Интегрированный инновационный проект «Библиотека – территория безграничных возможностей»
проект по коррекционной педагогике

Шаркова Анастасия николаевна

В современном мире, мире равных возможностей, работа педагога-психолога, воспитателя и библиотекаря в тандеме раскрывает важный аспект взаимодействия разных специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти два специалиста, работая вместе, могут более эффективно проводить работу по улучшению психологического сопровождения детей с особенностями в развитии и могут влиять на формирование личности ребёнка как читателя. Взаимодействие с психологической службой направлено на содействие психологическому здоровью, образовательному интересу, раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекции разного рода затруднений в её развитии. Мы считаем, что чтение, художественная литература, являясь важнейшим и мощнейшим «ресурсом» развития человеческой личности, в психологической работе обладает значительными коррекционными возможностями. Определённым образом выстраивая работу с художественными произведениями детской литературы, можно решать различные коррекционные задачи. К сожалению, многие из детей с нарушениями в развитии не являются потенциальными читателями (это связано с характером заболеваний): они не могут читать самостоятельно, и не воспринимают громкое чтение. Но это совсем не значит, что библиотечная среда является для них чужеродной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_bibliotekoy.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный инновационный  проект

«Библиотека – территория безграничных возможностей»

  

Главная задача любой библиотеки как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе. В данный момент библиотека занимает определенное место в системе обслуживания людей ми детей с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождением детей с ограниченными возможностями занимаются социальные институты: детские сады, школы, реабилитационные центры и т. д. Однако, мы считаем, что именно библиотека является той средой, где вся атмосфера способствует раскрытию возможностей детей с ограниченными возможностями.

В современном мире, мире равных возможностей, работа педагога-психолога, воспитателя и библиотекаря в тандеме раскрывает важный аспект взаимодействия разных специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти два специалиста, работая вместе, могут более эффективно проводить работу по улучшению психологического сопровождения детей с особенностями в развитии и могут влиять на формирование личности ребёнка как читателя. Взаимодействие с психологической службой направлено на содействие психологическому здоровью, образовательному интересу, раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекции разного рода затруднений в её развитии. Мы считаем, что чтение, художественная литература, являясь важнейшим и мощнейшим «ресурсом» развития человеческой личности, в психологической работе обладает значительными коррекционными возможностями. Определённым образом выстраивая работу с художественными произведениями детской литературы, можно решать различные коррекционные задачи. К сожалению, многие из детей с нарушениями в развитии не являются потенциальными читателями (это связано с характером заболеваний): они не могут читать самостоятельно, и не воспринимают громкое чтение. Но это совсем не значит, что библиотечная среда является для них чужеродной.

Библиотека даёт таким детям возможность общения со сверстниками и взрослыми, привлекает к посильному участию в различных мероприятиях. Роль библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья переоценить невозможно: библиотечная среда в известной степени восполняет дефицит доброты, помогает детям побороть чувство одиночества, неуверенности в себе.

В 2023-2024 году на сопровождении  в отделении сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями находятся 45 детей с ограниченными возможностями, из них:

  1. слабовидящие - 1
  2. слепые - 1
  3. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 7
  4. дети с задержкой психического развития – 9
  5. дети с умственной отсталостью – 26
  6. другие – 1/1

Библиотека имеет уникальный потенциал в области социокультурной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. При этом она не может и не стремится «подменять» реабилитационные или образовательные учреждения, а выполняет свои основные функции: обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных и общекультурных потребностей, содействие социальной реализации и др., применяя особый подход в работе с «особенными» пользователями. 

Принимая во внимание, особенность территориального расположения библиотеки, высокий спрос на услуги библиотеки для детей и подростков с особенностями развития, а также необходимость консолидации специальных ресурсов и дифференцированного подхода в работе с этой группой, мы разработали и предложили к реализации в библиотеке проект «Библиотека – территория безграничных возможностей», целью которого является создание психологического библиотечного клуба для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечные лучики».  Вовлечение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в клубную работу, по нашему мнению, будет способствовать развитию их творческих способностей, эффективной социальной реабилитации и интеграции в социуме, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки.   Работа психологического библиотечного клуба также создаст оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, формирования культуры чтения.  

