Мастер-класс для родителей воспитанников дошкольного учреждения«Педагогическая песочница» как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Горичева Светлана Михайловна

Мастер-класс для родителей воспитанников дошкольного учреждения«Педагогическая песочница» как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогическая песочница» как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Абдеева Екатерина Мансуровна – педагог-психолог ,

Горичева Светлана Михайловна – учитель-дефектолог,

СПДС "Вишенка" ГБОУ лицей №16 г.о. Жигулевск

Цель: Продемонстрировать родителям (законным представителям) воспитанников использование «Педагогической песочницы» в рамках развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Задачи: Совершенствовать и расширить знания родителей (законных представителей) воспитанников в формировании коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ.

Материал и оборудование: емкость с песком, мелкие игрушки-фигурки (киндер-сюрприз), пластиковые формочки, распечатанные карты-схемы.

Практическая часть:

«Педагогическая песочница» это водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик (таз), дно и борта которого должны быть голубого, / синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для групповых занятий — 90 х 70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий подойдут несколько пластиковых прямоугольных контейнеров. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированным (такой песок привозят в песочницы детских садов), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/2 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (его нужно прокалить в духовке или подвергнуть кварцеванию). Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке, на внешней стенке песочницы. Мокрый песок по окончанию занятия должен быть подсушен, поверхность сухого песка выровнена и сбрызнута водой.

Песочница является любимым местом для игр дошкольников. Детские игры с песком очень полезны, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Также песок является отличным тренажером для пальчиков. А разнообразные игры в песке позволяют дошкольникам проявить фантазию, выдумку, творчество. Совместные игры в песке обязывают детей соблюдать правила, следовать инструкции выполнения поставленных задач, взаимодействовать с партнером.

Ниже приведем игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ:

  1. «Постройте и расскажите»: Разделите детей на пары, или группы и дайте каждой группе набор песка и фигуры или игрушки. Предложите им построить что-то из песка, например, животное, здание или транспортное средство. Затем попросите каждую группу представить свою созданную конструкцию, рассказывая о ней всем остальным.
  2. «Передайте инструкции»: Сформируйте группу из 2 (родитель – ребенок) или 4 человек, включив их в одну и ту же игровую ситуацию на песочнице. Например, их задачей может быть строительство города из песка. Дайте первому участнику 10-15 секунд, чтобы построить начальное здание или элемент, затем он должен передать инструкцию следующему участнику, объясняя, что нужно сделать. Продолжайте цепочку передачи инструкций до тех пор, пока каждый ребенок не закончит свою часть строительства. В конце проверьте, как в результате получился город.
  3. «Помоги»: Помоги герою… найти выход, пройти через речку и т.д. (инструкция словесная и с ориентацией на схему). Например, родитель предлагает ребенку помочь «Маше выбраться из леса» проложив дорожку из камешков. Он объясняет ребенку словесно инструкцию: вверх проложи три камешка, затем вправо 4 камешка, вверх – 5 камешков, вправо – 6 камешков, вперед – 2 камешка. Теперь построй мостик из деталей конструктора и проведи «Машу» по нему, выложи тропинку к дому из кружочков. Вот и добралась «Маша до дома». Другой вариант: на песочнице разложены в хаотичном порядке цветочки или камешки разного цвета. Родитель предлагает ребенку помочь зайчику добраться до мамы. Предлагает провести зайчика в начале от зеленого цветочка к розовому, затем к желтому, потом снова к зеленому и т. д. пока зайчонок не доберется до мамы. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Теперь ребенок по инструкции объясняет ход действия взрослого.
  4. «Художники-коллаборанты»: Попросите детей работать в парах или группах и создать совместную картину в песке. Каждый участник должен внести свой вклад в общий проект, общаясь с другими о том, какие элементы добавить и какие цвета использовать (дети в парах распределяют обязанности: один о схеме объясняет инструкции, второй выполняет).
  5. «Построй сказку». Родителю с ребенком строят сказку по замыслу. В начале распределяются роли, кто и что будет строить, какие атрибуты будут использовать. После постройки родитель с ребенком по очереди рассказывают сказку обыгрывая ее на песочнице.
  6. «Веселые линии». Например, по предложенной схеме ребенок вместе с родителем одновременно на песке рисуют линии (по принципу нарисуй линии одновременно двумя руками).

  1. «Пальчиковые резиночки». В игре принимают участие родитель и ребенок. Родитель двумя пальцами обеих рук указательным и большим пальцами держит «резиночку» на песке, ребенок пальцами ведущей руки указательным и большим пальцами выполняет задание по заданной схеме. Тот, кто держат резинки, следит за правильностью выполнения движений «прыгающего». Если участник допускает ошибку, то меняется со следующим. Если участник не допускает ошибки, то переходит на следующий этап (выполнение следующей инструкции».



