Программа логопедического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТНМР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.
Общая цель воспитания в ГБОУ Школа 1579 - личностное развитие дошкольников с ТМНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для возрастного периода (3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТМНР.
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1579»
115409 Москва, Пролетарский проспект, д.7, корп.3 Тел\Факс (499) 324-78-51 E-mail: 1579@edu.mos.ru Сайт: http://gym1579u.mskobr.ru/
ОКПО 64532846, ОГРН 1097746838947, ИНН/КПП 7724731696/772401001
Согласовано: Протокол № ____ от «___» ________20____г. Председатель ППк _______________________ | «Утверждаю» Директор ГБОУ «Школа № 1579» ___________________ М.Ф. Кудинова |
Программа логопедического
сопровождения детей
с тяжелыми множественными нарушениями (ТНМР)
Составлена на основе ФАОП ДО и АОП ДО, соотнесена с образовательной программой ГБОУ Школа 1579 дошкольное отделение № 3.
Разработчик:
Учитель-логопед Булгакова Т.И.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 1579» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.12;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
- Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25.11.2013 г. №6241;
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 15 мая 2013 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 28.08.2015)
- Адоптированная общеобразовательная программа ГБОУ Школа 1579 лоя обучающихся с задержкой психического развития.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Общая цель воспитания в ГБОУ Школа 1579 - личностное развитие дошкольников с ТМНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для возрастного периода (3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТМНР.
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма: приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности: единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования: воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру: пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности: защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и педагогического работника: значимость совместной деятельности педагогического работника и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности: организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Общая цель воспитания в ГБОУ Школа 1579 - личностное развитие дошкольников с ТМНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Принципы реализуются в укладе ГБОУ Школа 1579, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками дошкольного уровня образования).
Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда – это форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Общности образовательной организации.
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками дошкольного уровня образования. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Весь педагогический коллектив и другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
к заболевшему товарищу; - воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.); - учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят; - воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ГБОУ Школа 1579 и всех взрослых членов семей воспитанников. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в дошкольном уровне образования. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в дошкольном учреждении. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В ГБОУ Школа 1579 обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
− педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
− улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
− педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
− педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
− тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
− уважительное отношение к личности воспитанника;
− умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
− умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
− уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
− умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
− умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
− умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
− знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
− соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Социокультурным контекстом является социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
Деятельности и культурные практики в ГБОУ Школа 1579.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника с ТМНР, обозначенных в Стандарте. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые педагогическим работником, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителям (законным представителям);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от педагогического работника, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка с ТМНР. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка с ТМНР к концу дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ГБОУ Школа 1579 не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии со Стандартом, так как "целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся".
Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ТМНР дошкольного возраста (до 9 лет).
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 9-ми годам)
Направления воспитания | Ценности | Показатели |
Патриотическое | Родина, природа | Имеющий представление о своей стране, своей малой Родине, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры с учетом имеющихся речевых возможностей, в том числе с использованием доступных способов коммуникации. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Знания | Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Стремящийся к самостоятельной двигательной активности, понимающий на доступном уровне необходимость реабилитации. Готовый к использованию индивидуальных средств коррекции, вспомогательных технических средств для передвижения и самообслуживания. Владеющий основными навыками личной гигиены. Стремящийся соблюдать элементарные правила безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в доступной самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое | Культура и красота | Эмоционально отзывчивый к красоте. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. |
2. Содержательный раздел.
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ТМНР дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Стандарте, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.
Патриотическое направление воспитания.
Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия "патриотизм" и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ГБОУ Школа 1579 должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- ознакомлении обучающихся с ТМНР с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение обучающихся с ТМНР к российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Социальное направление воспитания.
Семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок с ТМНР имеет возможность открыть личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника с ТМНР заключается в формировании ценностного отношения обучающихся к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания:
1. Формирование у ребенка с ТМНР представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале, доступном для восприятия и понимания: сказки, мультфильмы и т.д.), милосердия и заботы.
2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила (с учетом индивидуальных особенностей и возможностей).
При реализации данных задач воспитатель ГБОУ Школа 1579 сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- организовывает сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду), игры с правилами, традиционные народные игры;
- воспитывает у обучающихся с ТМНР навыки поведения в обществе;
- учит обучающихся с ТМНР сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
- учит обучающихся с ТМНР анализировать поступки и чувства - свои и других людей;
- организовывает коллективные проекты заботы и помощи;
- создает доброжелательный психологический климат в группе.
Познавательное направление воспитания.
Цель: формирование ценности познания (ценность - "знания").
Значимым для воспитания ребенка с ТМНР является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к педагогическому работнику как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии).
Направления деятельности воспитателя:
- совместная деятельность воспитателя с детьми с ТМНР на основе доступных детям наблюдениях, сравнениях, опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотров книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ТМНР совместно с педагогическим работником;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком с ТМНР своего тела, происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок (ценность - "здоровье").
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания обучающихся с ТМНР (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
- организация с учетом физических возможностей ребенка подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-педагогических работников проектов по здоровому образу жизни;
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников с ТМНР понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка с ТМНР в ГБОУ Школа 1579.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок с ТМНР вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у обучающихся с ТМНР культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- формировать у ребенка с ТМНР навыки поведения во время приема пищи;
- формировать у ребенка с ТМНР представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
- формировать у ребенка с ТМНР привычку следить за своим внешним видом;
- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка с ТМНР в игру.
Работа по формированию у ребенка с ТМНР культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.
Трудовое направление воспитания.
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к труду, трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду (ценность - "труд").
