Педагогическая практика "Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложным дефектом развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Макарова Снежана Сергеевна

практика представлена на муниципальном уровне для размещения в региональном атласе образователдьных практик.

Актуальность практики обусловлена тем, что вода - естественный пластичный, гибкий и безопасный материал, обладающий колоссальными возможностями для развития ребенка.  Игры и взаимодействие с водой способствуют коррекции различного рода нарушений. Один из самых приятных способов обучения, естественная и доступная форма деятельности для каждого ребенка, способствует сохранению и укреплению его психического и физического здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvametod._raop._makarova.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название практики, Ф.И.О. автора(ов)/реализаторов практики.

Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложным дефектом развития.

Макарова Снежана Сергеевна

  1. Тип представленной практики:

- педагогическая практика 

3. Ключевые слова практики. дети со сложным дефектом развития, коррекционное воздействие, развитие мелкой моторики, психофизические нарушения,  акваметод, игры с водой.

4. Целевая аудитория (на какую группу участников образовательной деятельности направлена практика):

- воспитанники

5. Проблема (актуальность), на решение которой направлена практика.

Дети с со сложным дефектом развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой  разнородную группу, как правило это дети  у которых наблюдаются два и более нарушения физического и психического характера в развитии .

Категорию детей со сложным дефектом развития с которыми мы работаем, составляют:  дети  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в сочетании с интеллектуальной недостаточностью  ,  нарушением речи, нарушением зрения.

Сложность работы с данной категорией детей заключаются в том, что у большинства детей отсутствует речь, движения рук ограничены, практически отсутствует обратная связь от воспитанника к воспитателю. Из-за имеющихся нарушений в развитии, дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями, имеют такие особенности как быстрая утомляемость, малая усидчивость, нестабильный эмоциональный фон, нарушение мелкой и общей моторики,  нарушения сенсорной интеграции.

Обучение детей с тяжелыми нарушениями в развитии требуют особых условий, психолого-педагогических подходов, подборе эффективных коррекционных технологий работы, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и других явлений жизни. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, а доступная деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире и формирует социальный опыт ребенка.

Учитывая вышесказанное, а так же целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми мы обратились к технологии Акваметод и адаптировали ее под особые образовательные потребности детей со сложным дефектом.

       

Актуальность практики обусловлена тем, что вода - естественный пластичный, гибкий и безопасный материал, обладающий колоссальными возможностями для развития ребенка.  Игры и взаимодействие с водой способствуют коррекции различного рода нарушений. Один из самых приятных способов обучения, естественная и доступная форма деятельности для каждого ребенка, способствует сохранению и укреплению его психического и физического здоровья.

6. Цель, ключевые задачи, на решение которых направлена практика (решение задач относительно целевой группы).

Цель: Использование акваметода как средство адаптации и коррекции детей со сложным дефектом развития

Задачи:

  • создать условия для исключения эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка, через игры с водой и пеной;
  • способствовать развитию мелкой моторики;
  • способствовать развитию зрительной и двигательной координации; 
  • обеспечить снятие мышечного напряжения;
  • развитие тактильных ощущений детей используя игры с водой и пеной;
  • повышать функциональные возможности организма (тренировать дыхательную и сердечно - сосудистую системы, опорно-двигательный аппарат);
  • предоставить ребенку возможность самореализации в различных видах деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательная, развитие двигательных навыках);
  • расширять и обогащать словарный запас;
  • развивать произвольное поведение, навыки взаимодействия друг с другом.

 

7. Основная идея/суть/базовый принцип практики.

В основе технологии «акваметод»  лежит «игра ребенка с водой и пеной». Данная технология  объединяет упражнения и игры  направленные на общую  релаксацию, снятие двигательных стериотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи, что помогает регулировать эмоциональные состояния ребенка со сложным дефектом развития.

В своей системе игры с водой стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. 

На первом этапе игр с водой моей целью было выявить наличие у детей собственного опыта в обращении с различными материалами и правильность выполнения детьми задуманных игровых действий.

Для организации игр с водой я использую стол-таз или небольшие контейнеры, которые можно использовать в любом удобном месте. Так же подобрала разные инструменты для игр и экспериментов: совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, камешки, резиновые игрушки, поролоновые губки, пуговицы, ведёрки и многое другое.

Детям давались в свободное пользование плавающие и тонущие игрушки для игр с водой. Выбор игр и  игрушек зависит от индивидуальных возможностей конкретного ребенка, его способности сохранять позу,  выполнять некоторые двигательные действия: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы , способности понимать обращенную речь, концентрировать внимание.

Второй этап включал обучение детей разнообразным действиям с материалами, навыкам обращения с игрушками и осознания их качеств. На разных этапах организации образовательной деятельности с детьми и в зависимости от поставленных задач, использовали следующие варианты игр с водой и пеной:

  • игры в объемном пространстве (контейнеры, тазы, ведра);
  • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий таз или контейнер и т. п.);
  • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины);
  • игры с орбиз-шарами.

Наибольший эмоциональный, познавательный отклик у детей вызвали игры:

  • «Вылови предмет» (вылавливание предметов, которые держаться на плаву, ложками, ситечками).
  • Игра «Лужа», «Перелей водичку» (игры с использование губок, водяных мельниц, ложек).
  • «Дождик», «Водопадики» (использование леек, ведерок, стаканчиков и губок).
  • «Волшебная пена» (венчиком взбиваем пену либо дуем через трубочку), «Подуй на пену».
  • «Пуговки» (Игры с пуговицами).
  • «Разноцветная вода» (краски).
  • «Холодно-тепло» (игры с водой разной температуры).
  • «Тонет не тонет», «Веселые пузыри» и т.д.

На третьем этапе , учитывая возможности технологии Акваметод для развития детей мы стали проводить аквагимнастику – пальчиковые игры в воде, артикуляционную и дыхательную гимнастику с использованием воды. Пальчиковые игры и упражнения в воде «ножки-ножки», «маленькая лодочка», «рыбка», «медуза», «прятки» сочетали в себе сжатие, растяжение, расслабление кистей рук, изолированные движения каждого из пальцев.

В артикуляционной гимнастике использовали упражнения, которые ребенок может воспроизвести как артикуляционным аппаратом, так и повторить руками в воде. Это упражнения:

 - печем блинчики;

- футбол;

- вкусное варенье.

Дыхательная  гимнастика включает упражнения:

- подуй на пену или на воду;

- веселые пузыри;

- быстрый кораблик;

- ветерок.

Так же в  технологию Акваметод в этом году я добавила элементы «метода базальной стимуляции». Я  использую такие  элементы метода, как тактильные прикасания (обтирание), обхатывание тканями разной фактуры (губки, массажные перчатки , вихотки, полотенце ), ускорение и замедление движений рук и ног в воде, вибрационные колебания, надавливание на конечности.

Технологию Акваметод я использую в играх-занятиях, индивидуальной или подгрупповой коррекционной образовательной работе в соответствии  с составленным планом, организуя адаптированные дидактические игры и упражнения в воде.

Например, на дно емкости с водой мы кладем счетные палочки и дети составляют из них различные фигуры, выкладывают в определенной последовательности, строят дома, заборы и т.д.

Либо такое упражнение  - как достать игрушку, разложи по цвету.

Игра «Чудесный мешочек» проводится с использованием пены или орбиз-шарами.

         Широко этот метод мы используем как самостоятельный вид  детской деятельности в свободное время.

Любая игра начинается с презентации, то есть с представления ребенку игры и материала, который для этого необходим. Обязательно нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делатьНапример: «Это стакан, а это ведерко . В ведре вода. Воду можно перелить из ведерка в стакан».

Одновременно показывать, как это делается. Здесь важно не спешить, делать все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.

После презентации предоставляю  ребенку возможность поиграть самому, если у него есть такая возможность. Если возможности ребенка ограничены, то играем вместе с ребенком «рука в руке».

