Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Описана методика составления рассказов по серии сюжетных картинок, даны разнообразные методы и приемы работы над развитием связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказа по серии сюжетных картинок на логопедических занятиях в ДОО.
Учитель-логопед: Никифорова Е.С.,
МБДОУ №174, город Ульяновск.
Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников — одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое ме сто, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи.
Составлять рассказ по серии сюжетных картин – это полезное и увлекательное занятие для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика по развитию речи на основе картин проста, и ребёнок с направляющей помощью взрослого сможет самостоятельно составить короткий рассказ.
Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи.
Известные педагоги (Леушина А.М., Тихеева Е.И., Люблинский А.А., Ушакова О.С., Бородич А.М., Сохин Ф.А., Гербова В., Поддьяков Н.Н. и др.) уделяли большое внимание изучению серии сюжетных картин и применению их в педагогической практике с целью развития связной речи детей.
При выборе серии сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.
Инструкция для ребенка:
1. Рассмотри картинки.
2. Подумай, что было в начале, что потом и чем все закончилось.
3. Расставь картинки по порядку.
4. Составь рассказ по картинкам.
По мнению большинства исследователей (С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина и др.), значимость продуманного отбора серии картин определяется тем, что оно неизбежно влияет на речевое развитие ребенка, на формирование его речевого опыта на важном этапе дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи. В этом возрасте дети уже умеют правильно воспринимать содержание картины и создавать по ней связный рассказ.
В подготовительной группе очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.
Конкретные приемы работы с сюжетными картинками многообразны.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. предлагают некоторые из них.
#1055;едагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке-эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети показывают соответствующие картинки.
#1055;едагог читает рассказ, и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ.
#1044;етям раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Педагог проводит беседу по серии картинок. Педагог составляет план рассказа, в соответствии с которым дети раскладывают картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.
#1044;етям раздают серию картинок для определения их последовательности. Педагог начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
#1044;ети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
#1055;еред ребенком лежит серия картинок. Одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем составляет рассказ.
#1057;оставив рассказ по серии картинок, дети придумывают его название. Затем дополняют его предыдущим и последующим событием.
#1044;етям раздается по одной, начальной картинке из 2-3 серий, а остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, педагог спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту карточку?» Каждый ребенок смотрит на свою первую картинку и определяет, подходит ли к ней карточка, показанная педагогом. Получив все карточки своей серии, дети раскладывают их в нужном порядке и составляют по ним рассказ.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей участия и регулярности занятий. В результате таких занятий дети начинают говорить более уверенно, правильно и связно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок
В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок
В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Конспект по развитию речи и творческой деятельности в старшей группе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Составление рассказа по серии сюжетных картинок....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Котик и Ёжик на качелях» с опорой на схему»
Конспект по ЛГС и РР для детей старшей логопедической группы....

Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"
составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж"....