Цель проекта: создать в библиотеке информационную, культурно-творческую и психологически комфортную среду, способствующую развитию информационной культуры, коммуникативных навыков, творческого и духовно-нравственного потенциала и, в целом, социокультурной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, используя потенциал клубной работы.

Задачи проекта:

  1. Повысить качество информационных и культурно-досуговых услуг, предоставляемых библиотекой детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Активно содействовать (посредством интегрированных занятий психологического библиотечного клуба) социокультурной адаптации и социальной интеграции адресатов проекта.
  3. Расширить информационные и материальные ресурсы библиотеки для более полного удовлетворения информационных и общекультурных потребностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Укрепить имеющиеся и наладить новые партнерские связи с образовательными учреждениями, общественными организациями для совместной работы по преодолению социальной изоляции детей с особенностями развития.

База для реализации Проекта: 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Усольская городская централизованная библиотечная система. Филиал №7 . Общая площадь библиотеки – 85 кв.м. Библиотечный фонд - более 5000 экз. изданий. В библиотеке за 2022 год зарегистрированных пользователей 600 читателей число посещений более 5000 читателей, книговыдача составила 7000 изданий. Число посадочных мест - 25. Число персональных компьютеров - 3, есть подключение к сети Интернет.

Филиал библиотеки расположен в центре города, что удобно для пользователей.  

В Филиале детской городской библиотеки № 7 «создана комфортная обстановка и благоприятная информационная среда, способствующая самореализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, развитию их творческих способностей, социальной адаптации. При обращении сотрудниками оказывается персональное сопровождение пользователей с ограниченными возможностями. В случае обслуживания лиц с ограниченными возможностями библиотеками, как правило, используется такая форма внестационарного обслуживания, как книгоношество (надомный абонемент), т. е. литература доставляется на дом библиотекарями или волонтерами из числа активных читателей, родственников детей с ограниченными возможностями. 

Социальная значимость Проекта:

Проект направлен для создания информационной, культурно-творческой и психологически комфортной среды, способствующей социокультурной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями, а также поддержки дальнейшего устойчивого инновационного развития библиотечного обслуживания населения города, скоординирует деятельность организаций и учреждений, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями.

Сроки реализации проекта:

Май  2023 года - июнь 2024 года 

Партнёры проекта:

-  ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усолье-Сибирское»

- Муниципальное бюджетное учреждение культуры Усольская городская централизованная библиотечная система, филиал № 7

-  ______________________

-  _______________________

Этапы реализации Проекта:

Первый этап – исследовательский (май 2023 г.)

Организация любого проекта начинается и развивается при условии изучения потребностей потенциальных и реальных пользователей, непременного и регулярного мониторинга библиотечного обслуживания  детей с ограниченными возможностями здоровья. На данном этапе  проведены анкетирование и опрос детей с ОВЗ  и их родителей (законных представителей) по выявлению  востребованности библиотечных услуг, их читательских и информационных потребностей, целесообразности проведения такой формы работы как психологический библиотечный клуб. Также были сформированы группы для участия в работе клуба по возрастам.

Второй этап – организационный (июнь – август 2023 г.)

На втором этапе работы с проектом определяется  стратегия дальнейшей совместной  деятельности библиотекаря и психолога, составляется план работы психологического библиотечного клуба,  подбор методической и художественной литературы, психологических игр и методик для групповой работы. Также на данном этапе проводится оценка доступности и комфортности библиотечной среды для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Третий этап - реализация плановых мероприятий психологического библиотечного клуба (сентябрь 223 г. – май 2024 г.)

На данном этапе будут реализовываться мероприятия, запланированные в работе психологического библиотечного клуба «Солнечные лучики». Интегрированные занятия (тренинги) в клубе будут проводиться систематически 1 раз в месяц в течение учебного года. Кроме этого, библиотекарем могут проводиться и другие формы работы: оформление постоянно и периодически действующих тематических выставок, информационных стендов на социально значимые темы, конкурсы, литературные вечера, викторины, театрализованные представления, библиотечные акции и т.д., где вместе с другими детьми будут вовлечены и дети с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо акцентировать внимание на возможностях, а не ограничениях участников проекта и стремиться интегрировать их в социокультурное пространство библиотеки. В аспекте социокультурной адаптации детей и подростков с особенностями развития особенно значимы не специальные, а общие мероприятия для инклюзивных групп. Приоритет таких мероприятий – развитие навыков межличностного общения, повышение самооценки, развитие творческого потенциала. Участие в смешанных мероприятиях, когда обычные дети участвуют вместе с особыми детьми, дают такой положительный результат обоим аудиториям.