Основные задачи трудового воспитания:
- Ознакомление обучающихся с ТМНР видами труда педагогических работников и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности педагогических работников и труда самих обучающихся с ТМНР.
- Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности обучающихся с ТМНР, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
- Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ГБОУ Школа 1579 сосредотачивает свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
- показывает детям с ТМНР необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывает у ребенка с ТМНР бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей (законных представителей), других людей), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставляет детям с ТМНР самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создает у обучающихся с ТМНР соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывает развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
Этико-эстетическое направление воспитания.
Цель: формирование конкретных представления о культуре поведения, (ценности - "культура и красота").
Основные задачи этико-эстетического воспитания:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
- развитие у ребенка с ТМНР творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей действительности;
- формирование у обучающихся с ТМНР эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у обучающихся с ТМНР культуру поведения, воспитатель ГБОУ Школа 1579 сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- учить обучающихся с ТМНР уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка с ТМНР, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом образовательной организации; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания - становление у ребенка с ТМНР ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка с ТМНР.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих обучающихся с ТМНР с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества обучающихся с ТМНР, широкое включение их произведений в жизнь образовательной организации;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми с ТМНР по разным направлениям эстетического воспитания.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ТМНР в процессе реализации Программы воспитания.
Традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДО.
Цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Педагогический совет с участием родителей.
Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДО, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Презентация дошкольных групп. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДО. В результате такой формы работы родители знакомятся с работой ДО, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Такая форма взаимодействия помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Уголок для родителей.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Информационные листы.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями.
Основной задачей общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Педагоги ДО активно используют такие распространенных формы взаимодействия как - анкетирование, социологический опрос.
3. Организационный раздел.
Общие требования к условиям реализации Программы воспитания.
Программа воспитания ГБОУ Школа 1579 реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад образовательной организации направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
- Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения, учитывающей психофизические особенности обучающихся с ТМНР.
- Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
- Взаимодействие с родителям (законным представителям) по вопросам воспитания.
- Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ТМНР дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных).
- Календарное планирование.
Месяц | Неделя | Годовой план | Тематика недели |
Сентябрь | 1 | Неделя безопасности дорожного движения. | Правила в детском саду и по дороге в детский сад. ПДД |
2 | «Лучший город Земли» | Достопримечательности города | |
3 | Международный день распространения грамотности «Маленькие грамотеи» | Осень в городе | |
4 | День дошкольного работника | Учимся правильно одеваться (одежда, обувь) | |
Октябрь | 1 | Международный день защиты животных | Животные в дикой природе |
2 | «Мир вокруг нас» | Мой дом (мебель, посуда) | |
3 | Международный день хлеба | Хлеб всему голова | |
4 | «Дары осени» | Дары осени (овощи, фрукты) | |
5 |
| Ягоды, грибы | |
Ноябрь | 1 | Дню народного единства: «Путешествие по городам России», «Знакомство с культурой России». | Народы Мира |
2 | Всемирный день науки (10 ноября) | Лес, деревья, кусты | |
3 | Неделя игры и игрушки | Игры и игрушки | |
4 | Досуги, посвященные Дню буквы «Ё». | Братья наши меньшие (домашние животные) | |
Декабрь | 1 | Экологическая акция: «Покормите птиц зимой!». | Птицы планеты земля |
2 | "Волшебница Зима!" 10.12. 2024 -День защиты прав ребенка | Зима | |
3 | Поделоки детей и родителей | Твори добро | |
4 |
| Новогодний праздник | |
Январь | 3 | Зимние игры и забавы | Зимние игры и забавы |
4 | Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE» | Географические понятия | |
5 |
| Транспорт в городе | |
Февраль | 1 | «День российской науки» | Экспериментирование |
2 | «Международный день дарения книг» | Семейные праздники и традиции | |
3 | «Мой папа – солдат» Масленица | Наша Армия | |
4 |
| Инструменты | |
Март | 1 | «Всем женщинам посвящаем!» | О любимых мамах |
2 | «Весна. Поэзия. Музыка»» Досуг, посвященный 451-летию со дня выхода первой «Азбуки» Ивана Федорова | Я и мое здоровье. | |
3 | Международному дню счастья | Профессии в моей семье | |
4 | Неделя детской книги | Книга наш друг. Приглашаем в гости (показ театральных постановок) | |
Апрель | 1 | «Улыбка и смех – это для всех!» | Весна на планете Земля |
2 | День Космонавтики (12 апреля) | Планеты солнечной системы. Космос | |
3 |
| ОБЖ | |
4 | Всемирный день Земли | Наш дом – Земля (экологическое направление) | |
5 |
| Водные обитатели | |
Май | 1 | «День Весны и Труда». | Родина в цветах (первоцветы) |
2 | «Читаем детям о войне». | День Победы | |
3 | 15 мая — Международный день семьи 18 мая — Международный день музеев. | Рыцари и дамы – этикет | |
4 |
| Насекомые |
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений, учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ГБОУ Школа 1579.
Уклад спроектирован командой образовательной организации и принят всеми участниками образовательных отношений.
Задачами воспитания обучающихся с ТМНР являются:
1) формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ТМНР и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей);
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у обучающихся с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся с ТМНР;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Особенности психофизического развития обучающихся со сложными нарушениями определяют специфику их образовательных потребностей, требующих создания специальной индивидуальной программы развития. Програ...

Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 – 2022 учебный год
Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 ...

Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (6 – 7 лет) на 2023 – 2024 учебный год
Целью данной программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его ...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на 2023-2024 учебный год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) МКДОУ «Детский сад №9» (далее – П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми, множественными нарушениями в развитии.
На 2023-2024 учебный годПрограмма предназначена для детей с ДЦП, (старшего и подготовительн...