речевые игры.рекомендации воспитателям на летний период
методическая разработка по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

фисенкова анна юрьевна

в этом учебном материале систематезированы игры по развитию речи детей  старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период.матариал поможет воспитателям закрепить умения и навыки детей.

 в таблицу включены разделы:

- Игры на развитие  фонематического слуха и  слоговой структуры слова,

- Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи,

- Игры на развитие связной речи и закрепление звукопроизношения, 

- Развитие артикуляционной моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста.

месяц

неделя

Игры на развитие фонематического слуха и слоговой структуры

Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Игры на развитие связной речи и закрепление звукопроизношения.

Развитие артикуляционной моторики.

июнь

1.

«Цепочка слов»

Задача: Закрепить навыки детей выделять заданный звук в начале и в конце слова, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха и внимания.

Ход игры: Педагог называет любое слово – существительное в единственном числе и именительном падеже, один ребенок – придумывает слово на его последний звук, другой – на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: ОлЯ – ЯблокО – ОсеНь – НиткИ – ИндюК – КоТ – ТроС – СобакА и т. д.

«Скажи нужное слово».

Задача: Закрепить у детей обобщающие понятия, расширить словарный запас.

Ход игры: Педагог предлагает детям , перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города и т. д. проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.

«Профессии».

Задача: Закрепить навыки детей составлять предложения о людях знакомых им профессий.

Ход игры: Дети должны составить предложение по картинке с изображением людей определенной профессий, об обязанностях человека данной профессии. Например: «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

Артикуляционные упражнения.

(К-1)  Звуки:  «Б», «П», «В», «Ф»

1.Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз

2.Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.

3.Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).

4.Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7раз).

5.Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).

6.Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).

7.Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.

8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.

2.

«Живые буквы».

Задача: Закрепить навыки звукобуквенного анализа.

Ход игры: Педагог показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм. Например: мак, кот, дом, мышка, мишка, каша и т. д.

«Один – много».

Задача: закрепит навыки детей образовывать и употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.

Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми пары картинок. Он называет предмет по картинке в единственном числе, а дети – во множественном. При необходимости педагог исправляет ошибки детей в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок.

«Составь описание».             Задача: Закрепить навыки детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.           Ход игры: Педагог предлагает одному ребенку: «Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт...гранат».)

Артикуляционные упражнения.

 (К-2)   Звуки:  «Б», «П», «В», «Ф»

1.Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 – 7 раз

2.Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками (3 – 5 раз.)

3.Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).

4.Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. (5 – 7 раз).

5.Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 – 7 раз

6.Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 – 7 раз

7.Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан( 5-7 раз.)

8.Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.

3.

«Переставь слоги или

звуки».

Задача: Закрепить умения детей переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширение словарного запаса.

Ход игры ( В 1): Педагог называет детям слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово. Можно выбрать водящего и задавать задание ему, а он должен отгадать: ЛОК – КОЛ, МОД – ДОМ, ЗАКО – КОЗА, БАРЫ – РЫБА.

(В 2): Педагог показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (нос –сон, тело – лето, луг – гул, лес – сел) или слоги (ложа – жало, лыко – колы, насос – сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

«Один – Одна – Одно».

Задача: Закрепить навыки детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с числительными один, два.

Ход игры: Педагог вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно одно. Затем дети раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя существительное с числительным в роде.

«Придумай рассказ».                Задача: Закрепить умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.                                                    Ход игры: 1. Педагог предлагает детям закончить фразу:

* Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

*Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

* Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
*Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

* Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).

*После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
*Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

*Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
*Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

2. Объясните, как вы понимаете эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
3. Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

*Где вы встречали выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
* Придумайте складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
*Придумайте рассказ про двух медвежат.

Артикуляционные упражнения.

 (К-3)   Звуки:  «Д», «Т», «Н»

1.Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд( 5-6 раз.)

2.Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно(5-6 раз.)

3.Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот( 5-6 раз.)

4.Прижать язык к верхним передним зубам. Повторить упр. 5-6 раз.

5.Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.

6.Улыбнуться, закусить язык зубами (язык распластан и расслаблен) и дуть (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.

7. Зажать язык зубами и губами поплевать, раздвинув губы в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.

4.

«Выбери картинки».

Задача: Закрепить навыки детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук. Расширение словарного запаса, развитие зрительного внимания.

Ход игры: Педагог раскладывает картинки на столе, дает инструкцию детям, что они должны выбрать те картинки, на которых изображены слова с определенным звуком, например, звук [К]. затем педагог четко называет все картинки, а дети выбирают из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла, и т.д.

«Замени слово».

Задача: Закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.

Ход игры: Педагог показывает детям пары картинок и называет одно слово, а дети должны произнести слово, противоположное по смыслу. На начальном этапе лучше называть слова – глаголы-действия(открыть – закрыть, встать – сесть), а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям(высокий – низкий, день – ночь, веселый – грустный, горячо – холодно и т. д.). По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению.

