Педагогический опыт «Использование образовательных квестов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи»
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая группа)

Байбекова Алина Наильенва

На данный момент одной из актуальных проблем является проблема преодоления общего недоразвития речи (далее – ОНР) у детей дошкольного возраста. Несмотря на широкий арсенал существующих методов преодоления ОНР, на сегодняшний день в логопедической работе возникает потребность поиска современных технологий или модернизации уже существующих технологий коррекционно-развивающей работы. Применение новых эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной темой дошкольного образования.

Технология образовательных квестов, набирая большую популярность в образовательной сфере, является одной из таких новшеств. Их применение соответствует концепции, заданной ФГОС ДО, являясь увлекательной и необыкновенной деятельностью для педагога и дошкольников.

Основная идея моего педагогического опыта заключается в комплексном подходе к развитию речи дошкольников с ОНР, их коммуникативных навыков и умений.

В связи с этим, целью моего педагогического опыта является развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) познакомиться с современными подходами к развитию речи у детей с ОНР (провести анализ общей и специальной литературы по данной тематике, ознакомиться с теоретическим материалом и педагогическом опытом коллег);

2) провести экспериментальное исследование состояния развития речи у детей с ОНР, зачисленных в группу;

3) на основе полученных данных разработать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию речи у детей с ОНР средствами образовательных квестов;

4) повысить уровень контроля и регуляции собственной деятельности детей, развивать их речевые способности, коммуникацию, совершенствовать психические функции (память, внимание, мышление);

5) повысить педагогическую компетентность родителей дошкольников и воспитателей в вопросах развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_baybekova.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт «Использование образовательных квестов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Введение

Тема опыта: «Использование образовательных квестов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Сведения об авторе: Байбекова Алина Наильевна, образование высшее педагогическое (бакалавриат): МГПУ им. М.Е. Евсевьева, специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, 2023

Повышение квалификации: Программа «Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога)»», в объеме 72 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», 2023 г.

Общий стаж работы – 2 года

Педагогический стаж работы – 2 года

В структурном подразделении «Детский сад № 17 комбинированного вида» – 2 года

Актуальность

На данный момент одной из актуальных проблем является проблема преодоления общего недоразвития речи (далее – ОНР) у детей дошкольного возраста. Несмотря на широкий арсенал существующих методов преодоления ОНР, на сегодняшний день в логопедической работе возникает потребность поиска современных технологий или модернизации уже существующих технологий коррекционно-развивающей работы. Применение новых эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной темой дошкольного образования.

Технология образовательных квестов, набирая большую популярность в образовательной сфере, является одной из таких новшеств. Их применение соответствует концепции, заданной ФГОС ДО, являясь увлекательной и необыкновенной деятельностью для педагога и дошкольников.

Основная идея моего педагогического опыта заключается в комплексном подходе к развитию речи дошкольников с ОНР, их коммуникативных навыков и умений.

В связи с этим, целью моего педагогического опыта является развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) познакомиться с современными подходами к развитию речи у детей с ОНР (провести анализ общей и специальной литературы по данной тематике, ознакомиться с теоретическим материалом и педагогическом опытом коллег);

2) провести экспериментальное исследование состояния развития речи у детей с ОНР, зачисленных в группу;

3) на основе полученных данных разработать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию речи у детей с ОНР средствами образовательных квестов;

4) повысить уровень контроля и регуляции собственной деятельности детей, развивать их речевые способности, коммуникацию, совершенствовать психические функции (память, внимание, мышление);

5) повысить педагогическую компетентность родителей дошкольников и воспитателей в вопросах развития речи детей.

Теоретическая база опыта

В последние годы в системе образования России наблюдается процесс формирования новой культуры воспитания, который включает в себя разнообразие воспитательных практик и расширение свободы субъектов образовательного процесса в выборе форм и методов сотрудничества [4]. Внедрение инновационных педагогических технологий, соответствующих требованиям современного общества, становится актуальной темой дошкольного образования. Как отмечает Н. А. Лукьянова, использование новых технологий в обучении способствует созданию условий для поддержки интересов и способностей детей, развивая их самостоятельность и инициативность [6].

