Организация музыкально-ритмической деятельности детей с ОВЗ (из опыта работы)
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)

Емельянова Ирина Александровна

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с воспитанниками. Целью моей работы является необходимость развивать в каждом ребёнке творческую личность посредством музыки и движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_detmi_s_ovz.docx21.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация

музыкально-ритмической   деятельности детей с ОВЗ

(из опыта работы)

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад «Звёздочка»

И.А. Емельянова

                                                

                                

                                        


Музыкально-ритмические движения, являются синтетическим видом деятельности, они помогают воспитаннику увеличивать двигательную нагрузку, развивают музыкальность, двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Это особо актуально в наше время, когда современные воспитанники испытывают «двигательный дефицит». В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с воспитанниками.

Целью моей работы является необходимость развивать в каждом ребёнке творческую личность посредством музыки и движений. Чтобы вызвать у воспитанников потребность в движении, я стараюсь разнообразить работу через использование современных образовательных технологий, методов, приемов: логоритмика, игрогимнастика, игроритмика, «Зверобатика», пластическое интонирование, игры на путешествия, а также через применение разнообразных форм работы: игры-хороводы,  музыкально-ритмические упражнения, коммуникативные танцы, этюды. Из используемых технологий достаточно активно в музыкально-ритмической деятельности я применяю ИКТ. Так, например качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов с танцевальными композициями. Так как ритмика является синтетическим видом деятельности и объединяет в себе музыку, движение и слово, перед нами открылись дополнительные возможности развития двигательно-речевой координации воспитанников с ОВЗ, через включение в музыкально-ритмические комплексы двигательно-речевых упражнений. Систематичность, постепенность, вариативность, последовательность – основные педагогические принципы, которыми я руководствуюсь в работе по развитию музыкально-ритмических движений у воспитанников. Так, например, применение мною различных вариантов заданий (разучивания игр, танцев, новых элементов) позволяет заинтересовать воспитанников, избавляет от скучного, однообразного повторения. Свободное и красивое исполнение танцев, игр воспитанниками возможно только в том случае, если им предшествуют подготовительные упражнения, направленные на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Вот, например упражнения  на движение.

1. Различные виды ходьбы. Ходьба и маршировка в различных направлениях, перестроения, упражнения с использованием предметов – все это формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, тем самым развивают слуховое внимание ребенка. Например: «Зарядка», «Всадник», «Облака», «Бабочки» (упражнения с ленточками), «Бег по кругу»

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать правильное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

3. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети  учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности,  и вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. «Бег врассыпную и построение в шеренгу», «В круг вставай».

4. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Это разнообразные считалки, музыкально-речевые разминки («Научим ножки(ручки) танцевать», «Ребята и зверята», «Пружинки», «Подскоки»)

5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – в ритмичном проговаривании стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений, что позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

6. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра) и они  направлены на различение сильной доли в музыке, они  формируют и развивают слуховое внимание. (Специальные упражнения для согласования движений с музыкой, ходьба на каждый счет и через счет, хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта).

7. Упражнения и игры на развитие чувства темпа. Эти упражнения я использую для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи («Быстро-медленно», « Едем на машине», «Поезд», «Карусель»)

8. Упражнения в сопровождении пения: пение прекрасно развивает дыхание, речевое дыхание, силу голоса, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. Например: «В лес идем», « Божья коровка», «По тропинке мы пойдем», «На мосточке».

9. Хореографические упражнения. Применение их способствует улучшению координации движений, осанки. Например: «Пружинки и подъемы на носки», «Выставление ноги вперед и в сторону», «Прыжки выпрямившись, опираясь на опору», «Танцевальные шаги», «Шаг бокового галопа вперед и в сторону», «Шаг польки»,  «Шаг с подскоком» и другие.

10. Упражнения-импровизации такие как: «Что мы делали, не скажем», «На лугу», «Зеркало», «Мы артисты», «Клоуны»,  и  т.д. Образовательный процесс по развитию музыкально – ритмических упражнений будет эффективным, интересным , если применять следующие игровые приемы.

«Игроритмика» - способствует умению свободно и координационно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, метру, темпу.

«Игропластика»- представляет собой сочетание элементов гимнастических движений и упражнений стрейчинга, выполняемых в игровой сюжетной форме, позволяющих воспитанникам свободно выразить свои эмоции. Это творческие задание – инсценировки, такие как: «Коза и козлята», «Волк и Красная шапочка», «Колобок». С воспитанниками я обсуждаю, какими пластическими движениями можно передать действия персонажей и сюжет сказки. Воспитанникам подготовительной группы компенсирующей направленности предлагаю самостоятельно выбрать движения под музыку, проявляя творчество и фантазию.

