Консультация для родителей: «Особенности внимания у детей с аутизмом. Что делать?»
консультация по коррекционной педагогике
В данной консультации мы обсудим особенности внимания у детей с аутизмом и предложим рекомендации для их поддержки. Понимание этих особенностей поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и создать для него наиболее подходящую атмосферу для обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Особенности внимания у детей с аутизмом. Что делать?»
Уважаемые родители,
В данной консультации мы обсудим особенности внимания у детей с аутизмом и предложим рекомендации для их поддержки. Понимание этих особенностей поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и создать для него наиболее подходящую атмосферу для обучения и развития.
Часто дети с аутизмом в силу своих особенностей концентрируются на одном стимуле, игнорируя другие. Это можно наблюдать, когда мы даем ребенку инструкцию, но не сопровождаем ее привычным для него жестом. Ребенок может не выполнить требуемого действия, потому что привык ориентироваться на визуальный сигнал, а слуховой обычно игнорировал.
Еще пример такой избирательности: ребенок не понимает обращенную речь, потому что все свое внимание сосредотачивает на форме вербального произношения или громкости, но не на самих словах. Или когда мы показываем ребенку изображение какого-либо предмета, а он видит только растрёпанный уголок карточки 👀
Понятно, что, не умея концентрироваться на важном, на том, что несет смысловую нагрузку, ребенок не сможет научиться коммуникации и будет испытывать большие сложности при освоении навыков. Очевидна взаимосвязь между умственным развитием ребенка и чрезмерной избирательностью внимания.
Особенности внимания у детей с аутизмом:
1. Сложности с фокусировкой: Дети с аутизмом могут испытывать трудности с концентрацией внимания на одном объекте или задаче. Они могут легко отвлекаться на звуки, движущиеся объекты или световые эффекты.
2. Избирательность в внимании: Некоторые дети могут проявлять сильный интерес только к определенным предметам или видам деятельности, пренебрегая остальными. Это может создавать сложности в обучении и взаимодействии с окружающими.
3. Проблемы с переключением внимания: Дети с аутизмом могут плохо реагировать на смену активности или переходы между различными делами. Это может вызывать стресс и раздражение у ребенка.
4. Чувствительность к сенсорным стимулам: Многие дети с аутизмом имеют повышенную или пониженную чувствительность к звукам, свету и другим сенсорным воздействиям, что также влияет на их внимание.
✅ Можем ли мы как-то повлиять на способность ребенка концентрировать внимание на нужных стимулах? Конечно! Вот что нужно сделать:
1. Минимизировать, насколько это возможно, дополнительные сигналы во время обучения. Например, в работе над пониманием фразы «Дай мне игрушку» постарайтесь исключить подсказывающий жест, устремленный в нужном направлении взгляд или активную, узнаваемую артикуляцию.
2. Вдумчиво использовать обучающие подсказки и не поощрять ребенка за выполненное при помощи их действие. Иначе есть риск, что для ребенка стимулом станет подсказка, а не обучающий сигнал. И если на начальном этапе без подкрепления правильных ответов с подсказками не обойтись, то по мере продвижения в работе надо отказываться от использования вознаграждений при наличии дополнительного стимула.
3. Остерегаться случайных подсказок. Дети могут выхватить мимолетное движение наших глаз в сторону правильного ответа, а это может привести к тому, что стимулом станет непреднамеренно брошенный взгляд, а не обучающий сигнал.
4. Начинать обучение с самого простого, с того, что ребенок готов легко осилить на данном этапе. В этом случае у ребенка будет формироваться хорошая мотивация и позитивное восприятие обучающей среды, но, что самое главное, он легче откажется от подсказок и перейдет к реагированию на обучающие сигналы. Например, лучше предложить ребенку показать на большой круг, когда разница между большим и маленьким максимально очевидна, или начинать учить отличать черный предмет от белого и только потом переходить к другим цветам.
5. Не торопиться. В этом деле спешка не приведет ни к чему хорошему. Лучше двигаться медленно, но верно, чем делать хаотичные рывки, а потом переживать откаты. Обедняя среду на начальном этапе, мы помогаем ему сконцентрировать внимание на нужном стимуле, но наша задача — постепенно привести ребенка к тому, что он сам сможет верно выбирать стимулы, на которые надо реагировать.
Что делать?
1. Создайте комфортную среду: Убедитесь, что ваше рабочее пространство свободно от лишних раздражителей. Уберите громкие звуки, яркое освещение и отвлекающие предметы.
2. Используйте визуальные подсказки: Визуальные расписания, карточки с изображениями и схемы помогут ребенку лучше понять, что от него требуется, и облегчат переключение между задачами.
3. Разработайте структуру дня: Регулярный распорядок поможет ребенку знать, чего ожидать. Это снизит уровень тревожности и улучшит сосредоточенность.
4. Давайте короткие инструкции: Используйте простые и краткие команды. Обычно рекомендуется разбивать задачи на более мелкие шаги, чтобы облегчить их выполнение.
5. Поощряйте интересы: Поддерживайте увлечения вашего ребенка. Используйте их для вовлечения его в деятельность и обучения, интегрируя эти интересы в повседневные задачи.
6. Практикуйте переключение внимания: Играйте в игры, которые требуют переключения внимания, например, "Тихий час" или "Светофор". Это поможет вашему ребенку научиться адаптироваться к изменениям.
7. Обратите внимание на сенсорные потребности: Проводите время на свежем воздухе, используйте игрушки и материалы, которые соответствуют сенсорным предпочтениям вашего ребенка.
8. Запрашивайте помощь специалистов: Работайте с педагогами, логопедами и психологами, которые могут помочь вам и вашему ребенку узнать больше о его уникальных потребностях и возможностях.
С пониманием и поддержкой каждый ребенок с аутизмом может развивать свои способности и успешно адаптироваться к окружающему миру. Ваша любовь и терпение имеют огромное значение в этом процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Проблемы сна у детей с аутизмом"
Сон является важным компонентом здоровья. Он необходим для роста, восстановления силы тела и иммунной системы организма, повышению и укреплению памяти, улучшению восприимчивости к обучению. В статье д...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста"
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание...

Консультация для родителей: "Особенности внимания детей дошкольного возраста"
Особенность внимания детей дошкольного возраста Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок со...
Консультация на тему: «Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста».
Консультация на тему: «Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста»....

Консультация для родителей " Особенности внимания дошкольников 5-7 лет"
Родители дошкольников сталкиваются с проблемой концентрации внимания у детей и не знают ,как ее решить и не знают как ее решитьК 5-7 годам внимание детей становиться более устойчивым и про...