Материал для воспитателей для закрепления пространственных представлений у детей на прогулке.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Ленок Анна Леонидовна

В материале представлены игры для детей разных возрастных групп  для закрепления пространственных представлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для воспитателей для закрепления пространственных представлений на прогулке.

   Подготовительная группа

Найди ведерко

Цель: учить детей ориентироваться в реальном пространстве с помощью плана и выделять схему пути

Оборудование: ведерко, несколько планов детского участка (небольших по размеру)

Ход игры. Во время прогулки на участке можно предложить детям прятать и искать ведерко. Ребята разбиваются на две команды: одна команда прячет, другая ищет. Когда ведерко спрятано, участник первой команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко. Участники другой команды идут по прочерченному на плане пути и пытаются найти ведерко. При удачном завершении поисков команды меняются местами. При неудаче все вместе с помощью педагога обсуждают, какая команда ошиблась (допущена ли ошибка при прочерчивании схемы пути или ее использовании).

Сделай фигуру

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в схеме собственного тела.

Оборудование бубен или свисток

Ход игры. Дети бегают, по сигналу педагога все останавливаются в какой –либо позе и не двигаются. Педагог обходит фигуры и поочередно предлагает прокомментировать свою позу (например: моя правая рука за головой, левая рука за спиной)

Найди игрушку

Цель: закреплять представления детей о пространственных отношениях между предметами (предлоги и наречия: в, на, над, перед, за, справа, слева, между).

Оборудование: коробка размера 50 на 60 см, игрушки: мишка, кукла, кубик, ведерко и т.д.

Ход игры.  В центре веранды или комнаты ставится коробка и раскладываются игрушки в разных позициях по отношению к коробке ( в, за, под, перед, справа, слева. Педагог дает задание принести игрушку, которая находится под коробкой. Когда ребенок находит нужную игрушку, педагог спрашивает у него, что он нашел и где. Все остальные дети следят за правильностью выполнения задания. Следующему ребенку называется другое пространственное расположение игрушки. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Шашки

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости

Оборудование: мелки

Ход игры. На асфальте мелком вычерчивается поле (8 на 8 квадратов). Ребенок становится в левую нижнюю клетку и начинает передвигаться по инструкции педагога: две клетки вверх, одна вправо и т.п. Остальные играющие следят за правильностью выполнения.

Игры на развитие пространственных представлений на прогулке в старшей группе

Секреты

Цель: учить детей ориентироваться по плану на участке детского сада.

Оборудование

  1. План участка детского сада, на котором проводится игра. На плане схематично изображаются все находящиеся предметы: песочница, клумба, качели и т.д. Зимой могут включаться и снежные постройки. Общее количество предметов 9-10.
  2.  Игрушки
  3.  Красные кружки, которыми на плане отмечаются места расположения игрушек.

Ход игры. Дети выходят на участок. Взрослый показывает детям план участка и рассматривает его вместе с ними, устанавливая соответствие изображений на плане реальным предметам. Затем педагог говорит, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружочками обозначены места, где они находятся. Двое-трое детей начинаю поиски. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку). Взрослый помогает детям выполнить задание. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет свой секрет.

Усложнение. Можно использовать план двух смежных участков детского сада (своего и соседней группы), на котором схематически изображены 10-12 предметов. В данном случае дети учатся ориентироваться по более сложному плану.

Найди флажок

Цель: учить детей ориентироваться в окружающем пространстве

Оборудование: флажок

Ход игры. Педагог заранее прячет флажок на участке группы, а затем просит отыскать его, ориентируясь по словесным указаниям: «Дойди до скамейки, поверни налево, дойди по тропинке до поворота, поверни направо, ищи!»

Затейники

Цель совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела.

Ход игры. Дети становятся в круг. Одного из играющих педагог назначает   затейником(можно по считалке) Затейник выходит в центр круга. Дети идут по указанию педагога вправо (влево) под следующий текст:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте. Дружно вместе

Сделаем… вот так.

Дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение, и все стоящие в кругу повторяют. Затем педагог просит одного из детей прокомментировать данное движение.  Затейник поднял правую руку вверх, левой рукой схватил себя за нос и т.д и выбирает другого затейника). Игра продолжается.

Игры на развитие пространственных представлений на прогулке в средней группе

Найди свое место

Цель: развивать пространственную ориентировку

Ход игры. Дети строятся в одну шеренгу. Педагог предлагает детям запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по площадке, по команде «Становись!» быстро строятся на своих местах. После того, как они хорошо запомнят свое место, им предлагается построится на свое месте, но заняв другое положение (стоя на одной ноге, спрятав руки за спину и т.д.)

Замри

Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

Оборудование: 15 карточек (20 на 30 см) На каждой карточке схематически изображен человек в какой-нибудь позе. (ноги вместе, правая рука опущена вниз, левая смотрит в сторону и т.п.)

Ход игры. Взрослый объясняет детям правила, согласно которым все должны бегать по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три замри» остановиться. Педагог показывает одну из карточек. Ребята должны замереть так же, как нарисовано на карточке. Те, кто принял неправильную позу, выбывают из игры. (можно играть без выбывания) Игра повторяется.

Где карандаш?

Цель: учить различать в речи предлоги «в» или «на»

Оборудование: карандаш или любой небольшой предмет.

Ход игры. Педагог говорит детям: Я буду прятать карандаш, а вы должны его отыскать, сказав только одно слово «в» или «на». Взрослый убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «в». Педагог кладет карандаш на скамейку. Дети говорят «на».

Выполни действия

Цель: учить детей составлять развернутое предложение с использованием предлогов «на», «в», «под».

 Оборудование: игрушки

Ход игры. Педагог тихо, чтобы не слышали остальные дети, дает задание одному ребенку. Пока он выполняет задание, педагог спрашивает детей, что он делает.  Дети строят свой ответ в виде развернутого предложения, например: что сделал Максим? – Максим положил кубик под лавочку. Что сделала Маша? – Маша положила машинку в песочницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Повторение и закрепление пространственных представлений"

«Повторение и закрепление пространственных представлений».Цель:  закрепить умение определять направление и скорость движения с помощью условного знака(стрелки, след человека, зверя).Задачи:1.Закр...

Консультация для родителей и воспитателей. Тема: Развитие пространственных представлений через игры у детей подготовительной группы

         В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх...

Рабочий лист для закрепления пространственных представлений для детей с ЗПР 5-6 лет

Подборка упраженений на закрепление темы "Пространственные представления" для детей с ЗПР 5-6 лет....

Консультация "Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР".

С какого возраста начинать работу по формированию пространственных ориентировок , роль педагогов в данном процессе....