«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями»
консультация по коррекционной педагогике
Использование визуального расписания в работе с детьми с ителлектуальными нарушениями поможет родителям лучше понимать детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями»
Цель : Повышать компетентность родителей по вопросу развития мотивации познавательной деятельности детей с РАС и интеллектуальными нарушениями в домашних условиях.
Задачи:
-Информировать родителей о значении визуального расписания.
-Формировать навыки и умения составления визуальных подсказок
-Способствовать сплочению родительского коллектива.
Оборудование и материалы:
-Мультимедийная установка для показа слайдов; планшеты и предметные картинки для составления визуального расписания, схемы и др.
Сегодня, я хочу рассказать, Вам о значимости «Визуального расписания» для детей с РАС, но и имеющими трудности в общении
Представьте, что вы оказались в стране, где не можете объясниться ни на одном известном вам языке. И у Вас нет ни гида, ни переводчика. Вас спрашивают, куда бы Вы хотели пойти, чем заняться, а Вы даже не понимаете вопросов и не можете ничего сказать. Примерно таким образом выглядит ситуация для многих детей – аутистов, которые по причине глубоких речевых нарушений не способны сами принимать решения о ходе своей повседневной жизни. Неудивительно, что отсутствие контроля над событиями своей жизни часто приводят к вспышкам раздражения и проблемам поведения. Мы бы, наверное, тоже впадали в ярость, если бы не могли самостоятельно решать, когда нам есть, что делать потом, или чем заняться в свободное время. Хотели бы вы иметь возможность показать понятными универсальными знаками, чего вы хотите? Чтобы была возможность в ресторане просто показать на фото. В отеле открыть папку и достать карточку со значком уборки. На прогулке просто протянуть местному карточку с вопросом о ближайшей остановке автобуса?
Но я могу сказать Вам больше, мы ежедневно и постоянно используем расписание: просто вспомните о ежедневнике, списке покупок и перечне дел на день. Все эти помощники помогают нам запоминать информации. Они помогают нам успешно работать и вести быт. Но многие бытовые действия мы выполняем автоматически.
И вот здесь существует значительное отличие обычной нервной системы от нервной системы аутичного человека:
- Во-первых, дети с РАС плохо справляются с большинством привычных процессов, когда у них нет четкой структуры перед глазами.
- Во-вторых, они гораздо более чувствительны к внешним раздражителям, их многое раздражает.
Но чаще всего для большинства таких детей сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. То, что они ВИДЯТ, запоминают лучше, чем то, что они СЛЫШАТ.
(!) Поэтому визуальное расписание способно превратить хаос в порядок, что снижает тревожность и придает уверенности маленькому человеку.
Что же представляет собой визуальное расписание?
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Говоря максимально просто: это готовая последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий. Это схемы картинок, которые отображают какое-то одно действие, несколько действий для запоминания или формирования навыка.
Цель использования расписания
Научить аутичных детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых.
Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:
- чистка зубов,
- гигиена перед сном,
- сам процесс отхода ко сну,
- навык самостоятельной игры,
- приготовление бутерброда и яичницы,
Это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.
Какова последовательность событий в будущем
- Какие новые виды деятельности появятся
- Каких видов деятельности не будет
- Когда следует закончить одно, чтобы приступить к другому
Такое расписание полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. Например предстоит поход к врачу. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня, это помогает снизить тревожность.
Визуальное расписание может сопровождать различные виды деятельности, например, обеспечивать пошаговое выполнение, учебных или игровых действий, бытовых и социальных навыков.
Визуальное расписание бывает нескольких видов:
1. ПРЕДМЕТНЫЕ РАСПИСАНИЯ
Это самый простой вид расписаний, который хорошо помогает тем детям, кто плохо владеет речью или практически не разговаривают.
Занятия в таких расписаниях отображаются конкретными предметами: например, для письма – тетрадь, или ручка,
Перед тем, как начать новое занятие или перемещаться куда-то, передавайте ребенку соответствующий предмет. Важно подготовить список, в котором будет указано, что каким предметом отображается, и не путать ребенка противоречивыми вводными данными. Однажды выбрав предмет, не меняйте его произвольно (!).
Форма «Сначала-Потом» — самый простой вариант визуального расписания Данный планшет – это визуальная последовательность двух действий в картинках, которая облегчает общение ребенка и педагога.
Ее можно внедрять даже детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Сначала ты пишешь букву, потом играешь в мяч. Сначала ты ешь суп, потом конфету. Под словом «Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку само по себе. Взрослый на данном этапе устанавливает СНАЧАЛА, а вот выбор поощрения (ПОТОМ) предоставляется ребенку. Планшет «Сначала – потом» позволяет ребенку следовать указаниям, обучает его новым навыкам, обучает пониманию инструкции. Как мы видим визуальное расписание легко использовать и дома, на улице, где угодно.
2. РАСПИСАНИЯ-КАРТИНКИ
Используется для детей, которые понимают и различают картинки. Например, фотография класса для обозначения урока, фотография спортзала для физкультуры, фотография мамы, обозначающая, что придет мама.