Современные педагоги стремятся к расширению своего методического арсенала и внедрению новых педагогических подходов, включая различные методы и приемы, которые систематически используются в образовательной практике. В частности, интерактивные технологии, как утверждает Я. С. Быховский, позволяют создать оптимальные условия для развития творческой активности детей и их самоактуализации [1]. Эти методы направлены на активизацию познавательной деятельности и стимулирование поиска нестандартных решений, что подразумевает переход от традиционных форм обучения к активным методам [2].

Активное обучение дошкольников, включающее их участие в учебных и познавательных процессах, является важным аспектом современной педагогики. В этом контексте интерактивное обучение, основанное на использовании интерактивных технологий, становится ключевым элементом. Как отмечает О.Н. Крылова, интерактивные методы требуют от участников активной обратной связи и организации взаимодействия между детьми, что отличает их от традиционных методов обучения [5].

Образовательный квест, как форма интерактивного обучения, становится все более популярным в дошкольном образовании. По мнению М. В. Андреевой, квесты способствуют развитию творческих способностей и мотивации к обучению, а также интеграции различных образовательных областей [8]. Квесты представляют собой игры, в которых дети решают интеллектуальные задачи для продвижения по сюжету. Эти игры могут быть как виртуальными, так и реальными, и включают в себя различные виды деятельности, такие как проектная работа и проблемное обучение [10].

Исследования показывают, что образовательные квесты помогают развивать творческое мышление и выявлять способности детей, а также способствуют формированию мотивации к обучению и повышению качества образовательного процесса. Как утверждает С.А. Осяк, квесты требуют от детей быстрой адаптации к новым условиям и самостоятельного принятия решений для достижения желаемого результата [7]. Эти игры объединяют детей, педагогов и родителей для решения образовательных задач в увлекательной и игровой форме.

Таким образом, внедрение образовательных квестов в дошкольную педагогику является важным шагом в развитии образовательного процесса. Квесты создают условия для активного вовлечения детей в процесс обучения, развивают их творческое мышление и формируют навыки самостоятельной работы [3]. Важно, чтобы педагоги использовали эти методы с учетом индивидуальных особенностей детей, обладая не только знаниями в области педагогики, но и информационных технологий, что позволяет создавать увлекательные и эффективные образовательные сценарии [9].

Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития речи дошкольников с ОНР средствами образовательных квестов на логопедических занятиях в условиях ДОУ.

Технология опыта

Первым этапом работы над опытом стало выявление уровня развития речи у детей с ОНР. Диагностика была проведена с детьми старшей логопедической группы с ОНР. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

В основе логопедического обследования лежали классические диагностические задания, которые были направлены на диагностику звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Логопедическое обследование проводилось в первой половине дня, в индивидуальной форме, время ограничивалось 15-20 минутами. При подготовке наглядного и речевого материала учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Предварительной работой стали: анализ документации, анализ продуктов детской деятельности. Проводилась беседа с воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, и другими специалистами с целью получения информации об индивидуальных особенностях детей. Логопедическое обследование проводилось в психологически комфортной для детей обстановке, в игровом формате, детям была дана возможность самостоятельного поиска ответа. В ходе логопедического обследования отмечались все речевые, эмоциональные реакции, особенности поведения и характера выполнения заданий.

Результаты опытно-исследовательской работы позволили выделить три группы детей дошкольного возраста с ОНР, в зависимости от уровня развития речи: дети, имеющие высокий, средний и низкий уровень развития речи.

По результатам выполнения заданий было выявлено 5 % детей, имеющих высокий уровень развития речи. Большая часть дошкольников с ОНР имели средний и низкий уровень развития речи. Средний уровень был выявлен у 29 % детей. Низкий уровень развития речи составил 66 % детей.

