Мастер-класс для педагогов на тему: "Технология "Сторителлинг" как способ развития речи у детей дошкольного возраста."
консультация по коррекционной педагогике
Актуальность: Проблема развития речи является одной из наиболее острых проблем современного образования. Конечно, каждый из нас применяет самые разные методы и формы для развития связной речи, формирования правильной грамматики, обогащение активного словаря, развития воображения. Для этого теперь в педагогическом арсенале имеется много различных средств - игры, картинки, пособия и т. п. но по результатам логопедического обследования наибольшие трудности дети испытывают, когда необходимо придумать сказку, или рассказ придумать окончание истории. А затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.)в следствии недостаточно хорошо развитого воображения, низкого уровня связной речи, словарного запаса (трудности актуализации слов) и коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.-klass_dlya_pedagogov_storitelling.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
Технология "Сторителлинг" как способ развития речи у детей
дошкольного возраста
Добрый день, уважаемые, коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет или да»
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всём помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
И вспомним мы время студенческих лет,
Хотите вы скучные лекции? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всём помогать,
Приветствие кончилось,
Можно начать!
Актуальность: Проблема развития речи является одной из наиболее острых проблем современного образования. Конечно, каждый из нас применяет самые разные методы и формы для развития связной речи, формирования правильной грамматики, обогащение активного словаря, развития воображения. Для этого теперь в педагогическом арсенале имеется много различных средств - игры, картинки, пособия и т. п. но по результатам логопедического обследования наибольшие трудности дети испытывают, когда необходимо придумать сказку, или рассказ придумать окончание истории. А затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.)в следствии недостаточно хорошо развитого воображения, низкого уровня связной речи, словарного запаса (трудности актуализации слов) и коммуникативных навыков.
Представляю вашему вниманию технологию Сторителлинг, как один из способов развития речи у детей дошкольного возраста. «Сторителлинг» является инновационной технологией развития детской речи. В переводе с английского «сторителлинг» означает «рассказывать истории». Придумал эту игру и удачно опробовал на личном опыте Дэвид Армстронг, человек, который далеко не педагог. В настоящее время сторителлинг перерос в образовательную технологию, применимую в работе с дошкольниками.
Технология сторителлинг позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь дошкольников;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
Существует несколько видов сторителлинга: классический, активный и цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.
Цифровой сторителлинг – это рассказывание истории, которое сопровождается презентацией, видео.
Активный сторителлинг, где педагог задает основу события, где формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели активно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Больше всего меня заинтересовал активный сторителлинг тем, что у детей развивается и связная речь, и воображение и коммуникативные качества. Он подходит для работы с детьми начиная со старшего возраста.
Основа сторителлинга - это игра «кубики историй». Их можно приобрести в магазине либо изготовить самостоятельно.
Выделяют наборы кубиков следующих типов:
- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории
(на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои,
на третьем - погодные явления и др.);
- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных
категорий;
- тематические кубики например, по темам «Транспорт», «Осень», «Сказки»
При использовании данной технологии необходимо соблюдать правила. Они простые и их легко запомнить детям.
1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.
2. Первый игрок достает кубик, бросает его, в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.
3. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала педагог и дети по очереди достают кубики , где педагог может направлять сюжетную линию в нужном направлении;
На следующем этапе работы дети по очереди достают кубики из волшебного мешочка , и по очереди составляют свой рассказ;
И уже после , использую вариант игры, когда один рассказчик полностью рассказывает всю историю. Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Рассказ или история, совмещенные с показом картинки, помогают более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
Для того чтобы детям было интереснее играть, можно использовать волшебный мешочек или предложить им превратиться в «сказочников». Для того, чтобы дети лучше вживались в роль рассказчика, можно использовать следующий момент: перед тем, как бросить или достать кубик, ребёнок надевает «Волшебную» шляпу . Если это история для группы детей, то шляпу надевают все по очереди по ходу составления истории. При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
Однажды, много лет назад…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Когда-то давным-давно…
Жили-были…
Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?
2. Основная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
Что произошло с героем?
Кого он встретил или что нашел?
Что он планирует с этим делать?
3. Заключение.
Появляется решение поставленной проблемы.
Короткий вывод (итог рассказа).
Существуют и другие способы игры с «Кубиками историй». Познакомлю вас с некоторыми из них.
Например: Найдите все картинки с признаками предметов- твёрдые, мелкие¬ предметы и т.д. могут быть красными... и выложите предметы в ряд.
«Словарь». Соберите всю информацию о предмете: (что делает?) - «плещется, струится», прилагательное(какой?) - «серебристый, шумный, музыкальный» «как и для сего им пользуется человек или помогает людям и т.д.
Бросьте кубик и запомните картинку. Бросьте кубики снова и расскажите историю по картинкам, но с точки зрения первого выпавшего лица или предмета.
«Башня» или «Вертикальная история». Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!
«Что общее?»: бросьте два кубика и сравните две картинки:¬ найдите общее или отличия. Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики¬ и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. «Реклама»: сочините рекламную историю с целью похвалить или¬ продать свой "продукт".
Эта техника может быть использована и для автоматизации звуков. В этом случае используется набор картинок с изображениями, название которых имеет автоматизированный звук, находящийся на начале, середине или конце слова.
Когда ребенок составит рассказ, он закрепит в речи звук, требующий автоматизации и контроля.
Также вы можете выбрать набор карточек для дифференциации звуков. В этом виде игры ребенок развивает еще один компонент речи – фонематический слух.
Вывод:
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника развивает фантазию, логику, повышают культуру общения, обогащает устную речь, помогает запомнить материал.
3. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.
4. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, молчаливых детей, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно.
«Кубики историй» – настоящий праздник воображения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"
Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....
Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...
Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...
Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...
Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."
Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...
Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза&ra...
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста...