Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

Они ходят, сворачиваются в клубочек, плавают, бегают. Накалывают все на иголки. Ежи ("фыр-фыр") фыркают.

Ответы детей педагог сопровождает движениями игрушек. После организованной игры дети получают игрушки для свободной деятельности.

«Сорока»

Цель: Учить детей соотносить глагол, обозначаемое им действие предмета и сам предмет. Активизировать глагольный словарь.

Материал: Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник. Сорока (игрушка).

Организация:

Логопед. Ребята пока вы были в группе, ко мне в кабинет залетела сорока и собрала в сумку разные вещи. Посмотрим, что она взяла, и попросим ее вернуть. (На столе ведущий раскладывает предметы)

Далее игра идет в форме диалога между детьми и сорокой.

Дети: «Сорока, сорока отдай нам мыльце».

Сорока: «Не дам, не отдам. Возьму ваше мыльце, отдам своему сорочонку умыться!»

Дети: «Сорока, сорока, отдай нам иголку!»

Сорока: «Не дам, не отдам. Возьму я иголку, сорочку сошью своему сорочонку»

Дети: «Сорока, сорока, отдай нам очки!»

Сорока: «Не дам, не отдам! Я сама без очков прочесть не могу сорочонку стихов». 

Дети: «Сорока, сорока, отдай нам звоночек!»

Сорока: «Не дам, не отдам! Возьму я звоночек, отдам сорочонку: звони, мой сыночек!»

Логопед: «Ты, сорока, не спеши, ты у деток попроси, все тебя они поймут, все, что надо, подадут».

Логопед: «Что ты будешь делать, сорока?»

Сорока: «Буду чистить, гладить, красить, мыть, подметать, стирать, читать, шить».

Логопед: Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят соответствующие предметы.)

 Сорока благодарит и улетает, пообещав все вернуть.

Примечание. Занятие можно продолжить, когда сорока принесет все обратно. Так появляется возможность вспомнить, что она делала с каждым предметом: мылом помылась, щеткой чистила, утюгом гладила, краской красила и т. д.

«Что, где, когда?»

Дети делятся на две команды. В команде педагог назначает капитана. Задача команды - придумать вопрос по пройденной теме и ответить на вопрос другой команды. Капитан выбирает, кто задает вопрос, кто отвечает.

Педагог назначает время обсуждения и следит за тем, чтобы обсуждение было совместным.

«Придумай сказку»

Педагог показывает детям картинки главных героев, и дети придумывают сказку. Дети говорят по очереди, дополняя друг друга.

Некоторые дети, способны вложить в сказку идею, а не только придумывать события. Важно подхватить эту идею и обсудить ее вместе с детьми. Необходимо также проявлять уважение к тому, что говорят дети.

«Кто умеет?»

Логопед распределяет роли в стихотворении «Кто умеет?»

Логопед. Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

1-й ребенок. Я умею по часам просыпаться утром сам.

Логопед. Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

2-й ребенок. Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Логопед. Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

3-й ребенок. Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

4-й ребенок. Я сама теперь умею вымыть и лицо и шею.

ЖАДИНА

1й ребенок (дев.)  Я у Нади попросила:

                                «Дай мне куклу поиграть!

                              Но она не разрешила ...

2я девочка           - Кукла очень хочет спать! »

1я девочка         Всем понятна вам, ребята,

Отговорка Надина?

Кукла тут не виновата,

                            Просто Надя – жадина.

«Люся не испугалась»

Логопед предлагает детям с помощью пиктограмм составить рассказ.

«Папа, купи (→) мне какую-нибудь маску»,  - попросила Зина. И купил (→) ей  . Надела (→)  и сказала: «Я теперь , пойду (→), покажусь сестренке . А в это время спала (→) на . Подошла (→) в  к  и видит (→) . «Разбужу я сестренку Люсю, думает , - она испугается и заплачет». И тут  проснулась, увидела  и засмеялась: «Ой, Зина, а я думала, что это - ! Я тебя не сразу узнала».

Логопед предлагает пересказать рассказ по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...