Конспект образовательной деятельности «Экскурсия в Музей колокольчиков» для детей старшей зрительной группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Емельянова Лариса Николаевна

В ходе экскурсии у детей расширяются представления о предметах окружения. Они знакомятся с историей колоколов, различными колокольными звонами, их назначением. Создание музейной выставки объединяет педагогов и родителей, вызывает интерес у детей к новым объектам, их эстетическому оформлению, подталкивает к продуктивной деятельности, созданию своих колокольчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_kolokolchikov.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности «Экскурсия в Музей колокольчиков» для детей старшей зрительной группы

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с историей происхождения колокола, его значением в русской истории.
  2. Дать знания об устройстве колоколов, материалах из которых их делают.
  3. Учить детей различать звучание различных видов колокольчики, воспитывать эстетический вкус.
  4. Пополнять словарный запас детей. 
  5. Воспитывать у детей чувство патриотизма и уважения к истории России, её национальным традициям.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, презентаций; слушание колокольных звонов; проведение бесед о колоколах.

Материалы и оборудование:

Запись колокольного звона; проектор; презентация «Колокола России»; выставка колокольчиков из разных материалов; книга издательства «Семицветик «Наши помощники колокола»; планшет для игры «Подбери колокольчик».

Ход:

Педагог:

Сегодня в музее детского сада новая выставка. Послушайте, пожалуйста, о чем говорят эти слова: «благовест», «набат», трезвон» «перезвон»? Правильно, вы догадались, так разговаривают колокола. Мы с вами отправляемся в «Музей колокольчиков». Ученые, историки, звонари познакомят нас с экспонатами музея. Знакомьтесь – историк (имя ребенка). Скажите, пожалуйста, а когда на Руси появились первые колокольчики?

Ребенок:

Учёные считают, что родина колокольчиков Китай. На Руси пока не было колокольчиков, созывали народ будильной колотушкой. «Било» - это деревянная или чугунная доска, по которой ударяли молотками и звучала она по-разному. На одной стороне «било» написано «Время трудиться»; с другой стороны, «Время срамиться». Люди услышат звук било и собираются на площади, чтобы вместе решать проблемы войны или мира, горя или радости. Делать колокола – работа трудная и дорогая, но прошло время и на Руси научились лить свои колокола. (Дети слушают колокольный звон в записи)

Педагог:

А знаете ли вы, из чего делали первые колокольчики? Об этом нам расскажет ученый – (имя ребенка).

Ребенок:

Первые колокольчики делали из бересты, дерева, и даже сухих плодов деревьев, потом научились лить железные. Самыми древними считаются пастушьи колокольчики. Их привязывали на шею животным, чтобы они не потерялись и на них не напали дикие звери. Думаете они были очень звонкими? А вот и нет! У них был глухой звук. Оказывается, волки, медведи боятся глухого звука, а не звонкого. (Звон пастушьего колокольчика)

Педагог:

Любой праздник начинается с колокольного звона, внося в душу радость и очищение. Ученые утверждают, когда звучит церковный колокол, рядом на очень большой территории (около 1 км) погибают болезнетворные микробы. Чтобы быть молодыми, люди умывались у родников под колокольный звон. Предлагаю вам рассмотреть экспонаты на выставке. Сейчас вы услышите звон колокольчика, нужно определить из какого материала он сделан? (Педагог звонит в колокольчик, дети слушают и объясняют по каким признакам они догадались). (К/игра «Угадай из чего сделан колокольчик?» Колокольчики: хрустальный, деревянный, керамический, металлический, пластмассовый, берестяной, фарфоровый)

Педагог:

А знаете ли вы, для чего нужны колокольчики? Представляю вам главного оформителя издательства «Семицветик» – (имя ребенка).

Ребенок:

Колокола всегда помогали людям. Считалось, что они отпугивают зло и прогоняют его далеко, могут подать сигнал тревожный или радостный. Хотите узнать где можно услышать колокол? Тогда познакомьтесь с новой книгой издательства «Семицветик» «Наши помощники колокола».

