Коррекционно - развивающее занятие с детьми 6-го года жизни с ЗПР и нарушениями зрения
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

коррекционно-развивающее занятие, поводимое в начале учебного года,  показывает у детей с ЗПР и нарушением зрения уровень сформированности элементарных математических представлений, развития фонематического слуха,речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_otkr.dlya_roditeley_st.gr_._2012-13_uch.g.docx111.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  ДСКВ    №  17 «ЛАДУШКИ»

Конспект

коррекционно -  развивающего  занятия 

с  детьми группы старшего дошкольного возраста

          компенсирующей направленности ( ЗПР)  «А»

(для родителей)

«Поездка в сказочный зоопарк»

Учитель – дефектолог

Епишева Т.П.

Нижневартовск  2013

                                 

Цели занятия                                                                                     

  1. Коррекционно - образовательные:
  1. выявить знания детей об окружающем мире;
  1. показать навыки    слухового, сенсорного  и моторно-двигательного внимания    у детей в разнообразной деятельности;                                      
  2.  вовлекать детей в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение использовать обобщающие слова, предложения  разной конструкции.

  1. Коррекционно - развивающие:
  1. Показать навыки детей  в умении:

* выполнять мыслительные операции с помощью таких логических приемов, как обобщение, классификация, сравнение;

          * считать в пределах 10, обозначать количество предметов цифрой;

* определять пространственное положение, геометрические фигуры, цвет;

* составлять разрезную картинку из 7 частей;

* называть существительные  в родительном падеже ед. и мн.числа;

* согласовывать существительные  с прилагательными,  числительными в роде, числе;

* координировать движение с речью;

* выполнять зрительно – пространственную ориентировку, фиксацию, прослеживание;

  1. корректировать процессы, влияющие на улучшение зрительных функций:
  1. развитие зрительно – пространственной ориентировки;
  2. развитие сохранных анализаторов;
  3. повышение  остроты зрения;
  4. формирование зрительного восприятия;
  5. закрепление ориентировки на микропространстве (на листе бумаги);

  1. Воспитательные:
  1. Показать  умение детей:

* сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми;

* быть выдержанными,   действовать по словесной инструкции.

Оборудование:

 -комплект цифр   на каждого ребенка,  

- карточки-билеты с примерами,

 - «фотография» животных ( на каждого ребенка),

  - картинка для выделения лишнего предмета

- наборы картинок для решения логических заданий

- лабиринт «цыпленок» (на каждого ребенка)

  - фломастеры,  

 - тарелочки,

-  2  обруча (зеленый, красный),

-  бабочка (гимнастика для глаз);

 - мольберт с магнитами,

- текст загадок,

- картинка зайчиков,

 - картинка клоуна,

- разрезные картинки сказочных животных.

Предварительная работа:

- отгадывание загадок

- решение задач-шуток

- д/игры «Магазин», «Детки в клетке»

- разучивание физкультминуток


Ход занятия

  1. Организационный  момент   ( 2 мин.)

Дефектолог: Сегодня у нас  поездка в  сказочный зоопарк.

- Кто знает, что такое «зоопарк»? (это место где живут дикие звери и куда люди приходят их посмотреть и понаблюдать за их повадками)

  а)  Выбери предмет.

- Отгадайте,  на чем мы будем  добираться до места.(предположения  детей)

 Чтобы узнать, надо отгадать загадку:

                           

                           Что за чудо? Синий дом, окна светлые кругом,

                            Носит обувь из резины, а питается бензином» (автобус)                                                                                                                                                              

- Вот и наш автобус,  но прежде чем занять места в автобусе,                             

  проведем небольшую разминку. Ответьте на вопросы, но не торопитесь,  

  хорошо   подумайте, не перебивайте товарищей:

                     - Сколько хвостов у 5 котов ?

                     -  Какое время года перед весной?

                     - Сколько ушей у 2 мышей?

                     - Кто длиннее: змея или гусеница?

                     - Как называется пятый день недели?

                      - Как одним словом назвать: утро, день, вечер, ночь?

                     -  Число семь   на 1 больше, чем…

 б) Определение «номера места» в автобусе.  ( 1 мин.)

- У каждого пассажира в автобусе свое место, а номер вы узнаете, когда к цифре на карточке прибавите единицу.    (каждому ребенку раздаю билет-карточку  с цифрой.).                          

-  Данил, какое у тебя место? Как ты узнал?  

На спинке стула  есть карточка с цифрой, которая  обозначает  номер вашего места. Решайте  пример и рассаживайтесь  по своим местам.   (Дети выполняют задание и рассаживаются по местам. Дефектолог проверяет, правильно ли дети нашли свои места).

- Все разместились, можно отправляться в путь!

II.  Основная часть.

   

1. Домик. (1 мин)

  Проезжаем мимо дома – новостройки. Из каких геометрических фигур этот дом? (из треугольников и квадратов)

- Сколько треугольников вы увидели?  Сколько квадратов?

- А теперь посчитайте все    геометрические фигуры. Запомните, и на ушко мне скажите?

- Поднимите руку у кого 5 фигур? У кого 8 фигур? У кого 7?

2. Остановка «Фотоателье».  (2 мин.)

- Проезжаем мимо фотоателье. Чьи силуэты  вы здесь увидели?  (силуэты животных) .

-  назовите животных, которых вы увидели? Внимательно слушайте других детей, старайтесь не повторяться. ( Дети: Я увидел верблюда, я увидел ослика….)

- Посчитайте, сколько животных здесь сфотографировалось и  покажите карточку  с  той   цифрой, сколько животных на фотографии .

- Что сначала надо сделать? (Дети: сначала посчитать животных,   а потом  показать нужную карточку.)

- Какая цифра у тебя,  Вика? У Димы ?...

- Какую цифру вы положите после 8?

- А теперь положите цифру, которая перед  цифрой 8?

III. Физкультминутка.  ( 2 мин.)

а) – А теперь выходим на полянку, отдохнем и поиграем (дети выходят на ковер)

- Мы едем в сказочный зоопарк, давайте вспомним повадки животных.

- Покажите мишку косолапого, как он ходит, как  трещат ветки.

- Покажите лисичку-сестричку, как она хвостиком следы заметает.

- Как серый волк крадется? Ищет где зайчата прячутся?

- А как  зайчишки  от него  убегают   – прыг, прыг, прыг.   (дети имитируют движения животных.)

- Притаились зайчики, прислушиваются….

б) Вот мы и встретили зайчиков на опушке. (выставляется картинка зайчиков)

- Давайте порадуем зайчиков,  расскажем и покажем про них потешку.  

(дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту)

                  «Жили-были зайчики на лесной опушке,

                    Жили-были зайчики в беленькой избушке.

                    Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,

                    Наряжались, надевали тапочки».  

(дети рассказывают потешку   и показывают ее руками «Разговорчивые пальчики» Т.Ю. Бардышева).

   IV. Выполнение заданий детьми.

 - Отдохнули, возвращаемся в автобус и продолжаем движение.

1. Афиша «Клоун»  (1 мин.)

 - Подъезжаем к сказочному зоопарку,  и нас встречает на афише веселый клоун.

   Он составлен из разных геометрических фигур.

-  Посчитайте сколько кругов в  фигуре клоуна и покажите карточку с такой  же    

    цифрой.  

 - Что надо делать Максим? Даша? ( сначала подсчитать, а потом найти карточку с    нужной цифрой).

2. Задания  клоуна.

Дефектолог6  клоун хочет с вами поиграть, проверить какие вы находчивые и сообразительные.

а)  Какая геометрическая фигура может быть лишней? (разобрать по цвету, по величине, по форме, по расположению)

б) Соедини предметы, которые подходят друг к другу.

   - Дима, что ты соединил? Почему?...

в)  Найди дорожку для цыпленка. Нам повстречался петушок, он зовет к себе своих цыплят. Помогите  пройти по дорожке, не потеряться  и добраться до петушка. Будьте внимательны, следите глазами,  куда должен идти цыпленок, а потом проводите дорожку карандашом.

- Посчитайте, сколько воротцев  прошел цыпленок, а потом скажите мне на ухо.

3. Гимнастика для глаз. (1 мин. )

- Мы с вами много считали, напрягали не только свой мозг, но и глаза. Сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

  Последите за полетом бабочки, следите только глазами, голову не поворачивайте.

 (бабочка полетела   влево -  вправо, влево – вправо,   вверх – вниз ,вверх - вниз , полетела  по большому кругу в одну сторону, а теперь по кругу – в другую сторону ;

  Поморгайте часто – крепко зажмурьтесь,

  поморгайте часто  - широко   раскройте глаза ;

  потрите ладошки – прикройте глаза, они отдыхают).

4. Отгадывание загадок.(1  мин)

 - Вы хотите узнать, кого мы увидим в сказочном зоопарке? Надо отгадать загадки.

  1. Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу,

         В дупле на старом дубе орешки я грызу.    (белка)

  1. Летом сер, зимой – бел. (зайка)

  1. Хвост пушистый, мех золотистый

         В лесу живет, в деревне кур крадет  (лиса),

  - А кого еще мы увидим  в зоопарке вы узнаете, когда составите разрезные картинки.

5. Составление разрезных картинок. ( 4 мин. )

- Вот мы и в зоопарке у сказочных животных ( у детей разрезные картинки

   животных) Возьмите разрезные картинки, составьте и узнаете кто еще живет в сказочном зоопарке.

 - Даша, кого ты увидела в зоопарке?   Вика, с кем ты повстречалась в зоопарке? Дима, о ком ты будешь вспоминать? Максим, кого ты угощал в зоопарке?....( я увидел медведя, я повстречала   бегемота, я буду вспоминать о лисенке, я угощала зайчика морковкой…Обратить внимание на полноту ответов детей, изменение    существительных в родительном, творительном, предложном, дательном  падеже ед.ч.)

- Скажите мне на ушко, из скольки частей составлена ваша картинка.

- Поднимите руки, у кого из 7 частей?

Y.  Итог занятия. ( 1 мин. )

- Наша поездка подошла к концу.  Мы сегодня с вами успели выполнить много заданий, пока добрались до   сказочного зоопарка.

- Для кого задания показались легкими, встаньте в зеленый обруч.

- А кому было трудно выполнять   задания – встаньте в красный обруч.

 

 - Сказочные животные очень рады, что вы побывали у них в гостях и дарят вам

   на память свои фотографии и фотографии других сказочных животных.  Вы их разукрасите и они вам будут напоминать  о нашей  интересной   поездке.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность занятий по изодеятельности у детей с нарушением зрения

Данный материал представляет интерес для воспитателей коррекционных групп для детей с нарушенем зрения, а также для педагогов дополнительного образования по рисованию....

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Консультация для педагогов: «Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».

Коррекционная развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности: умственную, физическую, игровую....

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...