Заканчивается игра уборкой. Вместе с детьми мы  вытераем пролитую воду, собираем и убираем на место игрушки.

 Периодичность включения Акваметода в жизнь группы - 2-3 раза в неделю, в зависимости от поставленных задач. Длительность деятельности от 5 до 30 минут. В зависимости от вида деятельности: 5-10 минут, если это занятийная форма и от 10 до 30 минут если это совместная со взрослым или самостоятельная деятельность детей.

8. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика.

- игры с водой и пеной

- экспериментирование с водой

- аквавгимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика)

- метод базальной стимуляции

9. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика (соответствие заявленных результатов целям и задачам практики).

Предполагаемый результат

  • у детей снизился уровень тревожности в незнакомых ситуациях и в новых видах деятельности;
  • в процессе игр с водой и пеной у детей снижается мышечный тонус, дети испытывают меньший дискомфорт при  выполнении движений; улучшилось качество захвата предмета; увеличилось качество двигательных навыков;
  • повысился уровень зрительно-моторной координации;
  • повысился уровень функциональных возможностей организма, дети стали меньше болеть.
  • произошло увеличение длительности целенаправленной деятельности детей, дети проявляют  самостоятельность  в  бытовых и игровых  действиях,  стремятся  достичь результата своих действий.
  • дети более активно интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними, исследует их свойства, экспериментируют (совершают предметные действия);
  • произошло  обогащение пассивного словаря и раскрытие потенциальных речевых возможностей детей (у 3 детей из 7 появились новые слова в речи, у 2 детей появилась фразовая речь);
  • у детей повысился уровень произвольности поведения;
  • дети стали активнее проявлять интерес к сверстникам и взаимодействовать друг с другом, наблюдать за действиями друг друга, играть в парах;

10. Способы/средства/инструменты измерения результатов практики.

Мониторинг динамики результатов практики проводится в начале, в середине и в конце года в форме:

- наблюдения за деятельностью  ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении,

- анализа предметной  деятельности

- специальных педагогических проб (дидактические игры, задания).

В основу мониторинга положены материалы  педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР по методике Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Е.Н. Елисеевой, О.В.Истоминой, Е.А. Рудаковой.

Результаты фиксируются в картах педагогического обследования ребенка. По итогам мониторинга корректируются планы работы с воспитанниками.

https://nsportal.ru/node/6846586 - карта педагогического обследования

11. Что изменится в результате реализации практики,

 масштаб изменений (уровень группы, ДОУ, городской системы образования, региональной и т.д.).

Результаты реализации практики могут быть использованы для повышения эффективности коррекционно-развивающей среды, в организации  коррекционно-педагогического процесса группы и ДОУ, что позволит детям с особыми образовательными потребностями успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в обществе.

12. Указать с какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться.

13. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей практикой

- консультации

- мастер классы

- сетевое взаимодействие

14* При наличии рекомендательных писем/экспертных заключений/ сертификатов, подтверждающих значимость практики для сферы образования : экспертное заключение https://nsportal.ru/node/6846327 

15* При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики указать ссылки на источники, размещенные на сайте организации

https://nsportal.ru/node/6457074 - использование акваметода в коррекционно-развивающей работе с детьми  с тяжелыми множественными нарушениями развития;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2024/11/05/ispolzovanie-akvametoda-v-korrektsionno - Презентация к образовательной практике : Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми  со сложным дефектом развития.

https://nsportal.ru/node/6404939 - фотоальбом «Акваметод или игры с водой»

16* При наличии видеоматериалов о реализуемой практике указать ссылку на них https://nsportal.ru/node/6846327 , https://vk.com/wall-212008636_1158 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Игровая терапия в работе с детьми со сложным дефектом

Игры, рассмотренные здесь, способствуют развитию детей со сложным дефектом, расширяют их эмоциональные и когнитивные возможности, способы самовыражения, формируют условия для решения коррекционно-разв...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Методика М. Монтессори в работе с детьми со сложным дефектом

Использование игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми со сложным дефектом...