Педагогическая практика "Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложным дефектом развития"
методическая разработка по коррекционной педагогике
практика представлена на муниципальном уровне для размещения в региональном атласе образователдьных практик.
Актуальность практики обусловлена тем, что вода - естественный пластичный, гибкий и безопасный материал, обладающий колоссальными возможностями для развития ребенка. Игры и взаимодействие с водой способствуют коррекции различного рода нарушений. Один из самых приятных способов обучения, естественная и доступная форма деятельности для каждого ребенка, способствует сохранению и укреплению его психического и физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvametod._raop._makarova.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название практики, Ф.И.О. автора(ов)/реализаторов практики.
Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложным дефектом развития.
Макарова Снежана Сергеевна
- Тип представленной практики:
- педагогическая практика
3. Ключевые слова практики. дети со сложным дефектом развития, коррекционное воздействие, развитие мелкой моторики, психофизические нарушения, акваметод, игры с водой.
4. Целевая аудитория (на какую группу участников образовательной деятельности направлена практика):
- воспитанники
5. Проблема (актуальность), на решение которой направлена практика.
Дети с со сложным дефектом развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу, как правило это дети у которых наблюдаются два и более нарушения физического и психического характера в развитии .
Категорию детей со сложным дефектом развития с которыми мы работаем, составляют: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в сочетании с интеллектуальной недостаточностью , нарушением речи, нарушением зрения.
Сложность работы с данной категорией детей заключаются в том, что у большинства детей отсутствует речь, движения рук ограничены, практически отсутствует обратная связь от воспитанника к воспитателю. Из-за имеющихся нарушений в развитии, дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями, имеют такие особенности как быстрая утомляемость, малая усидчивость, нестабильный эмоциональный фон, нарушение мелкой и общей моторики, нарушения сенсорной интеграции.
Обучение детей с тяжелыми нарушениями в развитии требуют особых условий, психолого-педагогических подходов, подборе эффективных коррекционных технологий работы, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и других явлений жизни. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, а доступная деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире и формирует социальный опыт ребенка.
Учитывая вышесказанное, а так же целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми мы обратились к технологии Акваметод и адаптировали ее под особые образовательные потребности детей со сложным дефектом.
Актуальность практики обусловлена тем, что вода - естественный пластичный, гибкий и безопасный материал, обладающий колоссальными возможностями для развития ребенка. Игры и взаимодействие с водой способствуют коррекции различного рода нарушений. Один из самых приятных способов обучения, естественная и доступная форма деятельности для каждого ребенка, способствует сохранению и укреплению его психического и физического здоровья.
6. Цель, ключевые задачи, на решение которых направлена практика (решение задач относительно целевой группы).
Цель: Использование акваметода как средство адаптации и коррекции детей со сложным дефектом развития
Задачи:
- создать условия для исключения эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка, через игры с водой и пеной;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- способствовать развитию зрительной и двигательной координации;
- обеспечить снятие мышечного напряжения;
- развитие тактильных ощущений детей используя игры с водой и пеной;
- повышать функциональные возможности организма (тренировать дыхательную и сердечно - сосудистую системы, опорно-двигательный аппарат);
- предоставить ребенку возможность самореализации в различных видах деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательная, развитие двигательных навыках);
- расширять и обогащать словарный запас;
- развивать произвольное поведение, навыки взаимодействия друг с другом.
7. Основная идея/суть/базовый принцип практики.
В основе технологии «акваметод» лежит «игра ребенка с водой и пеной». Данная технология объединяет упражнения и игры направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стериотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи, что помогает регулировать эмоциональные состояния ребенка со сложным дефектом развития.
В своей системе игры с водой стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.
На первом этапе игр с водой моей целью было выявить наличие у детей собственного опыта в обращении с различными материалами и правильность выполнения детьми задуманных игровых действий.
Для организации игр с водой я использую стол-таз или небольшие контейнеры, которые можно использовать в любом удобном месте. Так же подобрала разные инструменты для игр и экспериментов: совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, камешки, резиновые игрушки, поролоновые губки, пуговицы, ведёрки и многое другое.
Детям давались в свободное пользование плавающие и тонущие игрушки для игр с водой. Выбор игр и игрушек зависит от индивидуальных возможностей конкретного ребенка, его способности сохранять позу, выполнять некоторые двигательные действия: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы , способности понимать обращенную речь, концентрировать внимание.
Второй этап включал обучение детей разнообразным действиям с материалами, навыкам обращения с игрушками и осознания их качеств. На разных этапах организации образовательной деятельности с детьми и в зависимости от поставленных задач, использовали следующие варианты игр с водой и пеной:
- игры в объемном пространстве (контейнеры, тазы, ведра);
- игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий таз или контейнер и т. п.);
- игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины);
- игры с орбиз-шарами.
Наибольший эмоциональный, познавательный отклик у детей вызвали игры:
- «Вылови предмет» (вылавливание предметов, которые держаться на плаву, ложками, ситечками).
- Игра «Лужа», «Перелей водичку» (игры с использование губок, водяных мельниц, ложек).
- «Дождик», «Водопадики» (использование леек, ведерок, стаканчиков и губок).
- «Волшебная пена» (венчиком взбиваем пену либо дуем через трубочку), «Подуй на пену».
- «Пуговки» (Игры с пуговицами).
- «Разноцветная вода» (краски).
- «Холодно-тепло» (игры с водой разной температуры).
- «Тонет не тонет», «Веселые пузыри» и т.д.
На третьем этапе , учитывая возможности технологии Акваметод для развития детей мы стали проводить аквагимнастику – пальчиковые игры в воде, артикуляционную и дыхательную гимнастику с использованием воды. Пальчиковые игры и упражнения в воде «ножки-ножки», «маленькая лодочка», «рыбка», «медуза», «прятки» сочетали в себе сжатие, растяжение, расслабление кистей рук, изолированные движения каждого из пальцев.
В артикуляционной гимнастике использовали упражнения, которые ребенок может воспроизвести как артикуляционным аппаратом, так и повторить руками в воде. Это упражнения:
- печем блинчики;
- футбол;
- вкусное варенье.
Дыхательная гимнастика включает упражнения:
- подуй на пену или на воду;
- веселые пузыри;
- быстрый кораблик;
- ветерок.
Так же в технологию Акваметод в этом году я добавила элементы «метода базальной стимуляции». Я использую такие элементы метода, как тактильные прикасания (обтирание), обхатывание тканями разной фактуры (губки, массажные перчатки , вихотки, полотенце ), ускорение и замедление движений рук и ног в воде, вибрационные колебания, надавливание на конечности.
Технологию Акваметод я использую в играх-занятиях, индивидуальной или подгрупповой коррекционной образовательной работе в соответствии с составленным планом, организуя адаптированные дидактические игры и упражнения в воде.
Например, на дно емкости с водой мы кладем счетные палочки и дети составляют из них различные фигуры, выкладывают в определенной последовательности, строят дома, заборы и т.д.
Либо такое упражнение - как достать игрушку, разложи по цвету.
Игра «Чудесный мешочек» проводится с использованием пены или орбиз-шарами.
Широко этот метод мы используем как самостоятельный вид детской деятельности в свободное время.
Любая игра начинается с презентации, то есть с представления ребенку игры и материала, который для этого необходим. Обязательно нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это стакан, а это ведерко . В ведре вода. Воду можно перелить из ведерка в стакан».
Одновременно показывать, как это делается. Здесь важно не спешить, делать все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.
После презентации предоставляю ребенку возможность поиграть самому, если у него есть такая возможность. Если возможности ребенка ограничены, то играем вместе с ребенком «рука в руке».
Заканчивается игра уборкой. Вместе с детьми мы вытераем пролитую воду, собираем и убираем на место игрушки.
Периодичность включения Акваметода в жизнь группы - 2-3 раза в неделю, в зависимости от поставленных задач. Длительность деятельности от 5 до 30 минут. В зависимости от вида деятельности: 5-10 минут, если это занятийная форма и от 10 до 30 минут если это совместная со взрослым или самостоятельная деятельность детей.
8. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика.
- игры с водой и пеной
- экспериментирование с водой
- аквавгимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика)
- метод базальной стимуляции
9. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика (соответствие заявленных результатов целям и задачам практики).
Предполагаемый результат
- у детей снизился уровень тревожности в незнакомых ситуациях и в новых видах деятельности;
- в процессе игр с водой и пеной у детей снижается мышечный тонус, дети испытывают меньший дискомфорт при выполнении движений; улучшилось качество захвата предмета; увеличилось качество двигательных навыков;
- повысился уровень зрительно-моторной координации;
- повысился уровень функциональных возможностей организма, дети стали меньше болеть.
- произошло увеличение длительности целенаправленной деятельности детей, дети проявляют самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремятся достичь результата своих действий.
- дети более активно интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними, исследует их свойства, экспериментируют (совершают предметные действия);
- произошло обогащение пассивного словаря и раскрытие потенциальных речевых возможностей детей (у 3 детей из 7 появились новые слова в речи, у 2 детей появилась фразовая речь);
- у детей повысился уровень произвольности поведения;
- дети стали активнее проявлять интерес к сверстникам и взаимодействовать друг с другом, наблюдать за действиями друг друга, играть в парах;
10. Способы/средства/инструменты измерения результатов практики.
Мониторинг динамики результатов практики проводится в начале, в середине и в конце года в форме:
- наблюдения за деятельностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении,
- анализа предметной деятельности
- специальных педагогических проб (дидактические игры, задания).
В основу мониторинга положены материалы педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР по методике Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Е.Н. Елисеевой, О.В.Истоминой, Е.А. Рудаковой.
Результаты фиксируются в картах педагогического обследования ребенка. По итогам мониторинга корректируются планы работы с воспитанниками.
https://nsportal.ru/node/6846586 - карта педагогического обследования
11. Что изменится в результате реализации практики,
масштаб изменений (уровень группы, ДОУ, городской системы образования, региональной и т.д.).
Результаты реализации практики могут быть использованы для повышения эффективности коррекционно-развивающей среды, в организации коррекционно-педагогического процесса группы и ДОУ, что позволит детям с особыми образовательными потребностями успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в обществе.
12. Указать с какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться.
13. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей практикой
- консультации
- мастер классы
- сетевое взаимодействие
14* При наличии рекомендательных писем/экспертных заключений/ сертификатов, подтверждающих значимость практики для сферы образования : экспертное заключение https://nsportal.ru/node/6846327
15* При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики указать ссылки на источники, размещенные на сайте организации
https://nsportal.ru/node/6457074 - использование акваметода в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2024/11/05/ispolzovanie-akvametoda-v-korrektsionno - Презентация к образовательной практике : Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложным дефектом развития.
https://nsportal.ru/node/6404939 - фотоальбом «Акваметод или игры с водой»
16* При наличии видеоматериалов о реализуемой практике указать ссылку на них https://nsportal.ru/node/6846327 , https://vk.com/wall-212008636_1158
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Игровая терапия в работе с детьми со сложным дефектом
Игры, рассмотренные здесь, способствуют развитию детей со сложным дефектом, расширяют их эмоциональные и когнитивные возможности, способы самовыражения, формируют условия для решения коррекционно-разв...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...
Методика М. Монтессори в работе с детьми со сложным дефектом
Использование игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми со сложным дефектом...