«Морская экскурсия. Автоматизация звуков Р и Рь»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

 

«Морская экскурсия. Автоматизация  звуков  Р и Рь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskaya_ekskursiya..docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Морская экскурсия.

Автоматизация  звуков  Р и Рь»

Цели занятия:

Коррекционно-развивающие:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире;
  2. Закреплять правильное произношение звуков Р, Рь  в словах, словосочетаниях и предложениях;
  3. Формировать навыки фонематического анализа;
  4. Обогащать словарный запас детей за счёт слов-антонимов; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  5. Уточнять и расширять словарь детей  путём практического усвоения родственных слов, учить подбирать рифму к словам;
  6. Использовать элементы психогимнастики;
  7. Использовать здоровьесберегающие технологии: гидрогимнастику,  самомассаж  пальцев рук;

Психолого-педагогические:

  1. Повышать умственную работоспособность; предупреждать утомляемость детей;
  2. Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща;
  3. Вызывать у детей положительные эмоции.

Оборудование:

 Силуэт Русалочки, фишки для дифференциации твердого и мягкого звука- синие и зелёные морские звёзды;  плоскостное изображение парохода с иллюминаторами для определения позиции звука в слове;  предметные картинки (морские обитатели: рыба-меч, краб, кальмар);  изображение тропического острова; ванночка с теплой водой, ракушки, карточки –меню, игрушки - морская черепаха, осьминог;  диск «Звуки природы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть!

Сядем на стульчики перед волшебным зеркалом, улыбнёмся себе и друг другу.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

А сегодня нас ожидает сюрприз. В гости пришла девочка, у неё вместо ножек – хвостик.

Догадайтесь, как её зовут?  (Русалочка)

Психогимнастика

- Вы удивились, когда увидели Русалочку?  Покажите, как вы удивились!

- А как мы обрадовались, увидев её?

- Поздороваемся с Русалочкой!

Характеристика и сравнение звуков Р, Рь

Русалочка спрашивает, с какого звука начинается её имя?

Давайте расскажем Русалочке про звук Р.

- Какой он?   Согласный , твёрдый)

- Назовите младшего братца звука Р.  (Рь)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

- Ребята, скажите, где живёт Русалочка?

- Правильно, она живёт на дне моря. Русалочка хочет поиграть с вами. Она будет называть вам своих друзей, а вы – слушать и определять, какой звук Р или Рь мы слышим в слове. А помогут вам морские звёзды (Дети получают плоскостные изображения морских звёзд).  Если в слове звук Р,   сигналит синяя звезда, если звук Рь – зелёная.

Слова: краб, рыба – пила, скалярия, горбуша, скумбрия, кальмар, креветка, форель…

- Молодцы, правильно выполнили задание Русалочки, поэтому она приглашает вас на морскую экскурсию.

- На каком виде транспорта  можно путешествовать по морю? (Дети  называют морской транспорт).

Вот у нас пароход для морских путешествий.

Координация речи с движением

Сядем мы на пароход!

Пароход не замечает,

Что его волна качает.

Всем, оставшимся в порту

Громко он гудит: «Ту-ту!»

Русалочка  предлагает поселиться в каюты и вручает детям «билеты» - картинки морских обитателей (Рыба – меч, кРаб, кальмаР).В первую каюту поселится тот, в названии чьей картинки  звук Р стоит в начале слова, во вторую – в середине, а в третью – в конце слова.

Теперь заводим моторчик – и в путь!  Р-Р-Р…

Звучит музыка «Морской прибой»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ НА БАЗЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

- Пока плывём по морю, поиграем. Ответьте, так бывает, или нет?

Утром солнышко встаёт,

Рыбка песенку поёт, -

Рассказал один рыбак,

А бывает разве так?

- Молодцы, вы знаете, что рыбы не умеют разговаривать, в отличии от нас. А мы должны говорить хорошо, правильно!

Ознакомление детей с родственными словами

- Сейчас мы попробуем стихи сочинять сами. Нужно закончить строчку в стихотворении, подобрать слова в рифму.

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали, как …(рыбы).

Я б хвостом махала гибким,

И резвилась, словно…(рыбка).

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая…(рыбёшка).

Выплывает, корм  ища

Пребольшая…(рыбища).

Эх, сорвался мой улов! –

Рассердился…( рыболов).

Рыба не клюёт никак,

Видно я плохой…(рыбак).

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день…(рыбачит).

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась…(рыбалка)!

Вспомните все слова-родственники.

А вот и остров! (На панно выставляется плоскостное изображение)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Он такой маленький, назовём его ласково – островок.

Как мы назовём маленькую черепаху?-

Краба?-

Ручей?-

Дерево?-

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

«Подышим морским воздухом»

Выполняем  «на берегу моря»- около ванночки с водой.

На дне ванночки – небольшие морские ракушки.

«Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя морскую свежесть. Выдох через рот  - 3 раза.

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА  В  ВОДЕ

                                 «Рыбки»

Опустим ладошки в воду, поиграем пальчиками.

Представим себе, что наши пальчики – рыбки. Они плавают (Волнообразные движения руками в воде). Рыбки опустились на дно.

Молодцы. Давайте насобираем ракушек и привезём их в подарок в детский сад.

Согласование числительных с существительными

Сколько раз я хлопну в ладоши, столько нужно достать со дна ракушек и считать так: одна ракушка, две ракушки…

Устали, наплавались … сядем, передохнём, перекусим.

Морская черепаха принесла нам меню. Кушать будем только те продукты, в названиях которых есть звуки Р, Рь.

Упражнение в подборе антонимов

А сейчас поиграем в игру «Всё наоборот» с  осьминожкой (используется вместо мячика):

Глубокий –

Узкий –

Медленный –

Тихий –

Весёлый –

Сухой  -

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Сейчас нам пора попрощаться с Русалочкой и возвращаться в детский сад!

Вам понравилось путешествовать?

Нам с Русалочкой очень понравилось, как вы занимались.

Скажем Русалочке и нашим гостям «До свидания!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия к Николо-Богоявленскому Морскому Собору Санкт-Петербурга

Целевая экскурсия знакомит детей с достопримечательностью Адмиралтейского района Санкт-Петербурга...

Экскурсия в филиал музея Мирового океана «Морской выставочный центр» в городе Светлогорск.

Принимали участие в Областном проекте "Молодёж за чистую Балтику". И я вместе с детьми и родителями посетили музей "Мирового океана" в городе Светлагорск....

Занятие –экскурсия «Морская стихия И.К. Айвазовского» в старшей группе №4 «Ромашка»

Формирование у детей желание к познаниюи деятельности на примере жизни И.К.Айвазовского...

«ЭКСКУРСИЯ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Лексическая тема: «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ» 2021 год

В Презентации размещены фотографии, сделанные мной при посещении Центрального военно-морского музея имени Петра Великого.  ...

«Морская экскурсия. Автоматизация звуков Р и Рь»

Цели образовательного события:Коррекционно-развивающие:●     Расширять представления детей об окружающем мире;●     Закреплять правильное произношение звуков Р,...

Виртуальная экскурсия интегрированного занятия "Морские животные"

Технолгиеческая карта интегрированного занятия для детей старшей группы, на тему "Морские животные"...