«Игротанцы» - это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, направленные на формирование танцевальных навыков и развитию чувства ритма воспитанников.

«Музыкально – подвижные игры» являются любимым видом деятельности воспитанников, придают им радостное и хорошее настроение («Веселый мячик», «Музыкальные змейки»,«Кто быстрее», «Бубен»).

Для каждого танцевального упражнения, музыкальной игры, я выбираю наиболее эффективный путь объяснения для данного задания, используя следующие методические приемы: показ, словесное объяснение, импровизацию, игру.

Прежде чем начать разучивание нового движения, я показываю,  так как  исполняя  движение,  дети видят его в законченном варианте.

В процессе разучивания игры, пляски и другого вида музыкально-двигательного упражнения использую художественное слово: беседу, пояснение, стихотворение, потешку. Здесь очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, является тем самым мостиком, который связывает движение и музыку. Именно словесный метод помогает воспитанникам старшего дошкольного возраста выполнить задание без предварительного показа.

Я зачастую сталкиваюсь с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем применения различных упражнений, этюдов, игр, инсценирования песен, музыкальных сказок, импровизации воспитанник начинает чувствовать себя свободнее и увереннее. Наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики вызывает у них творческую активность. На занятиях с воспитанниками старшего дошкольного возраста использую более сложные задания, например: выполнить движения с воображаемым предметом, передать эмоциональное состояние персонажа, придумать игру, танец.

 Особенно в раннем возрасте детей   практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо упражнения. Игра всегда вызывает у воспитанников веселое настроение. Суть игрового метода заключается в том, что он способствует органичному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движений и помогает скоординировать движение с музыкой. Примером может служить следующие задания: «Попрыгаем, как зайчики», «Побежим легко и тихо, как мышки», «Кружимся легко, приседаем медленно как снежинки». Например, такие тематические занятия: «Прогулка в лес», «В магазине игрушек», «На деревенском дворе» и другие.

Концентрический метод помогает возвращаться к пройденному и усвоенному материалу, и усложнять его. Например: разучив отдельные танцевальные элементы, соединяем их в танец, добавляя другие, более сложные движения. Работая не первый год с воспитанниками, наблюдаю у них затруднения при выполнении творческих заданий, танцевальных импровизаций. В этом мне помогает следующий приём: решение  поставленной задачи с помощью объединения  разнородных элементов (воспитанникам предлагается войти в тот или иной образ), используя следующие методы:

«метод Символической аналогии» - используются графические символы, с помощью которых воспитанникам легче импровизировать и придумывать пляски);

«метод Мозгового штурма» - это метод коллективного поиска оригинальных идей («Придумай игру», «Как будем танцевать»), а также

• Физкультурные занятия

• Утреннюю гимнастика

• Бодрящая гимнастика после дневного сна.

• Концерты,  развлечения.

• Праздники , выступления на конкурсах.

• Движения на воздухе (во время прогулки).

• Самостоятельная   музыкальная деятельность воспитанников в группе.

Таким образом, у детей развиваются двигательные способности, музыкальность, улучшаются психические процессы. В своей работе над музыкально - ритмическими движениями опираюсь на различные методики и технологии авторских программ: программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» и «Топ-хлоп, малыши!» А.И.Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т.И.Суворовой, танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г.Сайкиной и другие.

Список используемой литературы

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.– Петербург, 2000.

2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы. С. – Петербург: Музыкальная

палитра, 2004.

3. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. / Е.В. Горшкова. – М.: Гном и «Д», 2004.

4. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду./ М.Ю.

Картушина.- М.: Сфера, 2003.

5. Фомина Н. Сказочный театр ритмической гимнастики// Дошкольное

воспитание № 5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии организации игровой деятельности детей СРЕДНЕЙ группы (из опыта работы воспитателя).

Игра-исторически сложившийся вид деятельности, в котором ребёнок отражает свои впечатления об окружающей действительности.Ф.Фребель-выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу с...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...

Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).

Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре....

«Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы» (из опыта работы воспитателя).

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой проявляются его индивидуальные особенности, развиваются духовные и физические силы ребенка; его вни...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок и...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

«Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста» (из опыта работы музыкального руководителя)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагог...