Артикуляционная гимнастика.
материал по логопедии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyacionnaya_gimnastika.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для губ и щёк
1. «Бегемотик» - Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
2. «Лягушки» - На улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5-10.
3. «Слоник» - Сомкнутые губы вытянуть вперёд «хоботком» и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
4. Чередовать «Лягушки», «Слоник» сначала медленно, потом всё быстрее.
5. «Воздушный шарик» - Надуть одну щёку, сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Упражнения для языка
6. «Змея» - 1)На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
2) На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
7. «Месим тесто» - На улыбке, рот открыть, покусать язык зубами, произнося: «та-та-та», пошлёпать язык губами, произнося: «пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
8. «Блинчик» - На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10.
9. «Лошадка» - На улыбке, рот широко открыт; цоканье кончиком языка о твёрдое нёбо; нижняя челюсть неподвижна.
10. «Расчёска» - На улыбке; закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Повторить 3-4 раза.
11. «Маятник» - На улыбке, рот открыт; тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
12. «Ёжик бегает» - Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
13. «Футбол» - 1) Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.
2) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Щёки не надувать! Загонять шарик на одном выдохе!
14. «Качели» - На улыбке, рот широко открыт; на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Язык «широкий». Повторить 4-5 раз.
15. «Индюк» - На улыбке; открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: «была-была-была». Язык должен облизывать губу!
16. «Варенье» - На улыбке; открыть рот, облизать языком верхнюю губу (а] сначала в одну, затем в другую стороны; б] делая движения языком сверху - вниз), потом нижнюю губу. Повторить 4-5 раз.
17. «Киска лакает молоко» - На улыбке; рот открыть, высунуть широкий язык, приподнять кончик языка, убрать язык. Закрыть рот. Повторить 5-7 раз.
18. «Чашка» - 1) На улыбке; открыть рот, высунуть широкий язычок и тянуть его к носу. Бока языка должны быть загнуты вверх, чтобы «чай не пролился». Нижней губой не помогать. Удерживать под счёт от 5 до 10.
2) Тоже самое, только «чашечка» задвигается за зубки, внутрь ротовой полости.
19. «Почистим зубки» - На улыбке; открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт от 7 до 8. Затем почистить за верхними зубами . Рот при этом широко открыт. Нижняя челюсть неподвижна! Повторить 3-5 раз.
20. «Киска сердится» -1) На улыбке; открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счёт от 7 до 10 раз. 2) «Погладим киску» - Язык в положении «Киска сердится». Прижать язык верхними зубами и скатиться вниз к кончику языка, как бы «погладить киску».
3) Язык в том же положении. Язык зацепить за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперёд – назад.
21. «Парус» - 1) На улыбке; рот широко открыть, кончик языка поставить на альвеолы за верхними зубами. Язык «широкий». Удерживать язык в таком положении под счёт от 8 до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
2) Язык в том же положении. Сильное дутьё в щель между широким языком и нёбом.
22. «Маляр» - На улыбке; рот широко открыть, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счёт до 8.
23. «Грибок» - На улыбке; присосать язык к нёбу, широко открыть рот (Язык должен остаться присосанным к нёбу! Язык «широкий»!).
24. «Дятел» - 1) На улыбке; открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам за верхними зубами и произносить : «д-д-д». Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не «прыгал».
2) Потом стучать: «д-дд, д-дд»
3) А потом: «дд-д, дд-д».
25. «Комарик» - На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх и упереть его в альвеолы за верхними зубами. Произносить: «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на альвеолы энергично.
26. «Моторчик» - 1) На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по альвеолам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын». Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять 5-10 секунд.
2) Потом заводить моторчик: «дын-дын-дын». Повторить 4-5 раз.
27. «Гармошка» - На улыбке; присосать язык к нёбу. Широко открывать и закрывать рот, не отпуская языка. Повторить 4-5 раз.
28. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот, кончик языка опущен за нижние зубы. Длительно произносить: «ы-ы-ы-ы».
Упражнения для правильно выдыхаемой струи воздуха
29. «Ветерок» - На улыбке; положить широкий язык на нижнюю губу («блинчик»), кончик языка опущен, боковые края прижаты к верхним зубам, и, как бы произнося длительно звук ф-ф-ф, одуть ватку на другой конец стола. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы! Следить, чтобы щёки не надувались! Чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х!
30. «Свисток» - Кончик языка за нижними зубами, сильное дутьё. Воздух проходит по средней линии языка. Можно дуть в трубочку. Выдуваемый воздух холодный.
Упражнения для правильного речевого дыхания
31. «Нюхать цветок» - Сделать вдох через нос; на выдохе через рот произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.
Для [с], [сь], [з], [зь], [ц]: Чередовать «Лягушки» - «Слоник», «Месим тесто», «Лягушки», «Слоник», «Блинчик», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Качели», «Футбол», «Свисток», «Ветерок».
Для [ш], [ч], [ж], [щ]: Чередовать «Лягушки» - «Слоник», «Блинчик», «Качели», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Чашка», «Парус», «Лошадка».
Для [л], [ль]: «Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Варенье», «Лошадка», «Киска сердится», «Индюк», «Пароход гудит».
Для [р], [рь]: «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Почистим зубки», «Индюк», «Комарик», «Дятел», «Моторчик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...