Программа логопедического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТНМР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Булгакова Татьяна Игоревна

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.

Общая цель воспитания в ГБОУ Школа 1579 - личностное развитие дошкольников с ТМНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1)    формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2)    овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3)    приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для возрастного периода (3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТМНР.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnmr.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1579»

115409 Москва, Пролетарский проспект, д.7, корп.3 Тел\Факс (499) 324-78-51 E-mail: 1579@edu.mos.ru Сайт: http://gym1579u.mskobr.ru/

ОКПО 64532846, ОГРН 1097746838947, ИНН/КПП 7724731696/772401001

Согласовано:

Протокол № ____

от «___» ________20____г.

Председатель ППк

_______________________

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа № 1579»

___________________

М.Ф. Кудинова

Программа логопедического

сопровождения детей

с тяжелыми множественными нарушениями (ТНМР)

Составлена  на основе ФАОП ДО и АОП ДО, соотнесена с образовательной программой ГБОУ Школа 1579 дошкольное отделение № 3.

Разработчик:

Учитель-логопед Булгакова Т.И.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 1579» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.12;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25.11.2013 г. №6241;
  • Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 15 мая 2013 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 28.08.2015)
  • Адоптированная общеобразовательная программа ГБОУ Школа 1579 лоя обучающихся с задержкой психического развития.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Общая цель воспитания в ГБОУ Школа 1579 - личностное развитие дошкольников с ТМНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для возрастного периода (3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТМНР.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма: приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности: единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования: воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру: пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности: защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и педагогического работника: значимость совместной деятельности педагогического работника и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности: организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Общая цель воспитания в ГБОУ Школа 1579 - личностное развитие дошкольников с ТМНР и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Принципы реализуются в укладе ГБОУ Школа 1579, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками дошкольного уровня образования).

Воспитывающая среда образовательной организации.

Воспитывающая среда – это  форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Общности образовательной организации.

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками дошкольного уровня образования. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Весь педагогический коллектив и другие сотрудники должны:

  • быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
  • мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
    к заболевшему товарищу;
  • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
    и пр.);
  • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
    которые сплачивали бы и объединяли ребят;
  • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ГБОУ Школа 1579 и всех взрослых членов семей воспитанников. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в дошкольном уровне образования. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в дошкольном учреждении. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В ГБОУ Школа 1579 обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

−        педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

−        улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

−        педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

−        педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

−        тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

−        уважительное отношение к личности воспитанника;

−        умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

−        умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

−        уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

−        умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

−        умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

−        умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

−        знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

−        соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

Социокультурным контекстом является социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

Деятельности и культурные практики в ГБОУ Школа 1579.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника с ТМНР, обозначенных в Стандарте. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые педагогическим работником, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителям (законным представителям);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от педагогического работника, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания.

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка с ТМНР. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка с ТМНР к концу дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На  уровне ГБОУ Школа 1579 не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии со Стандартом, так как "целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся".

Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ТМНР дошкольного возраста (до 9 лет).

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 9-ми годам)

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Имеющий представление о своей стране, своей малой Родине, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное        

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры с учетом имеющихся речевых возможностей, в том числе с использованием доступных способов коммуникации. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Стремящийся к самостоятельной двигательной активности, понимающий на доступном уровне необходимость реабилитации. Готовый к использованию индивидуальных средств коррекции, вспомогательных технических средств для передвижения и самообслуживания. Владеющий основными навыками личной гигиены. Стремящийся соблюдать элементарные правила безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в доступной самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

2. Содержательный раздел.

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ТМНР дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Стандарте, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

Патриотическое направление воспитания.

Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия "патриотизм" и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ГБОУ Школа 1579 должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • ознакомлении обучающихся с ТМНР с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение обучающихся с ТМНР к российским общенациональным традициям;
  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Социальное направление воспитания.

Семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок с ТМНР имеет возможность открыть личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника с ТМНР заключается в формировании ценностного отношения обучающихся к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания:

1. Формирование у ребенка с ТМНР представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале, доступном для восприятия и понимания: сказки, мультфильмы и т.д.), милосердия и заботы.

2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила (с учетом индивидуальных особенностей и возможностей).

При реализации данных задач воспитатель ГБОУ Школа 1579 сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • организовывает сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду), игры с правилами, традиционные народные игры;
  • воспитывает у обучающихся с ТМНР навыки поведения в обществе;
  • учит обучающихся с ТМНР сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учит обучающихся с ТМНР анализировать поступки и чувства - свои и других людей;
  • организовывает коллективные проекты заботы и помощи;
  • создает доброжелательный психологический климат в группе.

Познавательное направление воспитания.

Цель: формирование ценности познания (ценность - "знания").

Значимым для воспитания ребенка с ТМНР является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2) формирование ценностного отношения к педагогическому работнику как источнику знаний;

3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии).

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми с ТМНР на основе доступных детям наблюдениях, сравнениях, опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотров книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ТМНР совместно с педагогическим работником;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

Физическое и оздоровительное направление воспитания.

Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком с ТМНР своего тела, происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок (ценность - "здоровье").

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания обучающихся с ТМНР (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация с учетом физических возможностей ребенка подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-педагогических работников проектов по здоровому образу жизни;

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников с ТМНР понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка с ТМНР в ГБОУ Школа 1579.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок с ТМНР вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у обучающихся с ТМНР культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка с ТМНР навыки поведения во время приема пищи;
  • формировать у ребенка с ТМНР представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
  • формировать у ребенка с ТМНР привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка с ТМНР  в игру.

Работа по формированию у ребенка с ТМНР культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

Трудовое направление воспитания.

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к труду, трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду (ценность - "труд").

