Доклад "Коррекционная работа с детьми с ОНР на занятиях по продуктивным видам деятельности
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Начальная школа д/сад «Сказка»
Доклад:
«Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи
на занятиях продуктивной деятельности»
(районное методическое объединение педагогов коррекционных групп)
Вос-ль старшей логопедической группы № 12 Медведева А.В.
1 квалификационная категория
с. Дивное
20 марта 2008г.
Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Поэтому, воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Целенаправленная отработка лексики по заданию логопеда.
- Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических конструкций.
- Развитие понимания, внимания, памяти, мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление навыков чтения и письма.
Все виды продуктивной деятельности позволяют ребёнку опосредованно отражать окружающий мир, самому создавать красоту, исходя из своих возможностей, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания окружающей действительности и существенно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.
Попутно с решением основных для этого вида деятельности задач на таких занятиях можно знакомить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические и грамматические оттенки, активизировать в речи названия предметов, действий и признаков, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.
Совместная работа воспитателя и логопеда в этом направлении многократно усилится, если тематика продуктивной деятельности будет совпадать с общей речевой работой по лексико-тематическим циклам.
Материал стараюсь строить по принципу от простого к сложному и охватывать все виды занятий по изобразительной деятельности и конструированию: рисование, аппликация, лепка (предметная, декоративная, сюжетная, по замыслу;) конструирование: (коллективное, подгрупповое, парами, индивидуальное).
По мере развития сенсорно-двигательных способностей детей материал усложняется. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей детей, поступивших в речевую группу, возможен свой творческий подход к разработке тематики продуктивной деятельности. Учитываю главное: тематика должна быть доступна, понятна, эмоционально окрашена и по содержанию включена в лексико-тематические циклы.
Такой подход к продуктивной деятельности создаёт условия для осуществления тесной связи в работе воспитателя и логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей. Он позволяет решать как основные педагогические задачи (формирование технических навыков и умений, знаний о предметах и явлениях, об их свойствах и признаках и т.д.), так и обеспечивать коррекционную направленность всей работы (развитие мелкой моторики, сенсорных способностей, совмещение продуктивной деятельности с речью).
Занятия по изобразительной деятельности и конструированию проводятся по подгруппам. Внутри каждой из них выделяются дети с относительно высоким, средним и низким уровнем владения техническими навыками.
Осуществляя разноуровневый подход к детям на занятиях по продуктивной деятельности, я получаю возможность учитывать потенциальные возможности каждого ребёнка: кому-то необходим полный (иногда и поэтапный) показ последовательности создания изображения; а кому-то достаточно частичного показа или показа жестом по контуру предмета (формообразующего движения). Кто-то из детей может выполнить работу по представлению (это требует развитого воображения), а кто-то выполнит её по образцу или с опорой на наглядность. Главное - каждому ребёнку дать посильное задание, каждому пережить чувство успеха, в каждого вселить уверенность в своих силах, каждого научить способам изображения (изготовления) того или иного предмета и уверенно использовать их при изображении (изготовлении) других, более сложных.
Включенность занятий по продуктивной деятельности в лексическую тематику позволяет в работе по той или иной теме опираться также на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей. Это очень помогает достижению главной цели - преодолению общего недоразвития речи у детей.
Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью.
Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручном труде,- наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.
В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По моему замыслу легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание.
Для развития речи детей традиционно использую, следую щие элементы занятий.
- Обсуждаю с детьми предстоящую деятельность, её этапы, выбор способов действия, объясняю смысл каждого действия и тем самым не только развиваю активную речь детей, но и учу их работать по плану, выраженному в слове.
- Напоминаю о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучаю вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.
- Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия прошу их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.
- Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий.
- Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести всё, что указанно в инструкции. В конце занятия предлагаю вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат.
- Дети участвуют в коллективной лепке. Им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т.д. Даю образец того, как правильно и культурно можно построить своё высказывание в общем разговоре.
Таким образом, и замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные её виды для коррекции недоразвития речи. Процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей. Хочу остановиться на некоторых специфических приёмах развития и активизации речи детей с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.
1. Создание проблемной ситуации, формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д.), ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т.е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.
2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей, (коля обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Что значит обмакнуть? Это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость- в воду, краску, клей Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнёт рисовать стволы деревьев....и т.д.) Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.
3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух.
(маша, ты, что сейчас рисуешь? - Я рисую ствол дерева коричневой краской. - Маша, ты рисуешь ствол всей кистью плашмя, а веточки как будешь рисовать? И т.д.)
Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах
4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после Завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?...)
5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов. Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и т.д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия.
Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевлённые действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
7. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.
8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на сашином рисунке видны заячьи следы),для упражнения в подборе определений и образных выражений.
9. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.
Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:
Речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Алёшином рисунке...)
- Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;
- Сочинение рассказа или сказки к своей работе; особенно интересно оформить их в виде книжки - самоделки;
- Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;
- Сравнение двух работ и т. д.
- Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты на занятиях для расширения речевой практики детей. В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:
Опоры на эмоционально - интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;
• Необходимость выделять, воспринимать, воспроизводить определённые свойства и отношения предметов, выражать их в слове;
- Ситуации субъективного переживания ребёнком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;
- Возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;
- Живая, незаученная речь зазвучит на занятиях при условии, что дети будут испытывать чувство безопасности работы. Безопасность работы и критерии эстетичности занятия включают следующее: дети не боятся критических замечаний и оценок (добрый совет, прежде всего); пользуются возможностью свободно передвигаться по группе во время занятия, задавать вопросы друг другу и педагогу; имеют своё
мнение и умеют его высказывать; пользуются правом выбора и т.д.
Таким образом, педагогом создаются условия для дальнейшего развития речи, развития и совершенствования планирования, регулирования и контролирования детьми с общим недоразвитием речи собственных действий в процессе выполнения заданий по изобразительной деятельности и конструированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по продуктивным видам деятельности
Занятия по рисованию,аппликации, конструированию и ручному труду....
конспект занятия по продуктивные виды деятельности: конструирование
Обучающие игры с дидактическими моделями как средство коррекции познавательной деятельности. ...
Конспект занятия по продуктивным видам деятельности. Ручной труд (конструирование) "Веселый алфавит".
Задачи:Ззакрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способамиинициировать творческие проявления детей при создании п...
КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности (рисование)»
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………….Глава I. Теоретические основы сенсорного развития младших дошкольников.1.1. Проблемы сенсорного развития младших дошкольников в исследованиях отечествен...
Конспект занятия по продуктивным видам деятельности ( аппликация ) на тему: « Украсим ёлочку » в средней группе
Учить украшать елочку геометрическими фигурами, совершенствовать навык разрезания полоски на квадрат....
КОНСПЕКТ комплексного занятия по продуктивным видам деятельности из различных материалов (бросового, соленого теста) Тема: «УСТЬ-БАРНАУЛЬСКАЯ ДЕРЕВНЯ»
КОНСПЕКТ комплексного занятия по продуктивным видам деятельности из различных материалов (бросового, соленого теста)Тема: «УСТЬ-БАРНАУЛЬСКАЯ ДЕРЕВНЯ».Задачи:...