Конспект интегрированного логопедического занятия по теме "Посуда"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект логопедического занятия по формироваию лексико-грамматических представлений и логопедической ритмике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий и логопедической ритмике
в старшей группе для детей с ТНР
по лексической теме «Посуда»
Цель: Создание условий для практического усвоения лексико-грамматических категорий по теме «Посуда»
Задачи: Уточнять и активизировать словарь детей по теме; отрабатывать образование формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных; упражнять детей в образовании существительных при помощи суффиксов: -ниц, -ник, -онк, -ёнк; продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих название материала и подбирать антонимы к прилагательным; закреплять умение употреблять простые предложения с предложными конструкциями; формировать умение ритмично двигаться под музыку и координировать движения с речью.
Развивать внимание, мелкую моторику руки, мимику, чувство ритма, мыслительную деятельность детей.
Воспитывать гуманные чувства - желание прийти на помощь, бережное отношение к посуде.
Предшествующая работа: чтение детям произведения К. Чуковского «Федорино горе»; стихов и загадок по теме, рассматривание столовой, кухонной, чайной посуды, картинок по теме; проведение дидактических игр и лексических упражнений; отражение темы в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Оборудование: предметы кухонной, чайной и столовой посуды; картинки – отгадки к загадкам; карточки к игре «Что без чего?»; большой гриб; мягкая игрушка – зайчик; корзинка; ёлка; наборное полотно; карандаши; деревянные ложки .
Ход занятия:
Дети входят в зал, звучит музыка, за дверью раздаётся шум.
Логопед: Сегодня у нас необычное путешествие. Слышите!
Ох! Ох! ОХ!
Там такой переполох,
Все бегут, несутся, скачут
И кричат: «Куда? Куда?»
Ну а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
В зал входит Федора, она плачет.
Логопед: Здравствуйте. Вы кто? Что случилось?
Федора: Здравствуйте. Меня зовут Федора. От меня убежала вся посуда, и теперь мне не в чем сварить еду, и не из чего есть и пить. Я пришла попросить ребят мне найти мою посуду.
Логопед: Ребята, поможем Федоре? Федора мы готовы тебе помочь, только скажи нам, пожалуйста, какую посуду мы должны найти?
Федора: Я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте и узнаете, какая у меня была посуда.
Логопед: Хорошо, мы попробуем.
Федора загадывает загадки, дети отгадывают, логопед выставляет картинки – отгадки на наборное полотно.
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу 2. Неприступная на вид
Больше греться не хочу. Подбоченившись стоит,
Крышка громко зазвенела, А внутри-то посмотри
Пейте чай, вода вскипела. Что-то сладкое внутри.
(чайник) (сахарница)
3. В ней суп и кашу варят, 4. А эта посуда круглая и мелкая
На газ её все ставят На стол ее ставят и суп наливают
(кастрюля) (тарелка)
5. Если я пуста бываю 6. При виде еды не считают ворон
Про тебя я забываю Бросаются дружно с обеих сторон.
А когда несу еду Один пищу режет, вторая хватает,
Мимо рта я не пройду. Обоим в тарелке работы хватает.
(ложка) (нож и вилка)
Федора: Молодцы дети, вы хорошо умеете отгадывать загадки. А ещё у меня была посуда .... ой, забыла!
Логопед: Дети, подскажите Федоре. Кроме этой, какая ещё есть посуда? (дет и называют: чашка, сковорода, самовар...) Так что же убежало от Федоры? Как одним словом называют эти предметы? (дети обобщают: это посуда). Теперь мы знаем что нужно искать, и можем отправляться в путь.
Ходьба с проговариваем под музыку.
Мы шагаем по полям, мы шагаем по лугам.
Побежим лесочком. Прыгаем по кочкам.
И опять идем полями и широкими лугами.
Упражнение на развитие мимики.
Логопед: Шли мы долго, устали, а посуду не догнали – огорчились (дети мимикой изображают разные чувства) Посмотрели по сторонам – призадумались, вдруг увидели большой гриб – удивились, а под ним, посмотрите, картинки – обрадовались.
Логопед берёт картинки и раздает детям по одной.
Логопед: Посмотрите, на картинках нарисована посуда, только у каждого предмета чего-то не хватает. У меня кастрюля без дна, а у тебя ...? (чашка без ручки, чайник без крышки, чайник без носика, ...)
Лексико- грамматическое упражнение «Что без чего?»
Эту посуду надо отремонтировать. Садитесь за столы. Продготовьте пальчики к работе. (Дети катают карандаш между ладонями, затем пальцами правой руки). А теперь дорисуйте недостающие детали вашей посуды.
Упражнение на развитие мелкой моторки и развитие графических навыков.
Логопед контролирует выполнение работы детьми. По окончании дети выходят из-за столов.
Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Дети, скажите, что означает выражение «хрупкая посуда»? А если посуду наоборот – невозможно разбить, значит она какая?
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: А еще посуда бывает мелкая и наоборот - ..., низкая - ..., маленькая - ..., старая - ..., широкая - ..., грязная - ...
Лексическое упражнение «Их чего сделана посуда?»
Логопед: Мы знаем, что посуду делают из стекла, значит она какая? Из железа? Из дерева? Из фарфора? Из пластмассы? Из глины? Из металла?
Федора: Как много знают ваши дети.
Логопед: Мы не только знаем, какая бывает посуда, но и можем изобразить ее.
Упражнение на координацию движения с речью.
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на поясе, другая
Очень важный, как начальник. изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются. (Хлопок в ладоши и развести руки в стороны)
Вот пластмассовый поднос. Легли на ковёр, вытянулись, прогнулись)
Он посуду нам принес.
Логопед: А нам, смотрите, зайчик что-то принёс. (Обращает внимание детей на зайчика, сидящего под кустом. Рядом с зайчиком корзина с посудой.) Да здесь в корзине посуда! (Достаёт по одному предмету). Как называется посуда, в которой подают на стол: масло - ..., сахар - ..., соль - ...., конфеты - ..., салат - ..., кофе - ..., молоко - ... (Дети называют и ставят посуду на стол).
Федора: Да. Часть моей посуды мы уже нашли, но здесь все предметы по одному, а у меня было много другой посуды.
Игра с мячом «Один – много»
Логопед: Дети давайте поиграем в игру «Один – много» и скажем - какой посуды было много у Федоры. У Федоры был не один нож – (Ребенок бросает мяч и называет: много ножей), не одна вилка - ..., не одна тарелка - ..., не одна кастрюля - ..., не одна чашка - ..,
не один стакан - ..., не одна ложка - ...
(логопед берет поднос с ложками)
Смотрите: А вот они и ложки пришли к нам по дорожке.
С ними можно поиграть, ритм весёлый отстучать.
Ложки, ребята, скорее берите
И танец веселый с ними пляшите.
Упражнение на развитие чувства ритма и общей моторики «Танец с ложками» (р.н.м. «Ах вы сени»)
Федора: Дети, зайчику понравилось как вы танцевали и он на ушко мне шепнул, где спряталась моя посуда. Идите сюда, посмотрим под ёлкой. (Под ёлкой на скамейке посуда: чайная, столовая, кухонная) Да вот же она, смотрите как её много. Я смогу теперь всех вас чаем угостить.
Логопед: Да, здесь действительно много посуды, но давайте выберем только ту. Которая нам будет нужна для чаепития, и поставим её на стол. Какую посуду возьмёшь ты, Даша? А ты, Андрей? (Дети отбирают чайную посуду и ставят её на стол. Федора несёт туда же кастрюлю).
- Дети, посмотрите, правильно Федора сделала, что взяла кастрюлю? А посему вы думаете, что не правильно? Да, кастрюля – это кухонная посуда, отнеси её Федора назад. А какая ещё бывает посуда кроме чайной и кухонной? (столовая).
- Видишь, Федора, как много наши дети знают о посуде, а ещё они знают, как нужно обращаться с посудой, чтобы она не убежала. Что нужно делать, скажите Федоре? (дети отвечают) Федора, мы тебе покажем, как умеем мыть посуду, помогать маме.
Упражнение на развитие мелкой моторки
Раз, два. три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с
мизинца)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)
Ничего мы не разбили (Удары кулачками друг по другу)
Ничего мы не сломали (Хлопки в ладоши)
Так мы маме помогали (Удары кулачками в ладоши, хлопок в ладоши).
Федора: Спасибо вам, дети, теперь я знаю, как нужно обращаться с посудой.
«Уж не буду, уж не буду,
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать».
Логопед: Дети, что же мы помогали сегодня найти Федоре? Про какую посуду мы говорили? Какая бывает посуда?
- Вы сегодня молодцы, хорошо отвечали и много узнали нового.
Федора: А я приглашаю вас пить чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»
Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе
Конспект этого занятия показывает как на одном логопедическом занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка....

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы "Путешестие в зимний лес"
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-7 лет. Интеграция с образовательной областью "Коммуникация" , "Познание" и "Художественное творчество"....

Конспекты интегрированых логопедических занятий
Остров Потерянных слов. Обобщающее занятие по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности.В стране Спортландии интегрированное логопедическое занятие.Открыто...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшей группы Тема: «Встреча с Лунтиком на Земле»
Конспект интегрированного логопедического занятиядля детей старшей группы Тема: «Встреча с Лунтиком на Земле»...

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)
Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...