Муниципальное дошкольное учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 124»
Методическое пособие
« Сказка о разноцветных человечках»
Разработала воспитатель
высшей категории
Подсобляева С.К.
Саратов 2011 г
Методическое пособие
« Звуковые человечки»
Цель: облегчить процесс обучения чтению и письму
Задачи:
Познакомить со звуками родного языка, в занимательной форме (театрализация сказки) учить слышать и воспринимать их характер, дать понятие «гласные и согласные звуки», определять на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, учить самостоятельно образовывать слоги и читать их, производить звуковой анализ слова.
Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, зрительную память, внимание, творческое воображение.
Воспитывать интерес к родному языку, желание постигать его тайны.
1 этап: гласные и согласные звуки
Сказка о разноцветных человечках
В одном разноцветном городе была необычная разноцветная улица, на которой всегда раздавались какие-то необычные звуки, летали необычайно красивые бабочки, цвели необычные цветы. На этой улице стояли необычные разноцветные дома, в которых жили необычайно смешные, круглые человечки. Они были очень веселые и забавные.
В красном домике жили очень музыкальные красные человечки. Они всегда выходили на улицу, садились на красный бочонок и пели приятным голосом (выходит красный звуковой человечек с открытым ртом и тянет : А-А-А, О-О-О, У-У-У, дети вместе с ним под сопровождение фортепиано распевают звуки). Звуки, которые тянуться и поются , все жители этого чудо- города стали называть ГЛАСНЫМИ . Голос, глас.
Отсюда и пошел слух:
в красном домике живут гласные.
Запомните:
ГЛАСНЫЙ, значит КРАСНЫЙ !
Дети зарисовывают красный домик и красного человечка.
В синем же домике жили синие человечки, которым вовсе не хотелось петь.
Они были достаточно хмурыми на вид, любили сидеть в луже, и согласны были издавать совсем другие звуки, которые не тянутся, не поются, трудно
Произносятся.
На пути этих звуков встречались всяческие преграды, но синие человечки согласны были бороться с этими преградами и рады были произносить их. Они то шипели (Ш), то свистели (С), то рычали (Р), то мычали (М), то пыхтели (П), то тарахтели (Т), то хрипели (Х) (рисуют синего человечка).
В общем, жизнь в этом необычном городе была не тихой, а звучной.
Итак, звуки бывают гласные (красные) и согласные (синие)
2 этап: заучивание стихотворения о гласных и согласных звуках.
Затем с помощью этого же пособия « Звуковые человечки» обыгрывается стихотворение о гласных и согласных.
Гласные тянуться в песенке звонко,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу могут звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и хрипеть,
Но не хочется им петь.
Дети зарисовывают себе 2 домика (синий и красный) и звуки в них.
Обыгрывают сами игровую ситуацию и заучивают стихотворение наизусть.
3 этап: твердые и мягкие согласные.
Когда у жителей синего домика было плохое настроение, они выходили и садились в темную синюю лужу (сажаем в лужу хмурого синего человечка) Они были такие сердитые, твердые (ударяем кулачком о ладошку, хмурим
брови). Произносим звуки твердо: Б, В, Г, Д, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф,
Когда же они просыпались в хорошем настроении, выходили на улицу, садились на молодую зеленую травку и сливались с нею, становились добрыми, мягкими и пушистыми (переворачиваем синего человечка на зеленую сторону, здесь он добродушный и улыбчивый. Дети мягко, ласково поглаживают ладошку о ладошку) Произносим мягко: Б, В, Г, Д, К, Л….
В общем, синие человечки, как и мы с вами, бывают в разном настроении. А ! …Вот еще забыла вас познакомить с очень добродушными человечками. Звуковички Ч и Щ в любое время суток и в любую погоду очень добродушные и веселые. Они всегда мягкие (зеленые). А вот звуковички Ш ,Ж, и Ц, напротив, всегда только твердые и хмурые (синие).
Дети зарисовывают синий домик, а рядом с ним хмурого синего человечка (в луже) и доброго зеленого (на травке). Закрепляем.
