Семинар-практикум для педагогов: «Работа над понятийным словарём детей от 2 до 7 лет при формировании основ гражданско-патриотической позиции дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 558.82 КБ |
Предварительный просмотр:
2025
Семинар-практикум для педагогов:
«Работа над понятийным словарём детей от 2 до 7 лет при формировании основ гражданско-патриотического позиции дошкольников»
Составитель:
Власова О.С.
учитель-дефектолог
МБДОУ №394
Челябинск,2025 г.
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов: работа над понятийным словарем при формировании основ гражданско - патриотического воспитания дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с теоретическими основами по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Актуализация знаний педагогов программных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
- Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Этапы патриотического воспитания дошкольников:
- Предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- Художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
- Когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
- Эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания:
- Окружающая среда;
- Художественная литература и искусство;
- Фольклор;
- Практическая деятельность.
Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:
- Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада;
- Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;
- Беседы о родном городе, улице, детском саде;
- Использование иллюстраций, диафильмов, аудио- и видеозаписей;
- Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);
- Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.);
- Обогащение и стимулирование детского творчества;
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе происходит с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания.
Задачи патриотического воспитания:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными конкретными, вызывающими интерес.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- от близкого к отдаленному;
- от общего к частному;
- опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране;
- взаимодействие с семьей;
- систематичность;
- передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.
Программные задачи по патриотическому воспитанию дошкольников.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и пр.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и др.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (ты не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь вежливые слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и прочее).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, мягкая мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и т.д.), их труду, напоминать их имена и отчества.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем (я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.).
Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.д.).
Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представление ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т.п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.
Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья. Углублять представление ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, уметь объяснить причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать сделанные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т.п.).
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Родная страна. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (День Защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия)
– огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской Армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Образ Я. Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Семья. Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.
Детский сад. Продолжать расширять представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).
Привлекать детей к созданию окружающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.); формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Формировать у детей представление о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающих детей младших возрастных групп и родителей; посильным участием в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.). Направления работы по патриотическому воспитанию.
Родная страна. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Расширять представления о Москве – главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса.
Углублять знания о Российской Армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.).
Направления работы по патриотическому воспитанию:
- Работа с именем ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя. С детьми и родителями обсуждают почему выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома. Использовать переводы имен не рекомендуется, так как часто детям он не нравится, и другие дети могут использовать его как дразнилку.
- Страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.
- Составление семейных альбомов, стенгазет о семье.
- Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества; мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья».
- Работа над геральдикой (изучение гербов городов, страны, флага) состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Рассматривание различных гербов позволяет познакомить детей с их типами, используя классификацию основных изображений (гербы с изображением профессий, которыми знаменит город, гербы с животными, гербы с изображением исторических событий). При знакомстве с флагом опираться на представлениях детей о цвете и некоторых российских традициях. История возникновения герба сложна для детей, и можно использовать это направление только со старшими дошкольниками.
- Формированию чувства гордости за свой народ, свою страну, эмоциональной отзывчивости способствует приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов, художников (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Чайковский П.И., Репин И.Е.) при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, театров, разыгрывании спектаклей.
- Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо деятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Енисею, в прошлое города и т.д.).
Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Чрезвычайно эффективно ознакомление детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.
Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин» Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционны е праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Практическая часть семинара-практикума.
Сейчас я хочу вам предложить игру, в которую можно поиграть с детьми ваших групп.
«Доскажи словечко»
Когда вы проводите занятие о семье вы учите пословицы и поговорки для старших дошкольников предлагаю задание усложнить.
«Узнай и назови пословицу по картинке» (показ картинок). Давайте и мы сейчас их вспомним:
- «Нет милее дружка, чем родная матушка»
- «Вся семья вместе, так и душа на месте»
- «Когда в семье лад, не нужен и клад»
- «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Сейчас предлагаю провести состязания эрудитов под названием
«Путешествие в прошлое России»
I раунд. В этом раунде надо ответить на самые разнообразные вопросы.
- В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
- Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
- Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
- Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
- Как называется основание печи в крестьянской избе? (Опечек)
- Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка? (Чугунки, ухваты, горшки.)
2 раунд.
Русский народный костюм.
- Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
- Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
- Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
- Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)
- Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
- Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству» дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Предлагаю следующие задания. Соедини по цифрам точки и раскрась, чтобы получился Российский флаг. Кто знает, что означают цвета флага?
Белый - мир и чистота благородства. Синий - честность, верность и правда. Красный - смелость и великодушие.
Для читающих детей можно дать такое задание. Соединить линиями точки от 1 до 9. А из букв, через которые прошли линии, сложится слово «РОССИЯНЕ».
И в конце нашего семинара решим кроссворд «Солнышко».