«Скажи точнее».                          Задача: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.                           Ход игры: Педагог предлагает детям послушать рассказ. Там, где  будет остановка, вы будете  помогать: подбирать слова и составлять предложения.                                            *Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)                     *Придумайте сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.

Артикуляционные упражнения.

 (К-4)    Звуки:  «Д», «Т», «Н»

1.Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.

2.Улыбнуться, слегка раздвинув зубы и прижать кончик языка к альвеолам. Повторить упр. 5-6 раз.

3."Причесать" кончиком языка центральные верхние зубы, проводя языком от альвеол к кончикам зубов. Повторить упр. 5-6 раз.

4.Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются. Повторить упр. 5-6 раз.

5.Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов. Повторить упр. 5-6 раз.

6. Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике. Повторить упр. 5-6 раз.

июль

1.

«Едем, летим, плывем».  Задача: Закрепить навыки детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.                       Ход игры: Педагог показывает  картинки, изображающие транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай . И просит детей: *Назовите все предметы одним словом. (Транспорт.)
*Скажите, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) *Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)
* Составьте предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).
* Скажите, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)
*Угадайте по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

«Это правда или нет?»   Задача: Закрепить навыки детей находить неточности в стихотворном тексте.        Ход игры: Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет? внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.                          Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
 Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?      *Послушайте, как говорили другие дети, подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:
*«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; *«Папочка, это лошадке подметки подбивают»; *«Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко  открыла глаза и смотрела шепотом»; *«Мамочка, я тебя громко-громко люблю».
*Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Почини предложение».

Задача: Тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развивать языковое чутье.

Ход игры: Педагог читает слова, а дети должны так их переставить и изменить, чтобы получилось правильное предложение. Например:»Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».

Артикуляционные упражнения.

 (К-5)     Звук «М»

1.Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5-6 раз.

2.Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос. Повторить упр. 5-6 раз.

3."Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям.

4.Втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.

5.Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.

6.Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.

7.Кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу. Повторить упр. 5-6 раз.

8. Втянуть углы рта в рот резко  вытолкнуть. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.

«Разложи на кучки».

Задача: Закрепить навыки детей выделять начальный звук в слове.

Ход игры: Педагог раскладывает предметные картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию детям, что они должны объединить картинки  в несколько кучек по начальному звуку. Например:

[Л] – лес, луна, лиса, лошадь, лампа и т. д.;

[А] – автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д.;

[У] – утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д.;

[М] – мак, муха, малина, машина, мост и т. д.;

[К] – кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д.;

[Н] – нос, нога, нож, ножницы, носорог и т. д.;

[И] – ива, индюк, иголка, игрушки, иволга и т. д.

«Мой – моя – мое».

Задача: Закрепить навыки детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями.

Ход игры: Педагог незаметно раскладывает несколько предметов  от каждого ребенка в мешочек. Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья кепка (кукла, машина)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье (кольцо, зеркало)?

«Закончи предложение».

Задача: закрепить навыки детей составлять предложения по картинкам.

Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми предметные картинки и начинает произносить предложение, а дети должны его закончить подходящим словом, опираясь на картинки. Например: «Кошка ловит …»; «Девочка бросает…»; «Собака грызет…»; «Мама испекла…».

Артикуляционные упражнения.

 (К-6)    Звук «М»                                                                            

1.Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.Сомкнуть и разомкнуть губы в улыбке, выдыхая воздух носом. Повторить упражнение 5-7 раз.

3."Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям. Углы рта слегка раздвинуты.

4.Втянуть губы, растянутые в улыбке, в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.

5.Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.

6.Поочерёдно втягивать в рот то нижнюю, то верхнюю губы(5-6 раз.)

7.Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.

8.Втянуть углы губ в рот и резко вытолкнуть. Повторить упр. 5-6 раз.

9.Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Губы растянуты в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.

10."Натянуть" верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю губу на нижние зубы. Повторить упр. 5-6 раз.

3.

«Звуковое лото».

Задача: Тренировать детей в определении местоположения заданного звука в слове: в начале, середине или конце.

Ход игры: Дети рассматривают и называют картинку с заданным звуком, затем определяет месторасположение заданного звука. начало слова – когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова – другие звуки стоят до и после заданного звука, конец слова – остальные звуки стоят перед заданным звуком.

«Плавает, бегает, летает».

Задача: Тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию.

Ход игры: Играющие стоят по кругу. Педагог или один из детей бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет. Например: летает – птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.

«Моя семья».

Задача: Закрепить навыки детей составлять предложения о членах семьи по сюжетным картинкам.

Ход игры: Педагог показывает картинку и спрашивает детей: «Кто это? Что делает?» дети должны отвечать полным предложением. Например: «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер(чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

Артикуляционные упражнения.

(К-7) Звуки «Х», «Х’», «К», «К’», «Г»,»Г’»

1. Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны, имитация глотательных движений. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенье).

2.Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

3.Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).

4.Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.

4.Покашливание с высунутым языком.

5.Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.

6.Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).

7.Имитация рвотных движений.

8.Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со звуком а.

9.Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).

10.Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мычанию; имитация свиста.

11.Произнесение гласных звуков[ а-э-и-о-у] на твердой атаке

12.Пропевание гласных звуков[ а-э-и-о-у.]

13.Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (держим  руку на затылке ребенка и даем инструкцию запрокинуть голову назад).

14.Опускание головы с преодолением сопротивления (держим руку на лбу ребенка и даем инструкцию резко опустить голову).

15.Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.

16.Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем без зевка.

17.Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления. 18.Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.

19.Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: [н …а], [н … а] (Звук [н] отделяется от [а] паузой.)

4.

«Доскажи слово».

Задача: Совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в запоминании и повторении новых слов – глаголов, образованных путем изменения приставки.

Ход игры: Педагог произносит начало слова - приставку, а дети договаривают недостающую, заранее условленную часть слова – корень – и повторяет слово целиком. Для предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки: нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д..  Например: принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, объехать, отъехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.

«Сосчитай предметы»

Задача: Тренировать детей в количественном счете предметов правильно употребляя окончания в словах и соотнеся существительное с прилагательным и числительным.

Ход игры: Педагог называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а дети должны правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например: один зеленый огурец, два зеленых огурца, пять зеленых огурцов; одно красное яблоко, три красных яблока, пять красных яблок и т. д.

«Маленькие слова».

Задача:  закрепление навыков детей в использовании простых предлогов.

Ход игры: Педагог дает детям небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Они должны по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу …коляску. Книга лежит …ящике. Кошка спряталась…кровать». Затем предложить детям самим составить предложения с маленькими словами по картинке.

Артикуляционные упражнения.

 (К-8)      Звук «Ц»                                                                      

1.Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно(5-7 раз).

2.Раздвинуть губы в улыбке и быстро "присосать" язык, находящийся между зубами(5-7 раз.).

3.Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.

4.Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык (5-7 раз.)

5.Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.

6.Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком(5-7 раз.).

7.Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук [Т]. Губы, в этот момент растянуты в улыбке.  Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на  ладошку.

август

1.

«Телеграф».

Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости              от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью отстукивания карандаша по столу.

Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим отстукивает карандашом по столу на каждый слог, затем дети делают это самостоятельно, дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отстукиваются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и  трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих отстукиваний, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их.

«Назови ласково».

Задача: закрепить навыки детей в образовании и употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным значением.

Ход игры: Педагог показывает предметную картинку и называет по ней большой и маленький предмет. Затем начинает называть большой предмет, а дети должны образовать слово для маленького предмета с уменьшительно – ласкательным значением. Например: сто – столик, стул – стульчик, кольцо – колечко, шапка – шапочка и т. д. по мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

«Составь рассказ».

Задача: Педагог предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе педагог может задавать детям наводящие вопросы, начинать предложения, а дети будут его заканчивать. Также педагог помогает детям с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки дети могут быть более самостоятельными: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Артикуляционные упражнения.

 (К-9)  Звук «С», «З»

1."Трубочка". Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.

2.Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки(4-6 раз.)

3."Загони мяч в ворота". Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в "ворота".

4."Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз(5-7 раз).

5."Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от 1 до 10.

6.Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.

7."Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.

8.Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки(4-6 раз).

9.Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки( 4-6 раз).

10.Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки(4-6 раз).

11.Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.

12.Проделать предыдущее упражнение без палочки(4-6 раз.).

2.

«Придумай слово».

Задача: Закрепить умение детей в составлении слов с определенным количеством слогов.

Ход игры: Педагог отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а дети должны придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если они затрудняются назвать слово, педагог повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящего.

«Доскажи словечко».  

Задача: Закрепить навыки детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.

Ход игры: Педагог четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому дети должны подобрать рифму-отгадку.

                  ***

1.Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная …          
(КАРТОШКА)

2.Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это …
(КОТ)

3.В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит …
(КРОКОДИЛ)

4.Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно …
(КАРАНДАШ)

5.На скамейке у ворот
Лена горько слёзы …
(ЛЬЁТ)

6.Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую …
(ЛИСУ)

7.У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из …
(ЛЕЙКИ)

8.Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(ЛУК)

9.Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по …
(ЛУЖАМ)

10.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной …    
(МЕДВЕДЬ)

«Лис и мышонок».

Задача: закрепление навыков диалогической речи.

Текст: 

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

 - Землю копал.

