Метод проектирования в работе учителя – логопеда ДОУ
статья по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

Капункина Ольга Николаевна

Актуальность использования метода проектов в работе учителя-логопеда

Проекты:

"Кто на свете всех милее"

"День победы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_-statya_.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектирования в работе 

учителя – логопеда ДОУ

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

     Целью коррекционной работы учителя-логопеда является полноценная подготовка детей к школе и их социализация.

С учётом результатов обследования детей, изучения социального портрета семей воспитанников группе,  используем разнообразные формы  работы с детьми, их родителями, социумом.

Актуальной, интересной и  результативной, на наш взгляд, является работа по проектам.

Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).

  1. Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.
  2. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, координации действий руки и глаза.

Активное включение в музыкальную деятельность развивает у ребёнка чувство ритма, способствует развитию фонематического слуха, формированию слоговой структуры речи.

В своей деятельности мы разработали и реализовали несколько проектов: «Кто на свете всех милее?», «Мир без войны», «Мой город», «Дома такие разные», «Богатство нашей планеты», руководствуясь идеей усиления патриотического воспитания детей.

Устраняя речевые нарушения, имеющиеся у детей, развивая все компоненты языковой системы, мы одновременно ставили перед собой следующие задачи:

  1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
  2. Пробуждать в детях, любовь к родителям, к родной земле, уважение к соседу,  черты национального характера;

Используя метод проектирования, мы пришли к выводу, что реализация проектов:

  1. позволяет развивать общие способности детей: познавательные, коммуникативные, регуляторные.
  2. позволяет решать коррекционные логопедические задачи особенно успешно, так как материал нравственно-патриотического содержания вызывает у детей особый интерес и активность.
  3. дети приобретают необходимые социальные навыки: формируется адекватная самооценка, уважительное отношение к родителям, близким, дети становятся внимательнее друг к другу, приходит понимание ценности семьи, возникает чувство гордости за свою страну и желание действовать во благо.
  4. развиваются детско-родительские отношения.

Предлагаем вашему вниманию несколько разработанных нами проектов:

  1. Проект «Кто на свете всех милее»

Координация специалистов МДОУ «Детский сад 145».Подготовительная группа для детей с ОНР.

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников - «Любовь и доброта-основа крепкой семьи»

Задачи:

  1. Продолжать прививать чувство любви, уважения к матери
  2. Учить ценить труд матери, приучать помогать маме
  3. Знакомить с художественными произведениями о матери
  4. Расширять представления о профессиях, о труде матери
  5. Способствовать развитию у детей познавательной активности, психических процессов
  6. Активизировать и обогащать словарь детей, развивать грамотную связную речь
  7. Повышать педагогическую грамотность родителей, формировать потребность участвовать в жизни МДОУ

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материалов для деятельности детей
  2. Подбор детской и педагогической литературы, картин, дидактических игр и др.

Содержание проекта:

  1. Работа с родителями
  2. Работа с сотрудниками МДОУ № 145
  3. Работа с сотрудниками лицея № 21
  4. Проведение комплексной НОД
  5. Беседы родителей с детьми о своих профессиях «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Реализация проекта:

Исполнитель

Содержание работы

Музыкальный руководитель

  1. Разучивание с детьми песни Т. Прописновой «Нужные слова»
  2. Подготовка концерта в МДОУ

Инструктор по физической культуре

Мастер-класс для родителей «Дворовые игры для детей»

Психолог

Прослушивание песенки «Мамонтёнок» В. Шаинский – Д. Непомнящий, беседа о маме

Воспитатели

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина: «Вот какая мама», «Посидим в тишине»; Ж. Дашдондог «Мама»

Родители

  1. Конкурс на лучшую колыбельную
  2. Рассказ мам о профессиях
  3. Приготовление угощения к чаю
  4. Оформление стенгазеты «Я и моя мама» - совместно с воспитателями

