Словесные дидактические игры
материал по логопедии (старшая группа) по теме
Подборка словесных дидактических игр по развитию словарного запаса, грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podborkad_id._igr.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед
Гаврилова Е.Г.
Игра: «ЦЕПОЧКА».
Цель: замена названий деревьев в скороговорках.
Ехали мы, ехали.
До ЕЛИ доехали,
ЕЛЬ объехали
И к СОСНЕ поехали.
Ехали мы, ехали.
До СОСНЫ доехали,
СОСНУ объехали
И к КЛЁНУ поехали…
Игра «Идем по кругу»
Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ж».
Логопед показывает ребенку жука, вырезанного из яркой бумаги, и кладет его на стульчик. Ребенок идет по кругу, логопед певуче повторяет русскую потешку:
Жук-жучок,
Не летай в озерышко.
Улетишь высоко –
Упадешь глубоко.
Уж ты на землю падешь –
Тебя мышка съест.
Уж ты на воду падешь –
Тебя рыбка заглотнет.
Ребенок во время чтения потешки поднимает руки, встает на цыпочки или садится на корточки, изображая жука. Когда потешка прочитана, ребенок приседает и повторяет «Жу-жу-жу». Игра повторяется несколько раз.
Игра «Змейка»
Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ш».
Логопед показывает змейку на картинке ребенку. Ребенок рассматривает ее, педагог предлагает изобразить ее.
Эй-ка, эй-ка!
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!
Ребенок кладет руки на пояс логопеду, и вместе маленькими шажками продвигаются вперед (можно расставить преграды: кубики, стулья, натянутая веревка и т.п.). «Змейка» шипит: «Шшшш-ш-ш». Следить за четкостью произношения звука.
«Отгадай, на что я смотрю»,
«Назови, на что смотришь ты».
Цель: учить детей описывать предметы.
Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита». (Пуговица)
«Белая, с цветочком; есть ручка; может разбиться; ее моет мама, когда попьет кофе», (Чашка)
«Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает последние новости; ее очень любит папа». (Газета)
ИГРА «Сорока – Белобока»
Цель: учить детей образовывать существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.
У детей на столах картинки с изображением нескольких одинаковых животных.
Логопед рассказывает сказку:
В волшебном лесу жила-была Сорока – Белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. логопед предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить: к кому прилетала Сорока – Белобока.
Ответы детей:
- Сорока прилетала к лосям, к оленям, к волкам и пр.
Сказочно-игровая ситуация. Цель: развивать воображение, эмпатию, выразительность речи и движений. Предметы "оживают". Предложить детям угадать, какой характер у морской раковины, у самодельного ежика, у колокольчиков разной формы и с разными голосами. Что и как они сказали бы, если бы могли вступить в беседу с детьми и друг с другом?
Игра «Подбери рифму»
Цель: развивать фонематический слух
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок, песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
Игра «Сочинители» Цель: учить распространять предложения, расширять словарный запас, развивать воображение. Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всём на свете», но говорят только по одному слову друг за другом.
Например.
1-й ребёнок. Однажды.
2-й ребёнок. Грузовик.
1-й ребёнок. Поехал.
2-й ребёнок. Покататься… и т.п.
Вариант: говорить по 2-3 слова.
Игра «Хочу всех предупредить»
Цель: развивать воображение, учить подбирать слова-рифмовки. В этой игре-разговоре используется известная фраза К.И. Чуковского: «Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке гориллы, в Африке злодей… в Африке ужасный Бармалей!»
Собеседники могут придумать свои «пугалки», но они должны быть с весёлым подтекстом. По сути это маленькие фантастические рассказы, но «именные», предназначенные для конкретного партнёра по игре («Хочу Сашу предупредить….»).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Мама – мамочка, мамулечка, мамуля, матушка.
Бабушка – бабуля, бабуся, бабусенька.
Сестра – сестричка, сестренка.
Тётя – тетушка, тетенька.
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие».
Весна (какая?) – теплая, солнечная, ранняя, поздняя.
Солнце (какое?) – яркое, ласковое, блестящее.
Небо (какое?) –голубое, высокое
Облака (какие?) – кучевые, пушистые, белые.
Снег (какой?) – мягкий, пушистый, холодный.
Сосульки (какие?) – длинные, ледяные, холодные.
Листочки (какие?) – молодые, зеленые, весенние.
Игра «Подбери действия»
Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «что делает?», «что делают?».
Солнце (что делает?) – светит, греет, блестит.
Снег (что делает?) – падает, ложится, тает.
Сосульки (что делают?) – висят, капают, тают.
Листья (что делают?) – распускаются, растут, зеленеют, опадают.
Почки (что делают?) – набухают, распускаются, лопаются.
Птицы (что делают?) – щебечут, поют, летают.
Дети (что делают?) – играют, смеются, бегают, поют.
Игра «Назови ласково».
Цель: Закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
На доске выставлены рисунки с изображением деревьев. Дети, правильно назвав их ласково, уносят картинки к себе на столы.
Тополь – тополёк,
Дуб – дубок,
Осина – осинка (осиночка),
Берёза – берёзка (берёзочка),
Рябина – рябинка (рябиночка),
Ёлка – ёлочка,
Ива – ивушка,
Сосна – сосенка,
Клён – кленок,
Яблоня – яблонька,
Шишка – шишечка,
Ветка- веточка,
Лист – листик, листочек, листок,
Лес – лесок,
Иголка – иголочка.
Игра «Театр»
Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.
Детям предлагается стать артистами и разыгрывать роли различных животных: лисы, медведя, волка и др. Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:
- Какая лиса? (хитрая, проворная и т.д.)
- Какой волк? (злой, голодный и т.д.)
- Какой медведь (большой, мохнатый, неуклюжий ит.д.)
Игра-сказка «Два брата Ик и Ищ».
Цель: упражнение в понимании функции суффик сов в словообразовании.
Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, а другого - Ищ. Ик был маленький и лас ковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвос тик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи.
(Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)
Игра «Назови ласково»
Цель: образование слов с уменьшительно-ла скательными суффиксами:
черное перо — черненькое перышко,
серая спина — серень кая спинка;
пестрые крылья — пестренькие крылышки,
белая шея — бе ленькая шейка;
красная грудь — красненькая грудка,
милые глаза — ми ленькие глазки;
острые когти — остренькие коготки,
длинный хвост — длин ненький хвостик;
белый пух — беленький пушок,
круглая голова — круглень кая головка;
шустрые лапы — шустренькие лапки,
мягкие перья — мягонькие перышки.
Игра «Загадалки».
Цель: учить детей отгадывать загадки, соотносить описание с картинкой.
Дети отгадывают загадки, воспитатель ставит в ряд соответ ствующие иллюстрации с изображениями птиц.
- Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой. (Воробей.)
- Красногру дый, толстый, малоподвижный. (Снегирь.)
- Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.)
- Лов кая, подвижная, чернохвостая, белобокая. (Сорока.)
- Черно хвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона.)
- Ма ленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.)
- С крестообразным клювом; только она зимой птенцов вы водит. (Клест.)
Если дети путают названия птиц, можно провести дидак тическую игру «Кого не стало».
Игра «Мы с игрушками играем».
Цель: развивать память, учить четко проговаривать слова.
Логопед раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.
Игра «Игрушки – малютки».
Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
Кукла – куколка,
Матрёшка – матрёшечка,
Мяч – мячик.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: учить детей договаривать предложение по смыслы, подбирать слова-рифмовки.
Ор - ор - ор, сорвали красный ... (помидор).
Ец - ец - ец, съели вкусный ... (огурец).
Жан - жан - жан, лежит на грядке ... (баклажан).
Бус - бус - бус, мы разрезали ... (арбуз).
Игра «Отгадай и нарисуй»
Цель: Учить называть вид транспорта по составляющим частям.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы - это…….грузовик.
Крылья, кабина, хвост, мотор, трап - это…….самолёт.
Палуба, каюта, якорь, корма, винт, трюм, рубка - это…….корабль.
Игра «Составление загадок о транспорте»
При составлении загадок можно использовать принцип, пред ложенный Д.А. Нестеренко в книге «Страна загадок». Дети ищут ответы на вопросы: «На что похоже?» и «Чем отличается?». (Ва рианты записываются.)
Например, составляется загадка про автобус.
На что похоже? Чем отличается?
На дом. Но передвигается.
На троллейбус. Но без рожек.
На машину. Но длинный,
с множеством окон.
Получаем загадку:
«Похож на дом, но передвигается, на трол лейбус, но без рожек, на автомобиль, но длинный и с множе ством окон».
Признаки сравнения должны быть главными. Можно использовать ответы на вопросы:
«Что делает?», «Что такое же?»
Например:
«Едет, но не автомобиль, останавливается на остановках, но не троллейбус, возит пассажиров по мар шруту, но не трамвай». (Автобус.)
Составлять загадки лучше коллективно, выбирая наиболее ин тересные предложения. Лучше иметь перед глазами картинки.
Похож на дом, но на колесах. Имеет усы, но не папа. Обут в резиновую обувь, но не имеет ног. (Троллейбус.)
Нужен ток, но не троллейбус. Есть колеса, но едут только по рельсам. (Трамвай.)
«Что означает выражение?» или «Пословицы».
Цель: Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.
Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.
Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.
Например:
Ребенок сказал: Взрослые говорят:
пойти на исправку пойти на поправку
куда глаза видят куда глаза глядят
душа в подметки ушла душа в пятки ушла
свободная птица вольная птица
открыть Африку открыть Америку
посчитать в голове посчитать в уме
глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум на свежую голову
нервы скандалят нервы шалят
в пятки не годится в подметки не годится
К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".
Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.
Пословицы:
1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
Игра в рифмы - подскажи слово. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.
Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.
Очень страшная история.
(Даниил Хармс)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас .. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в ... пасть.
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало .. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.
Шишки-мышки
(А. Кондратьев)
Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.
Отвечали шишки:
- Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.
Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.
А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки".
Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот
Варианты концовок:
- У него болит живот.
Плачет бедный бегемот.
- Поднял он ужасный крик -
К острой пище не привык.
- Целый день касторку пьет
И ревет...как бегемот.
- Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!
Предложите свою концовку. Попробуйте дописать эти двустишья:
Вдоль реки бежал Аким
Был Аким совсем сухим.
Концовка автора:
Побежал он поперек -
Весь до ниточки промок.
(Олег Григорьев)
Стоит собака у столба
И вытирает пот со лба.
Концовка автора:
А на столбе соседский кот
Себе со лба стирает пот.
(Рената Муха)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....
Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников
Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....
Словесные дидактические игры в системе воспитания детей раннего возраста.
Очень интересная для меня тема....
Словесно-дидактические игры
Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.Количество играющих: подгруппа детейИгровые правила:курочка должна...
Словесно - дидактическая игра:"Закончи предложение."
Цель игры состоит в том, чтобы развивать мышление, гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания. Способствовать развитию речи и обогащению словаря ребенка среднего дошко...
Презентация "Словесные дидактические игры в детском саду"
Краткие методические указания по проведению словесных дидактических игр в детском саду...
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...