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Ознакомление обучающихся с ТМНР видами труда педагогических работников и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности педагогических работников и труда самих обучающихся с ТМНР.
  2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности обучающихся с ТМНР, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель ГБОУ Школа 1579 сосредотачивает свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

  • показывает детям с ТМНР необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывает у ребенка с ТМНР бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей (законных представителей), других людей), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
  • предоставляет детям с ТМНР самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создает у обучающихся с ТМНР соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывает развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

Этико-эстетическое направление воспитания.

Цель: формирование конкретных представления о культуре поведения, (ценности - "культура и красота").

Основные задачи этико-эстетического воспитания:

  • формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
  • воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
  • воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
  • развитие у ребенка с ТМНР творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей действительности;
  • формирование у обучающихся с ТМНР эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у обучающихся с ТМНР культуру поведения, воспитатель ГБОУ Школа 1579 сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • учить обучающихся с ТМНР уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать культуру общения ребенка с ТМНР, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом образовательной организации; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания - становление у ребенка с ТМНР ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка с ТМНР.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих обучающихся с ТМНР с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
  • уважительное отношение к результатам творчества обучающихся с ТМНР, широкое включение их произведений в жизнь образовательной организации;
  • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды;
  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
  • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми с ТМНР по разным направлениям эстетического воспитания.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ТМНР  в процессе реализации Программы воспитания.

Традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДО.

Цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Педагогический совет с участием родителей.

Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДО, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Презентация дошкольных групп. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДО. В результате такой формы работы родители знакомятся с работой ДО, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Такая форма взаимодействия помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Уголок для родителей.

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

Информационные листы.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями.

Основной задачей общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Педагоги ДО активно используют такие распространенных формы взаимодействия как - анкетирование, социологический опрос.

3. Организационный раздел.

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания.

Программа воспитания ГБОУ Школа 1579 реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад образовательной организации направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

  1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения, учитывающей психофизические особенности обучающихся с ТМНР.
  2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
  3. Взаимодействие с родителям (законным представителям) по вопросам воспитания.
  4. Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ТМНР дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных).
  5. Календарное планирование.

Месяц

Неделя

Годовой план

Тематика недели

Сентябрь

1

Неделя безопасности дорожного движения.

Правила в детском саду и по дороге в детский сад. ПДД

2

 «Лучший город Земли»

Достопримечательности города

3

 Международный день распространения грамотности «Маленькие грамотеи»

Осень в городе

4

День дошкольного работника

Учимся правильно одеваться (одежда, обувь)

Октябрь

1

 Международный день защиты животных

Животные в дикой природе              

2

 «Мир вокруг нас»

Мой дом (мебель, посуда)

3

 Международный день хлеба

Хлеб всему голова

4

 «Дары осени»

Дары осени (овощи, фрукты)

5

 

Ягоды, грибы

Ноябрь

1

 Дню народного единства: «Путешествие по городам России», «Знакомство с культурой России».

Народы Мира

2

 Всемирный день науки (10 ноября)

Лес, деревья, кусты

3

 Неделя игры и игрушки

Игры и игрушки

4

 Досуги, посвященные Дню буквы «Ё».

Братья наши меньшие (домашние животные)

Декабрь

1

 Экологическая акция: «Покормите птиц зимой!».

Птицы планеты земля 

2

 "Волшебница Зима!" 10.12. 2024 -День защиты прав ребенка

Зима

3

Поделоки детей и родителей

Твори добро

4

 

Новогодний праздник

Январь

3

Зимние игры и забавы

Зимние игры и забавы

4

 Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Географические понятия

5

 

Транспорт в городе

Февраль

1

 «День российской науки»

Экспериментирование

2

 «Международный день дарения книг»

Семейные праздники и традиции

3

 «Мой папа – солдат» Масленица

Наша Армия

4

 

Инструменты

Март

1

 «Всем женщинам посвящаем!»

О любимых мамах

2

«Весна. Поэзия. Музыка»» Досуг, посвященный 451-летию со дня выхода первой «Азбуки» Ивана Федорова

Я и мое здоровье. 

3

 Международному дню счастья

Профессии в моей семье

4

 Неделя детской книги

Книга наш друг.  Приглашаем в гости (показ театральных постановок)

Апрель

1

 «Улыбка и смех – это для всех!»

Весна на планете Земля

2

 День Космонавтики (12 апреля)

Планеты солнечной системы. Космос

3

 

ОБЖ

4

 Всемирный день Земли

Наш дом – Земля (экологическое направление)

5

 

Водные обитатели

Май

1

 «День Весны и Труда».

Родина в цветах (первоцветы)

2

 «Читаем детям о войне».

День Победы

3

 15 мая — Международный день семьи 18 мая — Международный день музеев.

Рыцари и дамы – этикет

4

 

Насекомые

Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений, учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ГБОУ Школа 1579.

Уклад спроектирован командой образовательной организации и принят всеми участниками образовательных отношений.

Задачами воспитания обучающихся с ТМНР являются:

1) формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;

2) формирование доброжелательного отношения к детям с ТМНР и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей);

4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

5) расширение у обучающихся с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся с ТМНР;

7) охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их эмоционального благополучия;

8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Особенности психофизического развития обучающихся со сложными нарушениями определяют специфику их образовательных потребностей, требующих создания специальной индивидуальной программы развития. Програ...

Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 – 2022 учебный год

Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 ...

Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (6 – 7 лет) на 2023 – 2024 учебный год

Целью данной программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его ...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на 2023-2024 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) МКДОУ «Детский сад №9» (далее – П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми, множественными нарушениями в развитии.

На 2023-2024 учебный годПрограмма предназначена для детей с ДЦП,                    (старшего и подготовительн...