Методика М. Монтессори в работе с детьми со сложным дефектом
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Использование игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми со сложным дефектом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
montessori.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
В системе образования, да и в современном обществе в целом, сейчас наблюдается достаточно стремительно возрастающий интерес к проблеме помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Необходимо отметить, что на данном этапе разрабатываются и внедряются все новые формы работы с детьми с ОВЗ, выявляются потенциальные возможности их социально-трудовой адаптации и максимальной социализации. В настоящее время категории детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые поступают в наш детский сад, очень и очень разнообразны. Так, можно выделить следующие виды нарушений развития:
-у одних детей наблюдается грубое недоразвитие двигательной сферы;
-у других детей преобладает замедленность, отсутствие движений, их однообразие, неловкость;
-а у третьих, наоборот, преобладает повышенная подвижность, они находятся в постоянном движении.
Однако действия в большинстве случаев нецеленаправленны, беспорядочны; активность же, напротив, определяется предметами, попадающими в их поле зрения. Как правило, такие дети не имеют возможности обслуживать себя самостоятельно. Также, необходимо отметить, что внимание в основном серьезно нарушено: иногда оно не привлекается, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание подчас может и вовсе отсутствовать. Как показывает практика, внимание детей можно привлечь яркими или звучащими предметами, но на очень короткий срок.
Нередко у детей, посещающих группу сложного дефекта, встречаются аномалии развития органов чувств. Так, необходимо отметить, что у подавляющего большинства детей имеются функциональные расстройства анализаторов. Такие детки в большинстве своем не умеют перерабатывать поступающую информацию. Восприятие в данном случае отличается глобальностью и поверхностностью. В большинстве случаев незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности. Мышление характеризуется бессистемностью и хаотичностью. Достаточно ярко выражено отсутствие смысловых связей. Так, дети не могут оперировать отвлеченными понятиями, не способны выявлять и понимать связи между действиями. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития речь как правило глубоко недоразвита; ее появление очень запаздывает. Степень недоразвития речи обычно соответствует тяжести психических нарушений. У многих детей речь не формируется вообще. Подавляющее большинство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития понимают обращенную речь примитивно, приблизительно. Некоторые могут улавливать мимику, интонации, отдельные слова. Память отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Слабо развита механическая память. Характерные черты личности у наших воспитанников — практически полное отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Большинство детей отличает инертность; они с трудом переключаются на что-то новое, совершают стереотипные действия и повторяют старые заученные штампы.
Эмоциональные реакции, как правило, отличаются однообразием и недифференцированностью. Так, формирование жизненных компетенций для наших воспитанников является одной из приоритетных задач. Целью нашей коррекционно-педагогической работы является не формирование огромного багажа знаний, а максимальное привлечение внимание детей к тому или иному виду деятельности; создание определенных условий для того, чтобы заинтересовать, вовлечь в деятельность, разбудить воображение детей, чтобы дальше он двигался более самостоятельно, увереннее и был адаптирован к реальным условиям жизни. Найти наиболее действенные методы по достижению данной цели способствует, на наш взгляд, работа по системе М.Монтессори. В своей работе мы используем элементы методики Монтессори в ходе реализации годового проекта «Сенсорное развитие детей со сложным дефектом по методике Монтессори».
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с играми Монтессори | Материал, оборудование | Примечание | ||||
Сентябрь | Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия. | Способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Выполнение пальчикового массажа. | Игры: «Бассейн для пальчиков», «Пересыпаем ложкой», «Что внутри», тактильные мешочки, «Веселый пинцет», «Лоскутки ткани» | Атрибуты для игр: сыпучие материалы, бассейн, мешочки с разным наполнением, ложка, лоскутки ткани. | Была проведена работа по организации игр на развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений посредством методики Монтессори. | ||||
Октябрь | Развитие цветового восприятия. | Закреплять у детей умения группировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. | Игры: «Собери мячи в ведёрко»; «Окошки» «Разложи по корзинкам» (фрукты, овощи) «Кто в домике живет?» «Это носик, это хвостик»» (части тела). | Атрибуты для игр: овощи, фрукты, мячики, сенсорные коробочки. | Была проведена работа по организации игр на закрепление умения группировки предметов и формирование сенсорных представлений. | ||||
Ноябрь | Развитие чувственного опыта. | Развитие координации движений. Обогащать чувственный опыт ребёнка. | Игры с водой: «Переливаем» (из одного сосуда в другой, половником, губкой, ложкой) «Мельница», «Волшебная водичка» Познакомить со свойствами жидкости (течёт, вращает колесо, перекрашивается) | Атрибуты: контейнеры для воды, ложки, губки, половники. | Проведена работа по организации игр с водой для развития координации движений, что способствует обогащению чувственного опыта. | ||||