Таким образом, на основании полученных результатов установлено, что дети дошкольного возраста с ОНР в большинстве своем имеют средний и низкий уровень развития речи. Высокий уровень развития речи у детей выявлен в меньшем количестве. Речевое развитие имеет следующие особенности:

– звукопроизношение детей характеризуется стойким смешением, заменами, искажениями, пропусками свистящих, шипящих, сонорных, пропусками звуков как изолированно, так и в слогах, словах, в предложениях;

– лексический запас ограничен, отмечается рассогласование между пассивным и активным словарем;

– грамматический строй речи детей характеризуется трудностями в словообразовании и словоизменении, наличием морфологических и синтаксических ошибок;

– связная речь детей характеризуется стереотипностью, недостаточной развернутостью, искажением смысла, недостаточной грамматической правильностью построенной фразы.

С целью решения данной проблемы на втором этапе был разработан методический комплекс образовательных квестов, ориентированный на преодоление ОНР у детей дошкольного возраста. Данный комплекс включал в себя следующие образовательные квесты: «Холодное сердце», «Лео и Тиг», «Барбоскины в космосе», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Во саду ли, в огороде», «Путешествие в подводный мир», «Путешествие на остров правильной речи» (Приложение А).

В рамках разработанного методического комплекса образовательных квестов ставились коррекционно-образовательные задачи, направленные на закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях, и совершенствование чёткого произношения ранее изученных звуков. Также предполагалось развитие умений вслушиваться в обращённую речь, выполнять поставленные задачи и формировать навыки диалогической речи. Эти цели обеспечивали практическое применение речевых навыков в игровой форме, способствуя их автоматизации.

Развивающие задачи были сосредоточены на активизации мыслительной деятельности, развитии слухового внимания и памяти. Особое внимание уделялось общей моторике, выразительности речи и навыкам самоконтроля за речевой деятельностью. Эти аспекты способствовали комплексному развитию речевых и когнитивных способностей, а также формированию целостных навыков саморегуляции.

Воспитательные задачи включали формирование познавательного интереса, развитие умения взаимодействовать со сверстниками в командных играх и создание эмоционально-позитивного настроя. Кроме того, квесты способствовали воспитанию способности к самоконтролю и самооценке, что позволяло детям осознавать свои успехи и трудности, формируя уверенность в своих силах.

При разработке методического комплекса образовательных квестов для детей с ОНР были выделены и реализованы ключевые принципы, обеспечивающие эффективность коррекционно-развивающего процесса. Принцип доступности предусматривал соответствие заданий возрастным и личностным особенностям дошкольников, что позволяло учитывать их уровень речевого и когнитивного развития. Принцип системности обеспечивал логическую взаимосвязь заданий, способствуя последовательному усвоению материала и формированию устойчивых навыков.

Особое внимание уделялось принципу навигации, который предусматривал ненавязчивую помощь педагога, направляющую детей к правильному решению, при сохранении самостоятельности в принятии окончательных решений. Эмоциональная окрашенность заданий способствовала накоплению знаний через игровую деятельность, опираясь на предыдущий опыт детей. Для поддержания интереса и вовлечённости дошкольников применялся принцип правильного распределения времени, предполагающий оптимальное дозирование активности.

Для формирования у детей положительной мотивации соблюдались принципы добровольности образовательных действий и наличия выбора, что позволяло им воспринимать задания как результат собственного желания. Также использовалось разнообразие видов деятельности, что обеспечивало многогранное развитие навыков. Завершённость образовательного процесса обеспечивалась за счёт наличия видимого конечного результата и обратной связи, что способствовало осознанию детьми достигнутых успехов.

Для достижения поставленных целей в процессе разработки и реализации образовательных квестов применялись различные методы обучения и воспитания. Среди них игровой метод, обеспечивающий вовлечённость и интерес детей; словесный метод, направленный на развитие речевых навыков; наглядный метод, способствующий лучшему восприятию информации через визуализацию; практический метод, обеспечивающий закрепление знаний через активные действия; проблемный метод, развивающий логическое мышление; оценочный метод, направленный на формирование навыков самооценки; а также создание воспитывающих ситуаций и использование эмоционального воздействия, способствующих развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

Кроме того, активно использовались разнообразные приёмы обучения и воспитания, такие как анализ и установление причинно-следственных связей, что развивает умение мыслить аналитически, и решение проблемных заданий, направленное на стимулирование познавательной активности. Совместная работа детей способствовала развитию навыков взаимодействия в группе, а физминутки обеспечивали снятие напряжения и поддержание активности. Для эмоционального и речевого развития применялось художественное слово, включая стихи, загадки и другие литературные формы.