Визуальный план урока/занятия, дня. По сути своей это переход от «сначала-потом» к более длинному расписанию. В начале занятия на панель или доску прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону. Визуальное расписание помогает ребенку с аутизмом увидеть и оценить объем проделанной и оставшейся работы. Постепенно следует добавлять в расписание новые пункты. В конце расписания следует всегда ставить приятную для ребенка деятельность или игрушку, затем можно чередовать более сложные задачи с более легкими и приятными. Например, на уроке физкультуры расписание может выглядеть так: Разминка, бег, приседания, отдых в сухом бассейне.
По мере увеличения количества пунктов в расписании мы можем постепенно перейти к расписанию на учебный день. В этом расписании у ребенка будут его учебные предметы (уроки), перемены, кружки, завтра и обед. Вся деятельность от момента его входа в класс до ухода домой. Такое расписание позволит ребенку ориентироваться в том, что именно надо подготовить к следующему уроку, куда надо идти (в столовую, в спортзал, в кабинет музыки)
3. СЛОВЕСНЫЕ РАСПИСАНИЯ
Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ребенок только учится читать, то можно попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами. Надо можете сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием или составить список занятий и событий, чтобы ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил. Для наиболее продвинутых учеников можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, компьютерные программы планирования задач или органайзеры.
Мы сейчас говорили о трех базовых вида расписаний, но их можно комбинировать между собой, видоизменять или дополнять.
Следует учитывать НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ – для наиболее успешной визуальной поддержки детей с РАС.
Размеры картинок
Если ребёнок только учиться пониманию вещей на абстрактном уровне, для него имеет смысл использовать картинки большого размера.
Картинки маленького размера появляются тогда, когда дети уже понимают, какие объекты имеются в виду: они знают их в реальной жизни, или уже умеют ими пользоваться.
Для помощи ребёнку в продвижении с уровня больших картинок к маленьким (и от фотографий к рисункам) можно использовать сборное изображение. Для этого на большой фотографии одного объекта в углу приклейте маленький рисунок этого же объекта. Например, фотография автобуса включает в себя небольшую схематичную картинку автобуса – в нижнем углу. Это поможет ребёнку осознать, что оба изображения обозначают одно и то же.
Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма
НАЧНИТЕ С МАЛОГО
На этом этапе уже следует продумать технологию управления расписанием. Будет ли ребенок убирать карточки или предметы в специальный конверт или контейнер? Или, если это изображения, он будет переклеивать карточку из графы «нужно сделать» в графу «сделано»?
Важно рекомендовать родителям продолжить обучение пользованию расписанием дома. Например, составить расписание на вторую половину дня или на неделю, если ребенок хорошо понимает дни недели. По мере обучения ребенка пониманию и определению времени, можно добавлять время и в расписание (по аналогии с ежедневником)
- (!) Помните, что большое количество небольших расписаний на все случаи жизни лучше одного гигантского и запутанного.
- Визуальное расписание необходимо составлять вместе с учеником
- Расписание должно всегда располагаться на видном месте и быть доступным везде. Используйте расписание, чтобы возвращать ребенка к запланированному занятию, которое он пропустил или прервал.
- Поощряйте ребенка к использованию расписания, ссылаясь на него во время общения. Обязательно упоминайте расписание, когда вы говорите о том, что произошло, происходит или будет происходить с ребенком.
- (!) Не забывайте, что выбор слов должен соответствовать уровню вашего ребёнка:
- Упрощайте и повторяйте одинаково все те фразы, которые поясняют действия и необходимость следования расписанию.
- Ваша цель – возрастающая автономность и независимость ребенка, поэтому изменения – это неизбежная (и даже желательная!) часть процесса. Отслеживайте, как ваш ребенок использует расписание
Социальные истории
Социальные истории — это короткие рассказы с картинками, которые описывают конкретную ситуацию («Как мыть руки?» − «В кинотеатре» − «Покупки в магазине») Они включают в себя информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Используют этот метод, когда меняются для ребѐнка привычные планы, и вместо прогулки нужно идти в поликлинику; когда нужно научить ребенка переходить в школе из одного кабинета в другой; когда поход к врачу-стоматологу, в парикмахерскую вызывают страх и приводят к стрессу. Социальной историей мы готовим ребѐнка к тому, что его может ожидать, например, в кабинете стоматолога (громкие яркие звуки, непосредственная близость с незнакомым человеком), т.е., адекватное социальное поведение объясняется ребѐнку в форме истории, с показом картинок, фотографий, видео. Социальные истории помогают ребѐнку сориентироваться в мире, почувствовать себя уверенно, включиться во взаимодействие с другими людьми.
Таким образом, визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей: одним оно помогает воспринимать информацию, трудную воспринимать на слух (пересказ с опорой на картинки), другим помогает удерживать информацию в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, дает стабильность и понимание последующих событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2-3 лет (первая младшая группа)."
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие ...
Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...
Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...
«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»
laquo;Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

Игра, как средство активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
Игра - есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Важную рол...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...