 - Для чего землю копал?

 - Норку делал.

 - Для чего норку делал?

 - От тебя , лис, прятаться.

- Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.

- А у меня в норке спаленка.

 - Кушать захочешь, вылезешь.

 - У меня в норке кладовочка.

 - Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю.

 - а я от тебя в отнорочек – и был таков.

Артикуляционные упражнения.

(К-10).  Звук  «С», «З»                                                

1.Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы( 5-7 раз.).

2."Накажем непослушный язычок". Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз( 5-7 раз.).

3."Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от 1 до 10.

4.Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.

5."Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.

6.Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух.Контро-лировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки(4-6 раз).

7.Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.

8.Проделать предыдущее упражнение без палочки (4-6 раз.)

3.

«Звенит – жужжит».

Задача: Закрепить навыки детей в дифференциации заданных звуков.

Ход игры: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук [З] или [Ж]. водящий, вернувшись подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [З]. то он говорит «Звенит». Если слышит звук [Ж], то говорит «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

В дальнейшем заданный звук можно поменять.

«Что кому нужно?».

Задача: закрепить навыки детей правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением человека какой –либо профессии, а дети выбирают из разложенных на столе картинок для нее предметы и инструменты. Например6 врач – фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник; учитель – указка, доска, мел, ручка; парикмахер – ножницы. зеркало, расческа и т. д. детям можно предложить профессии: шофер, парикмахер, продавец, учитель, швея, милиционер, строитель, повар, художник, врач.

«Путаница».

Задачи: закрепление навыка понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу.

Ход игры: Педагог читает детям предложение, предлагая вслушаться  в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Дети должны заметить ошибку и изменить предложение, чтобы звучало правильно. Например: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыба Газета читает папу. И т. д.

Артикуляционные упражнения.     (К-11)   Звуки:  «Ч», «Ш»,  «Ж», «Щ»

1."Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз(5-7 раз).

2."Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.

3.Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

4."Грибок". Присосать широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от 1 до 10.

5.Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

6."Вкусное варенье". Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7."Гармоника". Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.

8.Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.

9."Чашечка". Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.

10. "Паровозик". Язык находится в позе "Чашечки" и начинает двигаться по коренным зубам вперёд - назад 5 раз. Упражнение повторить 4-6 раз.

4.

«Вставь звук вторым в слово».

Задача: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Ход игры: Педагог подбирает слова и предлагает детям вставить в них вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово. например, нужно вставить звук [Л] : пан – план, бок – блок, газ - глаз, сон – слон, пот – плот или звук [Р]: кот – крот, тон – трон, кошка – крошка, пятки – прятки, битва - бритва, тяпка  - тряпка и т. д.

«Чей – Чья – Чье – Чьи».

Задача: закрепить навыки детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных.

Ход игры: Педагог показывает детям предметную картинку с изображением животного, называет его, затем задает вопрос о какой-либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? – коровий; следы чьи? – коровьи и т. д.

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого « Умная галка».

Задача: Закрепить умение детей пересказывать текст.

Ход: Педагог читает детям рассказ, а после задает вопросы по тексту:

 - О ком говориться в рассказе?

 - Что она хотела сделать?

 - Что она увидела во дворе?

 - Какой кувшин был?

 - Что стала галка делать дальше?

 - Почему ей  не удалось напиться?

 - Что галка придумала и стала делать?

 - Что произошло потом?

 - Какая была галка?

Артикуляционные упражнения.  

(К-12). Звук   «Л»                                                                    

1.Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

2.Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки"(3-4 раза.)

3.Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек.(3-4 раза)

4.Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звуки[ А],  или  [Ы]. Повторить упр. 3-4 раза.

5.   Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.

Литература:

  1. Асташина И.В. Лучшие игры для детей от 3 до 7 лет. – Ростов н /Д: Издательский дом «Владис»: М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2008 г.
  2. Волина В. В. Праздник букваря. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
  3. Гадасина Л. Я.,  Ивановская О. Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.
  4. Дошкольное образование. № 6 – 9 ,  2010 г.
  5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
  6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М:Владос, 1994 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

речевые игры.рекомендации воспитателям на летний период

в этом учебном материале систематезированы игры по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в летний оздоровительный период.матариал поможет воспитателям закрепить умения и навыки детей....

Отчет работы воспитатель за летний период

Анализ работы за летне- оздоровительный период....

Работа воспитателей в летний период по развитию речи детей

Работа воспитателей в летний период по развитию речи детей...

инструкции для воспитателей на летний период

инструкции для воспитателей на летний период СОГЛАСОВАНО...

Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков у детей на летний период

Рекомендации  логопеда по закреплению речевых  навыков у  детей на летний период...

Рекомендации логопеда дя родителей по закреплению речевых навыков у детей в летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выр...