Комплексное использование перечисленных методов и приёмов обеспечивало не только достижение образовательных и воспитательных целей, но и создание благоприятной атмосферы для развития социально-коммуникативных и речевых навыков детей.

Лексический материал был подобран в соответствии с календарно-тематическим планированием, так как это способствует систематизированному усвоению и запоминанию материала. Каждое задание в образовательном квесте было нацелено на развитие правильной артикуляции, фонетико-фонематических навыков, расширение словарного запаса, улучшение грамматической структуры высказывания и развитие навыков построения связных речевых высказываний. В процессе подготовки и реализации образовательных квестов мы активно использовали игры.

Специфика образовательных квестов предполагала пояснение педагогом ситуации по сценарию и постановки цели, которую детям необходимо решить посредством выполнения заданий. Педагог раздает детям маршрутный лист, на котором прописаны все «станции» и их местонахождение, и сопровождает на протяжении всего образовательного квеста.

Разработанный методический комплекс образовательных квестов предполагал посещение «станций», прохождение которых зависело от правильности выполнения определенных логопедических заданий. Успешное выполнение данных логопедических заданий приводило участников образовательного квеста к поставленной цели.

Структура образовательного квеста включала в себя 3 этапа:

Образовательный квест начинался с этапа введения, который имел ключевое значение для формирования интереса дошкольников к участию в мероприятии. На данном этапе основное внимание уделялось привлечению внимания детей и созданию мотивации к прохождению квеста. Определялись сюжет игры и распределялись роли, что помогало погрузить участников в игровую атмосферу. Вводное задание подбиралось таким образом, чтобы быть доступным для дошкольников, так как возможная неудача на старте могла снизить их интерес к дальнейшему участию. На этом этапе использовались такие задания, как решение ребусов, отгадывание загадок и другие увлекательные формы деятельности.

Основная часть квеста включала выполнение последовательных заданий, связанных общей тематикой и сюжетом. Все задания были тщательно продуманы, логически связаны между собой и четко сформулированы, что обеспечивало ясность выполнения. При возникновении трудностей дошкольникам предоставлялись подсказки или ориентиры, чтобы поддерживать их вовлечённость и уверенность в своих силах. Задания позволяли детям двигаться по сюжету, стимулируя их активность и познавательную деятельность.

Финальный этап образовательного квеста был посвящён подведению итогов. После успешного прохождения всех заданий дети достигали логического завершения сюжета, которое было связано с основной целью игры. На этом этапе назначались бонусы или, при необходимости, символические штрафы, что способствовало формированию у дошкольников чувства ответственности и самоконтроля. Завершение квеста сопровождалось распределением оценок и вручением призов, что создавало положительный эмоциональный фон и закрепляло у детей желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем.

Алгоритм организации логопедической работы был построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР.

Для проведения методического комплекса образовательных квестов было предусмотрено использование большого пространства: в физкультурном зале, кабинете логопеда, музыкальном зале, коридоре, и т.д.

Таким образом, с целью речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР был разработан и реализован методический комплекс образовательных квестов. Обучение проводилось с 10 детьми дошкольного возраста с ОНР. Организованная работа была направлена и способствовала развитию всех сторон речевого развития (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи).

Результативность опыта

На третьем этапе была проведена повторная диагностика воспитанников с ОНР. Анализ результатов повторной диагностики уровня развития речи у дошкольников с ОНР, позволил констатировать у детей значительную положительную динамику.

Результаты опытно-исследовательской работы позволили выделить три группы детей дошкольного возраста с ОНР, в зависимости от уровня развития речи: дети, имеющие высокий, средний и низкий уровень развития речи.