Декабрь | Развитие сенсорной координации. | Развивать тактильные ощущения, речь, формировать словарь детей. Развивать сенсорную координацию рук. | Игры с крышками, бигудями, массажными мячиками, счетными палочками.: «Протолкни», «Найди крышку» «Чудесный мешочек» «Золушка» «Построй заборчик, выложи дорожку». | Атрибуты: крышки, баночки, бигуди, счетные палочки, массажные мячики. | Проведена работа по организации игр на развитие сенсорной координации. | ||||
Январь | Развитие социально-коммуникативных навыков, навыков самообслуживания. Формирование слухового восприятия. | Развивать социально – коммуникативные навыки и навыки самообслуживания. Формировать слуховое восприятие. Продолжать: знакомить с окружающим миром, формировать цветовое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев рук. | Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»: «Развивающий коврик» «Накрываем на стол», «Помоем посуду» «Громко – тихо», «Угадай, где звенит», «Угадай, что звучит». | Атрибуты: сенсорные коврики, пуговицы, петли, липучки, бантики. | Проведена работа по организации игр на развитие социально-коммуникативных навыков и навыков самообслуживания; игры на формирование слухового восприятия. | ||||
Февраль | Развитие мышления и тактильной памяти. | Развивать мышление и тактильную память. | Игры: «Волшебный мешочек", «Определи на ощупь», «Тактильно-сенсорное лото», «Догадайся, что за предмет», «Узнай фигуру». | Атрибуты: различные наполнители, тактильно-сенсорное лото, геометрические фигуры, пуговицы. | Проведена работа по организации игр на развитие мышления и тактильной памяти. | ||||
Март | Развитие координации движений. | Развивать координацию движений. Формирование навыка ориентировки в пространстве. | Игры с сухим бассейном: «Поймай меня», «Найди меня», «Найди определённую фигуру», «Сортируем предметы». | Атрибуты: сухой бассейн, инструменты для пересыпания, мелкие игрушки, пинцеты. | Проведена работа по организации игр на развитие координации движений. | ||||
Апрель | Развивать мелкую моторику, тактильно- зрительные ощущения через игры с песком. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Развивать тактильные и зрительные ощущения. | Игры с песком: «Пересыпание» (рукой, из чашки в чашку, ложкой, через воронку» «Сокровища» «Рисование по крупе (песку в песочном коробе) | Атрибуты: контейнеры для песка, чашки, ложки, воронки и тд | Проведена работа по организации игр на развитие мелкой моторики, тактильно-зрительных ощущений через игры с песком. | ||||
Май | Обобщение знаний родителей о сенсорном развитии детей. | Обобщить знания родителей о сенсорном развитии детей. | Выставка для родителей: рисунки детей, фото с играми, игры изготовленные в течении года. | Атрибуты: работы детей, фотографии; методические пособия по методике Монтессори, изготовленные своими руками. | Проведена работа по организации выставки для родителей. Подведение годовых итогов по проекту. |
В наибольшем объеме в нашей работе мы используем сенсорные материалы и материалы для практической жизни, которые необходимы для формирования навыков самообслуживания, и которые максимально приближены к реальной жизни. Основная цель, которую мы преследуем в своей ежедневной работе, — помочь ребенку научиться заботиться о себе. Выполняя упражнения с использованием сенсорных материалов, наши дети, развивают и совершенствуют все свои органы чувств. Предоставляем детям возможность работать с разнообразными материалами, мы знакомим их с сенсорными эталонами; также дети учатся определять признаки предметов (форму, величину, цвет, высоту, вес предметов). На следующем этапе мы планируем достичь того, что эти упражнения дети будут выполнять уже с частичной помощью (мы даем инструкции, направляем и, если нужна помощь, помогаем ребенку); и как эталон – самостоятельная работа, на что, мы очень надеемся.
Проводимые нами занятия отличаются простотой выполнения и базовыми жизненными потребностями: например, налить воду в кувшинчик, затем в чашку; открыть и закрыть дверь; правильно поздороваться; высморкаться, вытереть лицо салфеткой.
Начинаем, как правило, мы нашу работу в начале года с базовых подготовительных упражнений для установления контакта, развития координации движений. Мы учимся с детьми ходить по группе (в соответствии с физическими возможностями), не наталкиваясь на мебель и других детей; учимся правильно садиться за стол, раскатывать и скатывать коврик; открывать и закрывать двери; складывать салфетки.
Мы используем в работе созданные нами полотна, на которых закреплены части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так, на наш взгляд, легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки.
На следующем этапе мы начинаем проводить работу с сенсорными материалами. В ходе наших занятий ребенок знакомится с понятиями: больше, меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, короткий, высокий («Разноцветная башня», «Матрешки», «Блоки цилиндров», «Волшебные мешочки»).
Также мы используем предметы для пересыпания и переливания. Предлагаем упражнения с природными материалами: учим перекладывать каштаны, проталкивать в сосуд с узким горлышком, сортировать шишки; пересыпать песок из одного сосуда в другой; извлекать из песка миниатюрные фигурки; рисование пальчиками на песке. Это наиболее привлекательный вид деятельности для детей. Они с большим удовольствием просеивают через сито песок; рисуют пальчиками на стекле, тарелочке засыпанной песком; пересыпают разноцветные камушки ложкой, а также из кувшина в кувшин. Такие упражнения помогают улучшить координацию движений, способствуют развитию концентрации внимания.
Также мы часто предлагаем детям «Игры с водой»: забрасывание шариков и мячей в ванночки и миски; вылавливание половником из таза с водой мелких предметов и игрушек (пластмассовые мячи, кубики); переливание воды из одного сосуда в другой; игры с водой и красками «Цветная вода». Все игры и занятия мы вводим, придерживаясь основного принципа от очень простого к простому, и только потом к сложному. Если мы видим, что дети не справляются с определенными заданиями, мы всегда упрощаем задания. Необходимо отметить, что занятия с детьми со сложным дефектом мы проводим индивидуально; все действия мы стараемся максимально упростить и разбить на дополнительные этапы; вся работа проводится исключительно по принципу «от простого к сложному» и обязательно пошагово.
В своей работе мы придерживаемся следующей стратегии: совместное действие, метод «рука в руке» с ребенком, сопровождение деятельности пошаговой инструкцией или комментарием действий; частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам); педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого; ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога; ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке) – ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Так, работая с разнообразными материалами, дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся определять признаки предметов: форму, величину, цвет, высоту, вес предметов. Сначала мы знакомим детей с материалом (изучаем: трогаем, нюхаем). Далее показываем, как надо работать с этим или иным материалом, а иногда, чтобы удержать внимание, используем метод «рука в руке». Позднее, после многочисленных повторений, ребенок выполняет сам, пробует неоднократно, а педагог наблюдает, направляет и если нужна помощь, то помогает. Параллельно мы проводим занятия с материалами, необходимыми для овладения навыками из практической жизни, приближенными к реальной жизни. К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в жизни. На начальном этапе мы включаем упражнения из практической жизни: это уход за окружающей средой, умение сохранять ее в чистоте. Так, дети пробуют вытирать пыль, сметать мусор со стола, вытирать стол, сушить и гладить белье, мыть посуду. «Замочки» — это доска с несколькими видами замков: навесной крючок, задвижка, защелка, цепочка. Пособие помогает развить мелкую моторику детей, координацию движений, научить пользоваться простыми замками. В условиях группы, придерживаясь методики Монтессори, мы учим детей самостоятельно себя обслуживать, ухаживать и заботиться о себе: мыть руки, умываться и многому другому…Полотно с застежками — это поле с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками, застежками- «молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в дырку, наматываются на крючки и петли. Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику. А развитие мелкой моторики способствует и развитию речи. Упражнения в зоне практической жизни способствуют физическому, социальному и психическому развитию. В нашем коллективе воспитатели часто присутствуют на индивидуальных и на подгрупповых занятиях с целью более тесного взаимодействия с учителем — дефектологом и выполняют роль тьютора -помощника с целью включения воспитанников в обучение, и также с целью овладения и закрепления необходимых навыков в дальнейшем в повседневной жизни. Также мы регулярно проводим консультации для родителей в рамках темы «Учимся, играя», что помогает поддерживать связь с родителями, проводить консультативно-просветительскую работу, помогая дома закреплять полученные знания, обязательно предоставляя самостоятельность детям. Как показывает практика, наши дети, занимаясь по методике Монтессори, добиваются положительных результатов по всем направлениям развития: формируются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, повышается точность и целенаправленность движений рук, совершенствуется захват пальцами рук мелких предметов, формируются предметные действия, улучшается зрительно — моторная координация, расширяются сенсорные и математические представления. Ребенок знакомится с окружающим миром, начинает открываться для общения. Опыт работы показал, что использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования контроля и координации движений, развитие самостоятельности, определенной степени независимости, формирования навыков самообслуживания и социального поведения, повышая тем самым свои жизненные компетенции, что для наших воспитанников является самым важным, чтобы счастливо жить в этом не простом мире!
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [БгажноковаИ.М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др.]; под ред.И. М. Багожноковой.-М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.-239с.:ил.-(Коррекционная педагогика).
2. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет /В.Дмитриева.- Москва:Издательсто «Э»,2001.- 224 с.
3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред.И. М. Багажноковой. — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.- Коррекционная педагогика.
4. Рязанова А. В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
5. Система М.Монтессори: Теория и практика:учеб.пособие для студ.учреждений высш.образования / М. Г. Сорокова.-6-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Акдемия»,2014.-384 с. 6. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина.-М.:Теревинф,2006.-40с.- (Лечебно-педагогические программы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Использование методики М.Монтессори в работе с детьми раннего возраста»
Рамки-вкладыши развивают: - мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -целостное восприятие; -любознательность, познавательный интерес; -обогащают словарь детей; -расшир...
«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».
Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...
Игровая терапия в работе с детьми со сложным дефектом
Игры, рассмотренные здесь, способствуют развитию детей со сложным дефектом, расширяют их эмоциональные и когнитивные возможности, способы самовыражения, формируют условия для решения коррекционно-разв...
Система работы учителя-логопеда с детьми, имеющие сложные дефекты речевого развития
Современные требования к психолого-педагогическому сопровождению особенных детей в ДОУ предъявляют высокие требования к личности учителя-логопеда:владение общетеоретическими и специальными профессиона...
Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта
В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....
Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".
Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....