Игра « Покажи хмурого и доброго человечка» (мимическая).
Затем детям раздаются синие и зеленые человечки, педагог называет то твердые, то мягкие согласные звуки, а дети поднимают соответствующих человечков. Итак, мы поняли: согласные бывают твердыми и мягкими.
4 этап: звонкие и глухие согласные.
Синим звуковым человечкам (согласным) понравился приятный голосок соседей (красных гласных) и им тоже захотелось так же звонко звучать. Звучать, но не петь. Чтобы их голосок издалека было слышно. Здорово у них получалось! Звонко, как у этого желтого колокольчика-звоночка (звоним в желтый колокольчик и надеваем на синего человечка желтую шапочку в форме колокольчика). Вот так: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р.(ставим ладошку к горлышку.) Спрашиваем: « Включаем голос?» « Да» Голос звучит, значит согласные эти звонкие
Но… жители синего домика, посидев в холодной луже, часто простывали, у них пропадал голос и даже слух, т.е. они становились совсем глухими: П, С, Т, К, Ч, Ш, Х, Ф.( ставим ладошку к горлышку, произносим с детьми эти звуки и приходим к выводу, что мы не включаем голос, значит звуки глухие). С горя они натягивали на уши черную глубокую шляпу.
Итак, жители синего домика (согласные) бывают звонкие и глухие.
Обыгрываем парные согласные: Б, В, Г, Д, Ж, З
А вот их глухие братья: П, Ф,К, Т, Ш,С
Дети зарисовывают человечков в разных шапочках.
5 этап : закрепление
С помощью « Звуковых человечков» создаем различные побудительные игровые ситуации для закрепления гласных и согласных звуков, их дифференциации. Раздаем детям каждому либо красного, либо зеленого, либо синего человечка и с помощью персонажа мультфильма или сказки произносим разные звуки. ( А, П( мягкий), О, Р, С( мягкий). Дети поднимают своих человечков в зависимости от характера звуков, объясняя персонажам. И другие, например: « Из какого домика издается звук?», « Познакомь Лунтика с его звуком »( Л - синий человечек в желтой шапочке), « Научи Незнайку искать своего человечка» (Н(мягк.)- зеленый в желтой шапочке), « Определи и покажи начальный звук своего героя» Сова( С – синий человечек в черной шапочке), Пятачок( П – тот же) и т. д. ( раздаем каждому ребенку картинку какого-либо персонажа).
6 этап: образование обратных слогов.
В один замечательный день гласные красные человечки и согласные синие вдруг услышали друг друга и подружились. Стали ходить друг к другу в гости, вместе гулять, зацепились парами (показываем).
Жителям синего домика (согласным) нравилась песенка соседей из красного домика: А-А, О-О, У-У, Ы-Ы, Э-Э и т.д. Они зацеплялись парами и издавали каждый свой звук. Получалось так: АС, ОС, УС, ИС, ЫС. Попробуйте сами подружить синих и красных человечков.
7 этап : образование прямых слогов
Но не всегда они дружно жили. Порой, как и вы, они ссорились. Синим согласным человечкам тоже хотелось встать впереди. Они дрались с красными гласными и кричали: « Давай меняться, теперь мы будем первыми!» Те, как ни странно, соглашались. Послушайте, какой получился слог: СА, СО, СУ, СЫ, СЭ (действие происходит на синей стороне).
Они просто сливались в единый слог (тянем гласный).
А иногда жители синего домика просыпались, слышали другую песенку красных человечков : И-И-И, Е-Е-Е, Ю-Ю, Я-Я-Я . Она им нравилась больше. От радости они выбегали на пушистую молодую травку, становились такими же мягкими и зелеными (переворачиваем, здесь зеленый человечек с добрым лицом. Дети поглаживают ладошку о ладошку). Послушайте, какой получился слог: СИ, СЕ, СЮ, СЯ.(тянем гласный звук)
8 этап: составление коротких слов
По той же схеме обыгрываем « дружбу звуков» и составляем с помощью звуковых человечков схему слов (звуковой анализ)
РАК
РИС
ПИР