МБОУ лицей № 21

  1. Пригласить желающих на благотворительный концерт «Мама, мамочка, мамуля»
  2. Подготовка концерта

Логопед

  1. Аппликация «Портрет мамы» (в технике обрыва)
  2. Инсценировка «Про котёнка» Вл. Степанова
  3. Оформить пригласительные открытки на подъезды в домах, возле лицея № 21 (8 микрорайон)
  4. Разучивание стихотворения «Кто так, как мама может» с Артемом Бариновым
  5. Выступление на концерте в детском саду со стихотворением «Дождь стучит в окно»
  6. Мастер класс для родителей МДОУ № 145 «Учись, играя» (как подготовить ребёнка к школе с помощью игр)

Итог:

  1. Концерт, посвящённый дню матери в МДОУ детский сад № 145
  2. Благотворительный концерт в лицее № 21
  3. Конкурс на лучшую колыбельную «Песня мамина слышна»
  4. Альбом «Профессии наших мам»

  1. Проект «День победы»

Координация специалистов МДОУ «Детский сад №145».Подготовительная группа для детей с ОНР.

Цель: Формирование нравственных ценностей у дошкольников

Задачи:  

  1. Воспитывать чувство патриотизма. Учить ценить подвиг дедов, защищавших Родину от врагов.
  2. Знакомить с художественными произведениями, расширять представления детей об истории Отечества, о ВОВ.
  3. Способствовать развитию познавательной активности, психических процессов
  4. Обогащать и активизировать словарь детей
  5. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи и  совершенствовать связную речь

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материала для деятельности детей
  2. Подбор детской и педагогической литературы, картин, слайдов
  3. Разработка конспектов НОД познавательного цикла

Содержание проекта:

  1. Работа с сотрудниками
  2. Работа с родителями
  3. Работа с сотрудниками лицея № 21
  4. Проведение комплексной НОД

Реализация проекта:

Исполнитель

Содержание работы

Музыкальный руководитель

Разучивание с детьми песни «Победа» сл. С. Михалкова, муз. Р. Габичвадзе

Подготовка праздника «День победы»

Инструктор по ФИЗО

Упражнения с перестроениями «Пограничники»

Психолог

Комплексная НОД с использованием элементов психогимнастики, с прослушиванием музыки: «День победы» сл. Харитонова, муз. Тухманова и рисованием на тему: «Какого цвета мир»

Воспитатели

  1. Чтение художественной литературы:

Е. Благинина: Подарок, Письмецо, Папе на фронт, Шинель;

В. Ходулин: «Истребитель», «Подводники», «Через реки», «Когда День Победы»

  1. Рисование – «Салют» (в технике тычка)
  2. Беседы: «Что ты знаешь о войне», «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  3. Конструирование – «Военная техника»

Логопед

  1. Пересказ рассказа «Собака – санитар»  
  2. Заучивание рассказа «Защитники» О. Капункиной наизусть
  3. Заучивание с Никитой Соколовым стихотворения В. Ходулина «Когда день победы»
  4. Подготовка приглашений ветеранам и пожилым людям 8 микрорайона на благотворительный концерт «Мир без войны»
  5. Заучивание стихов к празднику «День победы»
  6. Открытая НОД для сотрудников и детей МДОУ «Что такое война»

Родители

Оформление газеты «Не надо войны»

Социум: Лицей № 21

Подготовка благотворительного концерта «Мир без войны»

               Школа № 23

Посещение музея боевой славы

Итог:

  1. Праздник «День победы»
  2. Благотворительный концерт в лицее № 21
  3. Выставка детской газеты «Какого цвета мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы работы учителя – логопеда по коррекции заикания

Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям: ...

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, раз...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

"Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда"

laquo;Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда» Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования. В...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....

Использование метода Томатис в работе учителя-логопеда с дошкольниками

Представлен опыт работы по использованию метода Томатис в работе логопеда...