Инновационные методы активизации речи у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Эльвира Викторовна Щеглова

Инновационные методы активизации речи у детей с ОВЗ подразумевают использование различных технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx9.28 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы активизации речи у детей с ОВЗ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения. Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования инновационных, информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.

     1 Инновационные методы активизации речи у детей с ОВЗ подразумевают использование таких технологий как арт терапия, сказкотерапия, а также использовании интерактивной доски на занятиях.

Для достижения максимально возможных успехов, повышения эффективности и разнообразия образовательного процесса , необходимо использовать в своей работе современные методы образования.

1.1. Арт-терапия. Современные технологии логопедического и пальчикового массажа, современные технологии сенсорного воспитания и конечно же информационные технологии.

К арт-технологиям относится: Музыкотерапия

Активная музыкотерапия – решает задачи психоэмоционального состояния

Пассивная музыкотерапия – Вокалотерапия(пение); танцетерапия; хоротерапия; коррекционная ритмика; психогимнастика.

Возможно использование вокалотерапии, она применяется при коррекции ЗПР и нарушений речи; включает в себя работу с гласными звуками(громкость,внятность,красота речи); речевую гимнастику (развитие речевого дыхания, голоса, дикции, развитие фонематического слуха); развитие навыка(звукового,звукосилового,звукобуквенного анализа, подготовка к общей грамоте); Пропевание гласных звуков оказывает воздействие на различные органы - И- производят колебания в голове

             -Э-глотка, гортань, щитовидная и паращитовидная железы

            - О-средняя часть груди

            - ОУ-нижняя часть легких, сердце, печень, желудок

           - П-почки;       - ОО-ИИ-сердце

Помимо музыкотерапии, можно  использовать имаготерапию.

1.2. Имаго-терапия - это и куклотерапия; образно-ролевая драмтерапия; психодрама; сказкотерапия; либропсихотерапия; библиотерапия

Помогает в коррекции коммуникативных проблем, страхов,агрессивности. Содействует расширению ролевого репертуара. Использование пересказа драмматического произведения, переход рассказа в заранее запланирнованные диалоги между взрослым и ребенком, развивает ситуацию. Имаготерапия Используется при нарушении поведения, страхах, нарушении коммуникативной среды.

-создает коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребенка;

- совершенствует лексикограмматические средства языка;

- совершенствует звуковые стороны речи;

- развивает диалогическую и монологическую речь;

- повышает эффективность игровой мотивации детской речи;

- приводит к взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

1.3. Изотерапия – включает в себя лепку; нетрадиционное рисование; каплеграфия (рисование с помощью пипетки); изготовление коллажей; живопись; дудлинг рисование(закорючек). Она разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаевает психику ребенка. Раскрывает его потенциал, вдохновляет и открывает новые возможности.

1.4. Песочная терапия - развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимает мышечную напряженность, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяет развивать фонематический слух и восприятие, способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма, повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

     2 К инновационным технологиям логопедического и пальцевого массажа относятся и массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж камнями; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами Су-Джок терапии. Кинезиологическая гимнастика. Упражнение для развития межполушарного взаимодействия». Это относится к Биоэнергопластике – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

2.1. С одной стороны, данная практика, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. Занятия для сенсорного воспитания, актуальны в первую очередь для детей с особенностями развития и аутизмом. Используя эти методы, у детей повышается интерес к занятиям, они лучше переключаются с одного вида деятельности на другой. Во-вторых, идет развитие речи и познавательных процессов. В-третьих, развивается мелкая моторика, что способствует становлению графомоторных навыков. Отсюда можно сделать вывод, что применяя данные технологии в работе, решаются главные задачи:

- Сбережение здоровья ребенка;

- Развитие и коррекция нарушенных функций организма;

 

Заключение

Инновационные методы в образовании не могут быть отдалены от информационных технологий. Они могут быть использованы и для проведения занятий, как индивидуальных, например, по коррекции звукопроизношения, так и подгрупповых по развитию речи. Презентации могут быть использованы и для диагностики речевых нарушений, ведении речевых карт и заполнении документации, а так же даже для обучения чтению и развитию мелкой моторики

Вывод: Таким образом, для современного обучения характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. При применении инновационных технологий и методов в образовании, занятия становятся более эффективными.

Список литературы:

Акименко В.М. Новые логопедические технологии

Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010

Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста

Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.

Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.

Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением .

Правдива О. В. Логопедия. — М., 1973.

Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....

Образовательная деятельность «Инновационные методы развития речи»

В данной образовательной деятельности использовались следующие методы развития речи: метод фокальных объектов и мнемотехника...

Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из ...

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Инновационные методы развития речи детей старшего дошкольного возрастаРечевое развитие детей старшего дошкольного возраста определено одним из направлений образовательной деятельности во ФГОС ДО. В на...