Предварительный просмотр:

«Педагогическая песочница» как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Абдеева Екатерина Мансуровна – педагог-психолог ,

Горичева Светлана Михайловна – учитель-дефектолог,

СПДС "Вишенка" ГБОУ лицей №16 г.о. Жигулевск

Цель: Продемонстрировать родителям (законным представителям) воспитанников использование «Педагогической песочницы» в рамках развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.

Задачи: Совершенствовать и расширить знания родителей (законных представителей) воспитанников в формировании коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ.

Материал и оборудование: емкость с песком, мелкие игрушки-фигурки (киндер-сюрприз), пластиковые формочки, распечатанные карты-схемы.

Практическая часть:

«Педагогическая песочница» это водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик (таз), дно и борта которого должны быть голубого, / синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для групповых занятий — 90 х 70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий подойдут несколько пластиковых прямоугольных контейнеров. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированным (такой песок привозят в песочницы детских садов), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/2 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (его нужно прокалить в духовке или подвергнуть кварцеванию). Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке, на внешней стенке песочницы. Мокрый песок по окончанию занятия должен быть подсушен, поверхность сухого песка выровнена и сбрызнута водой.

Песочница является любимым местом для игр дошкольников. Детские игры с песком очень полезны, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Также песок является отличным тренажером для пальчиков. А разнообразные игры в песке позволяют дошкольникам проявить фантазию, выдумку, творчество. Совместные игры в песке обязывают детей соблюдать правила, следовать инструкции выполнения поставленных задач, взаимодействовать с партнером.

Ниже приведем игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ:

  1. «Постройте и расскажите»: Разделите детей на пары, или группы и дайте каждой группе набор песка и фигуры или игрушки. Предложите им построить что-то из песка, например, животное, здание или транспортное средство. Затем попросите каждую группу представить свою созданную конструкцию, рассказывая о ней всем остальным.
  2. «Передайте инструкции»: Сформируйте группу из 2 (родитель – ребенок) или 4 человек, включив их в одну и ту же игровую ситуацию на песочнице. Например, их задачей может быть строительство города из песка. Дайте первому участнику 10-15 секунд, чтобы построить начальное здание или элемент, затем он должен передать инструкцию следующему участнику, объясняя, что нужно сделать. Продолжайте цепочку передачи инструкций до тех пор, пока каждый ребенок не закончит свою часть строительства. В конце проверьте, как в результате получился город.
  3. «Помоги»: Помоги герою… найти выход, пройти через речку и т.д. (инструкция словесная и с ориентацией на схему). Например, родитель предлагает ребенку помочь «Маше выбраться из леса» проложив дорожку из камешков. Он объясняет ребенку словесно инструкцию: вверх проложи три камешка, затем вправо 4 камешка, вверх – 5 камешков, вправо – 6 камешков, вперед – 2 камешка. Теперь построй мостик из деталей конструктора и проведи «Машу» по нему, выложи тропинку к дому из кружочков. Вот и добралась «Маша до дома». Другой вариант: на песочнице разложены в хаотичном порядке цветочки или камешки разного цвета. Родитель предлагает ребенку помочь зайчику добраться до мамы. Предлагает провести зайчика в начале от зеленого цветочка к розовому, затем к желтому, потом снова к зеленому и т. д. пока зайчонок не доберется до мамы. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Теперь ребенок по инструкции объясняет ход действия взрослого.
  4. «Художники-коллаборанты»: Попросите детей работать в парах или группах и создать совместную картину в песке. Каждый участник должен внести свой вклад в общий проект, общаясь с другими о том, какие элементы добавить и какие цвета использовать (дети в парах распределяют обязанности: один о схеме объясняет инструкции, второй выполняет).
  5. «Построй сказку». Родителю с ребенком строят сказку по замыслу. В начале распределяются роли, кто и что будет строить, какие атрибуты будут использовать. После постройки родитель с ребенком по очереди рассказывают сказку обыгрывая ее на песочнице.
  6. «Веселые линии». Например, по предложенной схеме ребенок вместе с родителем одновременно на песке рисуют линии (по принципу нарисуй линии одновременно двумя руками).

  1. «Пальчиковые резиночки». В игре принимают участие родитель и ребенок. Родитель двумя пальцами обеих рук указательным и большим пальцами держит «резиночку» на песке, ребенок пальцами ведущей руки указательным и большим пальцами выполняет задание по заданной схеме. Тот, кто держат резинки, следит за правильностью выполнения движений «прыгающего». Если участник допускает ошибку, то меняется со следующим. Если участник не допускает ошибки, то переходит на следующий этап (выполнение следующей инструкции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

"Режиссерская игра,как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников"

laquo;Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников» Все мы знаем, что человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Коммуникативные компоненты формируются...

Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...

Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников

   Режиссёрские игры – это тип детских развлечений, в ходе которых ребёнок выступает в роли режиссёра, проектируя действия,  придумывая, чем будут заниматься его игрушки, к...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отра...

"ТАНЕЦ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА"

Развитие танцевальных навыков у детей-дошкольников является не только программной задачей, но и важным условием в становлении личности.Актуальность выбранного нами направления работы обусловлена тем, ...