Работа с детьми с ограниченными возможностями невозможна без контакта с их семьями, родителями (законными представителями).

Формы работы с родителями (законными представителями):

  • Консультации по выбору книг
  • Индивидуальные беседы
  • Приоритетное обслуживание
  • Консультации психолога
  • Информационные дни для родителей
  • Информационные стенды
  • Выставки книг и периодических изданий
  • Обзоры новой литературы
  • Рекомендательные списки и указатели литературы
  • Круглые столы с участием библиотекаря, психолога, педагогов
  • Привлечение в клубную работу

 В данный проект включен раздел, который реализуется педагогом-психологом в организации «Психологическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Содействие в создании оптимальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семье». 

Четвертый  этап – заключительный (июнь 2024 г.)

На заключительном этапе проводится оценка эффективности проекта, психологическая диагностика эмоционального состояния детей и подростков с ограниченными возможностями, опрос родителей (законных представителей).

Методы работы, используемые в Проекте:

Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния ребёнка. При подборе книг необходим тщательный учет особенностей детей:

  • индивидуальной психологической ситуации и особенностей психики ребёнка
  •  возрастных особенностей
  •  половой идентификации
  •  состояния здоровья
  •  ситуации в семье
  •  социального опыта
  • образовательного и культурного уровня

В подборе  книг очень важна ориентация литературного произведения на позитивное решение проблемы. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания детей с ОВЗ  своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.

Сказкотерапия основана на метафоризации образов, проблем и отношений. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем и обогащаем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психолог, работая с конкретными проблемами, находит их первопричину и помогает ребёнку достичь внутренней гармонии. Способствует поднятию самооценки, личностному росту, развитию самосознания.

Драматерапия - это современный вариант психодрамы для решения личностных и межличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановок различных пьес. Направлена на решение конфликтных ситуаций, поднятие самооценки детей, их личностный рост, самоопределение, на снятие барьеров в общении.

И, конечно же, библиотекарь в данных видах взаимодействия психолога с детьми выступает в роли главного советчика при подборе разнообразной литературы  для решения тех или иных проблем. Выявляя проблемы разного характера, психолог формирует группы детей для дальнейшего взаимодействия по разным направлениям. Библиотекарь подбирает материал для их эффективной работы.  Все эти методы работы с детьми дают возможность  психологу и библиотекарю построить эффективную работу в рамках инклюзивного образования.

Ожидаемые результаты:

Данный проект отличает четко выстроенная система мероприятий, полная реализация которых позволит решать проблему адаптации и социализации детей и подростков с ОВЗ с использованием возможностей работы психологического библиотечного клуба, ресурсов информационного обеспечения, создания комфортных условий и организации полноценного культурного досуга в толерантной среде местного сообщества. Также немаловажным результатом достижения поставленной цели станет востребованность услуг  библиотеки  среди данной категории детей и подростков и их родителей (законных представителей).

Эффективность реализации Проекта будет определяться посредством следующих индикативных показателей:

наличие положительных отзывов о деятельности психологического библиотечного клуба «Капельки солнца» по оказанию помощи в адаптации, социокультурной реабилитации, развитии творческих возможностей, коммуникативных способностей детей и подростков с ОВЗ.  Отслеживание положительного опыта через книгу отзывов, СМИ, проведение анкетирования и опроса.

увеличение числа детей и подростков с ОВЗ и их родителей (законных представителей), активно пользующихся услугами библиотеки: ежегодный анализ статистических показателей.

увеличение количества детей и подростков с ОВЗ и их родителей (законных представителей), активно участвующих в деятельности клубов, объединений, действующих при  библиотеке: ежегодный анализ статистических показателей.

Проект носит социальный характер, поэтому результаты реализации его мероприятий окажут влияние на различные сферы развития МО г. Усолье-Сибирское и его населения на протяжении длительного времени.

Перспективы дальнейшего развития:

Проект «Библиотека – территория безграничных возможностей» - это  пример одной из форм организации помощи в социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Созданная информационная, материальная и методическая база позволит в дальнейшем без значительных финансовых вложений развивать проект: транслировать и распространять опыт по проекту, совершенствовать методику информационной и культурно-досуговой работы с детьми и подростками с особенностями развития, привлекать новых пользователей из этой категории, организовать работу с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья.

План мероприятий Проекта:

Наименование мероприятия

      Дата

 проведения

Ответственный

(место проведения).

1.

Анкетирование детей и подростков с ОВЗ, опрос родителей (законных представителей)

Май 2023 г.

Отделение сопровождения детей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

2.

Планирование работы психологического библиотечного  клуба «Солнечные лучики».

Июнь – август 2023 г.

 Отделение сопровождения детей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

4.

Праздник «День Защиты детей»

01.06.2023 г.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Усольская городская централизованная библиотечная система. Филиал №7.

5.

Работа психологического библиотечного клуба «Солнечные лучики»

Сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

1 раз в месяц

Отделение сопровождения детей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

6.

Акция «Твори добро» (ко дню инвалидов)

03.12.2023г.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Усольская городская централизо-ванная библиотечная система. Филиал № 7

7.

Мероприятия ко Дню матери,

Дню семьи.

По плану библиотеки

Отделение сопровождения детей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Усольская городская централизван-ная библиотечная система. Филиал №7.

8.

Оценка эффективности работы Проекта (анкетирование детей и подростков с ОВЗ, опрос родителей (законных представителей), психодиагностика)

Июнь 2024 г.

Отделение сопровождения детей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Усольская городская централизванная библиотечная система. Филиал №7.

Смета реализации проекта

наименование

количество

1

Альбом для рисования 24 листа

30

2

Ручки синие

30

3

Карандаш простой пластик

30

4

Цветные карандаши пластик 8-12 цветов

30

5

Пластилин 12 цветов

30

6

Гуашь 6-8 цветов

30

7

Клей карандаш 15 гр.

30

8

Степлер

2

9

Скотч широкий

10

10

Кисть №10

10

11

Кисть №8

10

12

Кисть №2

10

13

Цветная бумага

30

14

Цветной картон

30

15

Белый картон

15

16

Бумага «Снегурочка»

7

17

Мультифора (файлик)  ()

5х100 шт

18

Ластик

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безграничные возможности

В данном показе слайдов дети узнают о людях инвалидах, им рассказывается о том, с какими трудностями сталкиваются такие люди в быту и как преодолевают их. Узнают о правилах поведения при общении с так...

Детский сад - территория равных возможностей. Вопросы толерантности в инклюзивном образовании

laquo;Если я чем-то на тебя не похож,я этим вовсе не оскорбляю тебя,а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери В современном мире уделяется все больше внимания вопросам толерантности. Че...

Презентация. Мастер – класс на тему «Безграничные возможности воображения» для педагогов ОДО.

Презентация использования технологии развития воображения у взрослых, с целью последующей передачи ее детям, используя бросовый материал....

Конспект беседы с детьми в подготовительной к школе группы на тему «Безграничные возможности»

Данный конспект рассчитан  детей подготовительной к школе группы и будет интересен воспитателям дошкольным учреждений и учителям начальной школы.Ссылка на презентацию по теме беседы: https://clou...

Брошюра «Маленькая территория - большие возможности»

Проект «Маленькая территория - большие возможности» по созданию вариативных форм образования для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразова...

Мастер-класс из опыта реализации проекта: «Безграничные возможности обычного бумажного листа в решении задач познавательного развития детей».

В статье описаны опыты с детьми старшего дошкольного возраста с обычным листом бумаги, которые можно проводить в процессе основной образовательной деятельности по познавательному развитию и в свободно...

Библиотека-территория безграничных возможностей

Воспитанники групп компенсирующей направленности 5 октября посетили мероприятие «Здравствуй осень» в детской библиотеке - филиал 7. Целью данного мероприятия стало обогащение  предста...