- Как в старину называли дом? (Изба)
- Один из православных праздников? (Пасха)
- Короткая шутливая песенка? (Частушка)
- Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
- Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
- Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
- Население определенной стороны? (Народ)
- Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
- Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар) 10.Человек любящий свою страну? (Патриот)
Деловая игра «Слабое звено»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
- Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
- Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
- Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт; 4.Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению. Форма: деловая игра
Предварительная работа:
- изучение литературы по данному вопросу;
- подготовка атрибутов к игре «Слабое звено»
Введение. Обоснование темы семинара-практикума.
Ход семинара-практикума: Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».
Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение; история РФ и РМЭ; народно- прикладное искусство; методика дошкольного образования.
Правила игры:
Игра состоит из 4 раундов. Длительность 1 раунда составляет 4 минуты, а каждые последующие раунды уменьшаются ровно на 1 минуту. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а так же следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок пройдет все 4 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.
Наша игра будет проходить с 2 командами. В начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.
Выберите командира, и в течение 3 минут необходимо придумать название и девиз.
Представление команд.
Представление жюри в лице старшего воспитателя.
Раунд 1.
Земля, где ты родился? (Родина.)
Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)
Что изображено на гербе Минусинска? (Лев и конь) Древнее название России? (Русь.)
Кого из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального развития дошкольников? (Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.) Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
Что всегда остается важным для патриотическою воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
Визитной карточкой Минусинска как культурной столицы края стали? (Музей им. Мартьянова, Драматический театр)
“Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)
Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство) Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
Официальная эмблема государства? (герб)
Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносится но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
Самый известный заповедник Красноярского края? («Столбы»).
Назовите столицу России? (Москва.)
Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это: знания или умении? (Знания.)
Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)
Что первично? Умения или навыки? (Умения.)
Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.) Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
– Итак, 1 раунд подошел к концу. Которая команда сдала свои позиции? Кто не силен в данной области? Пришло время выбрать самое слабое звено. (Участники делают свой выбор, объясняя, почему именно они выбрали эту команду, затем сами участники анализируют свою игру.)
Раунд 2.
Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в ДОУ, а ток же комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)
Впервые развернутая система обучения и воспитания человека была разработана (кем?) – Ушинским или Коменским?
Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)
Что означают “эмпирические знания”? (Знания, основанные на опыте.) То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? (Предметно-пространственная развивающая среда.)
Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)
Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.) Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
Чем являются следующие определения:
- формирование любви к родному краю,
- воспитание чувства гордости за свою страну и за своих земляков,
- умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического воспитания.)
Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.) Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно-воспитательного процесса.
(Образовательная программа ДОУ.)
Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в младшем возрасте? (Умение выделять часть простейших трудовых процессов – гладит, варит и т.д.)
Назовите одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в среднем возрасте? (Умение рассказать трудовой процесс – цель, инструменты, действия, результат.)
Назови одну из задач, решаемую в разделе “Труд взрослых” в старшем возрасте? (Иметь представления о разных профессиях и их назначении для общества.)
Кто ввел термин “Народная педагогика”? (Ушинский.)
Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
– Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: кто так и не адаптировался в игре из вас? Кому пора открывать литературу по дошкольному воспитанию? Пора выбрать самое слабое звено. (Анализ.) Раунд 3.
Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября 2013г)
Назовите программы, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание? (Алёшина Н.В.
«Патриотическое воспитание дошкольников»; Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»; Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ).
На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании РФ, Конституция РФ)
Укажите соотношение обязательной части Программа и части, формируемой участниками образовательных отношений? (60 на 40)
Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО?(4 направления развития и 10 образовательных областей)
- Подошел к концу 3 раунд. Кто является на этот раз самым слабым звеном? (Анализ.)
- Вас осталось всего двое, сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании, краеведении, методике. Я объясню правила 4- го раунда: я задам вам по пять вопросов, тому из вас кто не ответит на вопрос, будет поставлен пробел в ответе, а у кого будет наибольшее количество правильных ответов – станет победителем нашей сегодняшней игры.
Раунд 4.
Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
Как расшифровывается аббревиатура ФГОС ДО?
Какие разделы должна иметь ООПДО? (целевой; содержательный; организационный)
Принцип, заключающийся в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знании о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта. (Принцип дифференциации.)
Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)
Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей)
- Ну, вот, наша игра завершилась. Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-1230720-1585061545.jpg)
Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"
Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/23/picture-1307780-1611402858.jpg)
Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе
Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-989232-1611841773.jpg)
Семинар-практикум на тему: "Система работы по социальной адаптации детей в детском саду и семье"
Семинар - практикум для педагогов дошкольного образования...
Презентация "Организация работы в группе №1 для детей с нарушением зрения по формированию основ здорового образа жизни дошкольников"
Распространение опыта работы по организации работы по ЗОЖ в группе детей с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1429045-1666177897.jpg)
Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ активной гражданской позиции дошкольника
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет одним из важных направлений - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/19/picture-1450766-1674115064.jpg)
Статья "Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ активной гражданской позиции дошкольника"
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет одним из важных направлений - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на...