Результаты диагностики показали, что 78 % детей имеют высокий уровень развития речи. Средний уровень был выявлен у 22 % детей. Низкий уровень развития речи не был выявлен. Согласно полученным данным, большую часть дошкольников с ОНР имели высокий и средний уровни развития речи.

 На рисунке 2.10 отображается динамика роста уровня развития речи дошкольников с ОНР.

Рисунок 1.1 Динамика роста уровня развития речи дошкольников с ОНР

Сравнив количественные и качественные результаты, можно увидеть, что уровень развития речи детей значительно повысился. Полученные данные подтверждают эффективность проведенного опыта по развитию речи у дошкольников с ОНР с применением образовательных квестов и решении всех поставленных задач исследования.

Аналитический отчет по результатам моей работы по данному направлению я представила на итоговом педагогическом совете в ДОУ. В ходе выступления на педсовете, посвященному особенностям современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников, я познакомила педагогов с особенностями развития речи с использованием образовательных квестов. Также принимала участие в дискуссионной площадке «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в рамках внедрения ФОП ДО» в ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.РУ» с выступлением на тему «Образовательные квесты в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Об эффективности моей работы по вышеназванному вопросу можно судить по наличию статей в научно-образовательных жерналах, участию в научно-практических конференциях, участию в республиканском конкурсе методических разработок педагогов «Новое в образовании – 2024».

Таким образом, можно отметить эффективность проведенной работы. Результаты итоговой диагностики показали значительную динамику в развитии речи у дошкольников с ОНР.

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что разработанное содержание коррекционно-педагогической работы по развитию речи у дошкольников с ОНР с использованием образовательных квестов будет полезно учителям-логопедам, воспитателям дошкольной образовательной организации, а также родителям в их практической работе с детьми.

Список используемой литературы

1. Быховский, Я. С. Образовательные веб – квесты / Я. С. Быховский. – Текст : электронный // Информационные технологии в образовании . – 2009. – с. 37. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46289540 (дата обращения: 15.02.2024).

2. Глухов, В. П.  Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебное пособие для вузов / В. П.  Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 231 с. – URL: https://urait.ru/bcode/494327 (дата обращения: 15.02.2024). – ISBN 978-5-534-13118-5. – Текст : электронный.

3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей : книга для логопедов : учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Литур, 2011. – 320 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20110724. (дата обращения: 15.02.2024). – ISBN 978-5-9780-0422-9. – Текст : электронный.

4. Каримова, Н В. Использование квеста в логопедической практике / Н. В. Каримова. – Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 7(17). – С. 38–44. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36551536 (дата обращения: 15.02.2024).

5. Крылова, О. Н. Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы / О. Н. Крылова. – Текст : электронный // Человек и образование. – 2012. – № 1. – с. 28–31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znanievaya-traditsiya-sovremennogo-soderzhaniya-shkolnogo-obrazovaniya-novye-didakticheskie-smysly (дата обращения: 15.02.2024).

6. Лукьянова, Н. А. Образовательный квест как педагогическая технология / Н. А. Лукьянова – Текст : электронный // Конструктивные педагогические заметки. – 2022. – № 10–1(17). – С. 89–100. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36676141 (дата обращения: 15.02.2024).

7. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова [и др.] – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–2. – С. 157. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23662383 (дата обращения: 15.02.2024).

8. Соловьева, Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 191 с. – URL: https://urait.ru/bcode/490368 (дата обращения: 15.02.2024). – ISBN 978-5-534-06310-3. – Текст : электронный.

9. Шохова, О. В. Использование квест-технологий на логопедических занятиях с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи / О. В. Шохова, С. А. Копытовская – Текст : электронный // Auditorium. – 2020. – № 2(26). – С. 1–5. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44201308 (дата обращения: 15.02.2024).

10. Щуркова, Н. Е.  Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. – 3–е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 232 с. – URL: https://urait.ru/bcode/492256 (дата обращения: 15.02.2024). – ISBN 978-5-534-07402-4. – Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ

В статье раскрываются особенности проведения логопедической работы по развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности при помощи Су-Джок терапии  у детей с общим недор...

Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...