Проектный метод
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

Проектный метод работы учителя - логопеда в логопедических группах МАДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в логопедической группе детского сада

Воронина Раиса Васильевна,      учитель-логопед МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР – д/с «Березка»

Статья отнесена к разделу: Коррекционная работа с дошкольниками 

Проектный метод в обучении дошкольников  с нарушением речи является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррекционной работе является развитие речи. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д.

Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

  1. побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
  4. расширять словарь детей;
  5. формировать правильное произношение;
  6. побуждать детей к совместной деятельности;
  7. формировать эмоциональную заинтересованность;
  8. развивать мышление и воображение;
  9. формировать различные способы общения;
  10. овладение различными способами решения поставленных задач.

В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Грамотейки (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:

  1. помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  2. подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  3. планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
  4. определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- комплекс утренней гимнастики “Игрушки”;

- пластический этюд “Заводная игрушка”.

ЦЕНТР НАУКИ:

- рассказать, где и как делают игрушки;

- рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево);

- исследовать игрушки в натуральном виде;

- организовать выставку любимых игрушек детей.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь);

- ориентировка в пространстве “Найди игрушку”;

- игра на логическое мышление “Определи на ощупь /контуру/”, “4 лишний”.

ЦЕНТР КНИГИ:

- чтение и рассказывание стихов А. Барто “Игрушки”;

- чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”;

- заучивание и отгадывание загадок;

- чтение “Игрушкины частушки”;

- составление по плану описательного рассказа о матрёшке,

любимой своей игрушке

ИГРУШКИ

ЦЕНТР ГРАМОТЕЙКИ:

- звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина;

- разгадывание ребусов по теме;

- составление рассказа “Любимая игрушка”.

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

- изготовление игрушек из материала и картона для театрального уголка;

- вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки).

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек);

- рассказать о народных умельцах;

- нарисовать “Моя любимая игрушка”;

- аппликация “Весёлая семейка”

Неваляшки.

ЦЕНТР ИГРЫ:

- сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”;

- музыкально-дидактические игры“Музыкальные игрушки”;

- дидактическая игра “Назови игрушку”.

Так в представленной план-схеме отражается работа всех видов деятельности. Соответственно подбирается материал для каждого центра. Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий. Например, в центре науки выставляются различные игрушки из всевозможного материала, из этих игрушек можно организовать выставку, а к концу недели дополнить её любимыми игрушками детей. Причем, дети рисуют свою любимую игрушку и помещают рисунок в центр искусства, а также составляют рассказ о любимой игрушке и представляют его для всех детей группы.

             Тема «Посуда»

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- этюд “Чайник закипает;

- пантомима “Мытьё посуды”;

- физкультминутка “Мы посуду перемыли”.

ЦЕНТР НАУКИ:

- работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация посуды (чайная, столовая, кухонная);

- узнать из каких материалов изготавливается посуда, кто изготавливает, где;

- как правильно пользоваться посудой.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- счёт посуды (по одному, парами);

- дидактическая игра “Собери картинку”;

- составление задач с использованием посуды.

ЦЕНТР КНИГИ:

- чтение сказки К. Чуковского “Федорино горе”;

- загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

- придумывание рассказов, используя фантастическую кастрюлю.

ПОСУДА

ЦЕНТР ГРАМОТЕЙКИ:

- игра “Кухонный шкафчик в полочками” (помести слова по теме на полочки: по количеству звуков – 3,4,5 звуков; по количеству слогов – 1,2,3,4 слога);

- копировать (писать) слова: суп, стакан, миска;

- решить кроссворд по теме: “Посуда”;

- придумать предложения с предлогами о посуде (в, на, около, между).

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

- лепка посуды из пластилина, теста, глины;

- конструирование сервиза из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа ореха).

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- выставка посуды из разного материала (глина, фарфор, стекло, металл, пластмасса, картон);

- рассматривание иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, жостово, хохлома);

- раскрашивание глиняной посуды декоративной росписью;

- рисование сказочной посуды.

ЦЕНТР ИГРЫ:

- сюжетно-ролевая игра “Магазин посуды”;

- театрализованная игра “Живая посуда”.

Аналогично составляется план-схема и по теме “Домашние животные”:

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- подвижная игра “Кот и машина”, “Еду-еду”, “Лошадки”;

- пластический этюд “Домашние животные”.

ЦЕНТР НАУКИ:

- названия домашних животных, их детёнышей. Какую пользу приносят, почему называются домашними животными?

- назвать профессии связанные с домашними животными (пастух, скотник, молочница, доярка)

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- игра “Третий лишний” по теме,

- игра “Примеров много – ответ один” (прибавить и вычесть в пределах 10).

ЦЕНТР КНИГИ:

- загадки о домашних животных;

- стихи о домашних животных;

- чтение П. Ершов “Конёк – Горбунок”;

- чтение русской народной сказки “Сивка Бурка”.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЦЕНТ ГРАМОТЕЙКА:

- название домашних животных, в которых есть 1, 2, 3 слога;

- шарады, ребусы о домашних животных;

- анализ и синтез слов: кот, кошка, коза, собака.

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

- смастерить с детьми из бросового материала (из яйца) свинку.

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- нарисовать сказку про домашних животных;

- рассматривание картин с изображением домашних животных.

ЦЕНТР ИГРЫ:

- дидактическая игра “Назови семью”, “Кто, где живёт”, “Отгадай, кто это”, “Чей хвост (туловище, голова)”.

Такая план-схема является основой проекта, но она может дополняться, изменяться в ходе работы. Главная задача педагогов при составлении такой план-схемы: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей логопедической группы, на разную степень сложности и интересы. Но проект это не только план-схема и проведение интегрированных занятий с использованием разных фрагментов, это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе. Это позволяет рассмотреть явление (событие, предмет) с разных сторон, а также обеспечить каждому ребенку тот способ получения знаний, который для него наиболее приемлем. Вовсе не обязательно называть все эти действия с ребенком проектами и центрами, но очень важно иметь в группе центры – место, где сконцентрированы материалы для определенного вида деятельности. Можно разместить на видных и доступных для детей местах в группе книги, иллюстрации, предметы по теме, специально подобранные истории, сюрпризные моменты и т.п., это послужит мотивацией детей к деятельности. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими возрасту, интересам детей и программным требованиям, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, длительность заинтересованной работы. А выбирая из предложенного, ребенок учится отстаивать свои интересы, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, учится инициативе и анализу.

В логопедической группе детского сада проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"

В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....

Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.

Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...