(Ребенок на мольберте показывает листы книги с рисунками, и дети рассказывают по ней)

  • В старину в метель звонари поднимались на колокольню, и звонили в колокола, чтобы путники не заблудились в поле.
  • Большой колокол звал на помощь во время пожаров и других бедствий. (Набат)
  • Во время болезней звонили в колокола. Считалось, что звон помогает отогнать заразу.
  • У пожарных всегда звучал колокол.
  • Домашним животным вешали на шею колокольчик, чтобы не потерялись.
  • В школе осенью колокольчик начинает праздник, а весной проходит праздник «Последний звонок».
  • На кораблях есть колокол – рында. Он подает сигналы о времени, о подъеме по тревоге, о сборе на палубе, о приближении кораблей друг к другу во время тумана.
  • Колокольчиками украшают повозки, на которых катают детей.
  • Машину жениха и невесты украшают колокольчиками.
  • Настольный колокольчик, чтобы позвать к себе прислугу, помощника.
  • Дверные колокольчики.
  • В театре колокольчики приглашают зрителей в зал.
  • На вокзалах.
  • Колокол –часы установлен на курантах
  • Новогодние украшения.
  • У скоморохов на шапочке.
  • Колокола есть даже в космосе на Международной космической станции. В него звонят, когда сменяется капитан экипажа.
  • Колокольчики- музыкальные инструменты.
  • Колокольчики для игр.

Педагог:

Вот и наш колокольчик зовет нас сделать веселую разминку.

1,2,3 повернись и в колокольчик превратись.

Дин-дон, Дин-дон                  Дети выполняют наклоны туловища влево и вправо.

Слева звон и справа звон.     Повороты с разведением рук.

Солнце красное взошло.     Поднять руки, проследить взглядом.

Свет и радость принесло.     Расставить руки в стороны, сделать поклон.

Педагог:

Колокола всегда любили, берегли, уважали – это живой голос храма. Части колокола называются почти так же, как части тела человека. Предлагаю вам посмотреть на экран. Из чего состоит колокол, об этом нам расскажет и покажет звонарь - (имя ребенка).

Ребенок:

Вы удивитесь, но у колокола есть уши, за них его крепят на звоннице. Потом все как у человека — шея, плечи, тулово. Посмотрите, пожалуйста, самая широкая часть внизу — это юбка, или сарафан, у больших церковных колоколов есть губа, по которой внутри ударяет язык. (Дети слушают колокольный звон)

Педагог:

На нашей выставке колокола разного размера. Давайте найдем самый маленький колокольчик. Покажите самый большой колокольчик. У вас на планшетах нарисованы контуры колокольчиков разного размера. Нужно подобрать цветные силуэты такого же размера как контуры. (К/игра «Подбери колокольчик». Дети совмещают цветной силуэт колоколов с контурным изображением).

Педагог:

А знаете ли вы, в какой стране самый большой колокол? Экскурсовод – (имя ребенка познакомит нас с его историей).

Ребенок:

Самый большой колокол в России, в Москве. Это Царь-колокол. Он стоит у самой высокой колокольни Ивана Великого, весит 200 тонн, как 10 огромных машин Белазов. А высотой он с двухэтажный дом (6м). Царь-колокол придумали отлили отец и сын Моторины много лет назад. Но однажды случился пожар в Москве, колокол треснул и от него отвалился кусок (11 тонн). С тех пор этот кусок так и стоит на земле, а колокол подняли на высокий постамент. Им любуются взрослые и дети. 

Педагог:

Колоколам придумывали имена, о них слагали стихотворения, пословицы, поговорки, писали песни. В разных странах были свои названия колоколов, предлагаю вам определить для чего в них звонили?

«Трудовой колокол» – надо начинать или заканчивать работу.

«Хлебный колокол» –говорил о том, что пора месить хлеб.

«Колокол чистоты» – пора убирать улицы.

«Торговка рыбой! – открылся рынок.

«Колокол чудаков» говорил, о том, что стало темно и нельзя гулять.

У колоколов родни много: било, клепало, ботало, кутасы, ропотни и гремки, бубенцы, колокольчики ямские, коридорные, настольные, свадебные, рыбацкие, школьные, сувенирные и еще много других. Все их люди придумали для помощи, добрых дел и добра. Спасибо, экскурсоводам, историкам за интересные рассказы. До новых встреч в Музее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художествен...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой «Черемуха»

Заучивания стихотворений тренирует и развивает мозг малыша. Дети дошкольного возраста вслушиваются в стихотворные тексты, благодаря чему узнают, что слова могут обладать одинаковым звучанием, но иметь...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Чтение сказки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный...

Конспект образовательной деятельности «Кузбасс – мой край родной» (для детей старшей логопедической группы)

Aктуализация знаний и представлений об окружающей природе родного края....

Конспект образовательной деятельности "Путешествие в страну звуков" для детей старшей группы, проведенной 17 февраля 2017 года с использованием игровой, информационно- коммуникативной, здоровьесберегающей технологии. Образовательная область: "Речево

Задачи:Обучающие: Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнят...