Мастер-класс для педагогов на тему: "Технология "Сторителлинг" как способ развития речи у детей дошкольного возраста."
консультация по коррекционной педагогике

Актуальность: Проблема развития речи является одной из наиболее острых проблем современного образования. Конечно, каждый из нас применяет самые разные методы и формы для развития связной речи, формирования правильной грамматики, обогащение активного словаря, развития воображения. Для этого теперь в педагогическом арсенале имеется много различных средств - игры, картинки, пособия и т. п. но по результатам логопедического обследования наибольшие трудности дети испытывают, когда необходимо придумать сказку, или рассказ придумать окончание истории. А затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.)в следствии недостаточно хорошо развитого воображения, низкого уровня связной речи, словарного запаса (трудности актуализации слов) и коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.-klass_dlya_pedagogov_storitelling.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

Технология "Сторителлинг" как способ развития речи  у детей

дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые, коллеги!

 Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет или да»

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всём помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

И вспомним мы время студенческих лет,

Хотите вы скучные лекции? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всём помогать,

Приветствие кончилось,

Можно начать!

Актуальность: Проблема развития речи является одной из наиболее острых проблем современного образования. Конечно, каждый из нас применяет самые разные методы и формы для развития связной речи, формирования правильной грамматики, обогащение активного словаря, развития воображения. Для этого теперь в педагогическом арсенале имеется много различных средств - игры, картинки, пособия и т. п. но по результатам логопедического обследования наибольшие трудности дети испытывают, когда необходимо придумать сказку, или рассказ придумать окончание истории. А затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.)в следствии недостаточно хорошо развитого воображения, низкого уровня связной речи, словарного запаса (трудности актуализации слов) и коммуникативных навыков.

Представляю вашему вниманию технологию Сторителлинг, как один из способов развития речи  у детей дошкольного возраста. «Сторителлинг» является инновационной технологией развития детской речи. В переводе с английского «сторителлинг» означает «рассказывать  истории». Придумал эту игру и удачно опробовал на личном опыте Дэвид Армстронг, человек, который далеко не педагог. В настоящее время сторителлинг перерос в образовательную технологию, применимую в работе с дошкольниками.

Технология сторителлинг позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми; 
  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; 
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; 
  • обогатить устную речь дошкольников; 
  • облегчить процесс запоминания сюжета. 

Существует несколько видов сторителлинга: классический, активный и цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом.  Дети только слушают и воспринимают информацию.

Цифровой сторителлинг – это  рассказывание истории, которое сопровождается презентацией, видео.  

Активный сторителлинг, где педагог задает основу события, где формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели активно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Больше всего меня заинтересовал активный сторителлинг тем, что у детей развивается и связная речь, и воображение и коммуникативные качества. Он подходит для работы с детьми начиная со старшего возраста.

Основа сторителлинга - это игра  «кубики историй». Их можно приобрести в магазине либо изготовить самостоятельно. 

Выделяют наборы кубиков следующих типов:

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории

(на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои,

на третьем - погодные явления и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных

категорий;

- тематические кубики например, по темам «Транспорт», «Осень», «Сказки»

При использовании данной технологии  необходимо соблюдать правила. Они простые и их легко запомнить детям. 

1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.

2. Первый игрок достает кубик, бросает его, в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.

3. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала педагог и дети по очереди достают  кубики , где педагог может направлять сюжетную линию в нужном направлении; 

На следующем  этапе работы дети по очереди достают кубики из волшебного мешочка , и по очереди составляют свой рассказ;

И  уже после  , использую  вариант игры,   когда один рассказчик полностью рассказывает всю историю. Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Рассказ или история, совмещенные с показом картинки, помогают более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Для того чтобы детям было интереснее играть, можно использовать волшебный мешочек или предложить им превратиться в «сказочников». Для того, чтобы дети лучше вживались в роль рассказчика, можно использовать следующий момент: перед тем, как бросить или достать кубик, ребёнок надевает «Волшебную» шляпу . Если это история для группы детей, то шляпу надевают все по очереди по ходу составления истории. При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды, много лет назад…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Когда-то давным-давно…

Жили-были…

Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем?

Кого он встретил или что нашел?

Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Появляется решение поставленной проблемы.

Короткий вывод (итог рассказа).

Существуют и другие способы игры с «Кубиками историй». Познакомлю вас с некоторыми из них.        

Например:  Найдите все картинки с признаками предметов- твёрдые, мелкие¬ предметы и т.д. могут быть    красными... и выложите предметы в ряд.

 «Словарь». Соберите всю информацию о предмете: (что делает?) - «плещется, струится», прилагательное(какой?) - «серебристый, шумный, музыкальный» «как и для сего им пользуется человек или помогает людям и т.д. 

Бросьте кубик и запомните картинку. Бросьте кубики снова и расскажите историю по картинкам, но с точки зрения первого выпавшего лица или предмета. 

«Башня» или  «Вертикальная история». Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!

 «Что общее?»: бросьте два кубика и сравните две картинки:¬ найдите общее или отличия.  Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики¬ и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. «Реклама»: сочините рекламную историю с целью похвалить или¬ продать свой "продукт".

Эта техника может быть использована и для автоматизации звуков. В этом случае используется набор картинок с изображениями, название которых имеет автоматизированный звук, находящийся на начале, середине или конце слова.

Когда ребенок составит рассказ, он закрепит в речи звук, требующий автоматизации и контроля.

Также вы можете выбрать набор карточек для дифференциации звуков. В этом виде игры ребенок развивает еще один компонент речи – фонематический слух.

Вывод: 

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника развивает фантазию, логику, повышают культуру общения, обогащает устную речь, помогает запомнить материал.

 3. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

4. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, молчаливых детей, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно.

 «Кубики историй» – настоящий праздник воображения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...

Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза&ra...

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста...