Влияние ритма на развитие ребенка-дошкольника и работа по совершенствованию речи
материал по коррекционной педагогике
Влияние ритма на развитие ребенка-дошкольника
и работа по совершенствованию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_ritma_na_razvitie_rebenka-doshkolnika.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние ритма на развитие ребенка-дошкольника
и работа по совершенствованию речи
Современные дети — какие они? В век информационных технологий быстро схватывающие то, что нам, взрослым, может быть, дано понять не с первого раза. И то, в чем нам надо разбираться день, два, а возможно, и неделю, они усваивают быстро и уверенно за пару часов. Дети, у которых одни виды высших психических функций развиваются, как нам кажется, опережая норму, но в то же время тормозятся и отстают в развитии другие, не менее нужные и важные.
Очень актуальная проблема на сегодняшний день — речевое развитие детей дошкольного возраста. Почему же отмечается большое количество детей с нарушениями речи, детей плохо говорящих или вообще не говорящих?
Общеизвестно, что одним из главных этапов в развитии ребенка является развитие его мелкой моторики, но мало кто знает и слышал о важности формирования ритма. Что такое ритм и как он влияет на развитие ребенка и человека в целом? Обозначим основные моменты и узнаем, как играть и развивать ритм у ребенка дошкольного возраста, в том числе и для профилактики речевых нарушений.
Ритм — это залог гармоничного развития, а также физического и психологического здоровья. Ощущение ритма у ребенка возникает еще до его рождения, когда он покачивается у мамы в животике от ее движений и шагов, слышит стук ее сердца. Да и после рождения ребенка основной из задач является сохранение ритма жизни. Не зря же педиатры и педагоги сходятся во мнении, как важен для ребенка и мамы режим и его соблюдение. Режим — это сохранение и выдержка определенного ежедневного ритма. Он не только помогает маме оставаться в ресурсе и чувствовать себя отдохнувшей и счастливой от собственного материнства, но и дисциплинирует ребенка, повышает его работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.
Ритм повсюду. Он внутри нас: кровообращение и сердцебиение, дыхание. Он вокруг нас: смена частей суток, времен года, распорядок дня, расписание работы. И если представить, что какой-либо из этих ритмов собьется, вы, взрослый человек, начнете испытывать тревогу, стресс, раздражение, что непременно скажется на вашем психологическом, затем на физическом здоровье, ну и на развитии в целом. А теперь представьте, как тяжело с этим справиться детям. Для детей ритм — это устойчивость и постоянство, которые гарантируют им безопасность и дают возможность двигаться вперед в своем развитии, в том числе речевом.
Если просто, то понятие «ритм» — это равномерное чередование каких-либо элементов. В логопедической коррекции один из видов работы над ритмом — логоритмика. Это развитие речи через музыку, стихотворения, ритм. Не всем дано играть на музыкальных инструментах, но и здесь уже можно выйти из положения, просто включив мелодию.
Логоритмика — большой и очень важный раздел в коррекции речевых нарушений, и лучше если ее проводит обученный этому специалист (логопед, дефектолог, музыкальный руководитель), но и обычный педагог может внедрять в свои занятия хотя бы элементы логоритмических игр и упражнений. Например, можно применять любые физминутки или пальчиковые игры, накладывая их на простые музыкальные мелодии, ритмы; использовать музыкальные инструменты для отстукивания ритмических рисунков: ложки, клавесы, колокольчики, бубны, барабаны, маракасы, ксилофоны и металлофоны. И конечно же, не стоит забывать про скороговорки и чистоговорки. Проговаривание различных словосочетаний стимулирует артикуляцию и способствует чистоте произношения.
Если вдруг эта часть работы все равно для вас остается сложной и непонятной, тогда попробуем включить в свою деятельность другой вид работы над чувством ритма, который не потребует от вас много усилий или неоправданных затрат и может находить применение как в индивидуальной работе, так и в групповой, подгрупповой.
Второй (после логоритмики) вид работы над чувством ритма — это визуально-ритмические ряды. Сначала необходимо научить ребенка выкладывать просто ряд. Пусть это будет ряд любимых игрушек: машины, кубики, конструктор; затем любых других предметов: карандаши, ложки, сандалии; природный материал: шишки, желуди, каштаны, веточки, листочки и орешки — здесь задействуется и сенсорно-проприоцептивная система; макароны, горох, фасоль — тоже в ряд — дополнительно развиваются щипковый захват и наша любимая мелкая моторика. (Внимание! Использование мелких предметов может быть опасно для здоровья детей, во избежание попадания мелких частей в дыхательные пути, а также во избежание проглатывания их детьми, либо заталкивания в нос, уши, используем этот вид работы только в индивидуальной деятельности, возможно в мини-группе детей, но помним и понимаем, с кем мы работаем и можно ли доверять ребенку/детям игры с данным материалом.)
Чтобы процесс развития или коррекции происходил быстрее и лучше, необходимо замотивировать ребенка. Для этого подбираем и используем игровые приемы: «Припаркуем машины в ряд, чтобы все фары смотрели на тебя», «Построим дорожку от домика петуха к домику зайца, они будут ходить друг к другу в гости. Только дорожка должна быть ровная, чтобы петушок не заблудился», «Помоги котенку выбраться из леса, построй ровную тропинку». Можно также замотивировать ребенка помощью взрослому: «Помоги мне построить тропинку/выложить предметы в ряд. Что-то у меня ничего не получается. Давай я начну, а ты продолжишь». Педагог кладет пару предметов: «Смотри, как у меня ровно, и ты сделай так же», ребенок продолжает выкладывать ряд, педагог: «Какой ты молодец, без тебя я бы не справилась».
Когда ребенок научился выкладывать просто ряд, следующим этапом предлагаем чередование предметов по принципу 1:1. Для этого нужно минимум 8 предметов, по 4 одинаковых, например, кубики и машинки. Педагог начинает ряд: «Машинка — кубик — машинка», а потом просит продолжить ребенка.
Для облегчения задачи сначала пространство можно разделить на окошки (грани), чтобы ребенок мог видеть, где пусто, а где занято. Также на первых этапах желательно предлагать детям абсолютно разные предметы по внешним, визуальным признакам (яблоко и банан, ложка и чашка), потом они могут различаться только формой (круг и квадрат, квадратный лист — прямоугольный лист), только цветом (зеленое и желтое яблоки, красный и синий карандаши) или каким-то одним элементом (низкий стакан — высокий стакан). Выкладывать ряд можно сначала со слуховой подсказкой, проговаривая ребенку: «Ложка — вилка — ложка. Что дальше?» Если этот этап ребенок выполняет достаточно легко, тогда в следующий раз проговаривание не используется. Исключение, если вы автоматизируете звук либо используете лексику для обогащения словарного запаса ребенка — тогда проговаривание оставляем на всех этапах работы. В усложнении визуально-ритмические ряды могут быть в горизонтальной, вертикальной (например, на магнитно-маркерной доске) или круговой плоскости. Круговая — самая сложная.
После того как ребенок усвоил ряд 1:1, предлагаем ему ряды 2:1 (яблоко — яблоко — груша), 1:2 (яблоко — груша — груша), 1:1:1 (яблоко — груша — банан), далее можно варьировать как угодно.
Чем еще полезны визуально-ритмические ряды? На них очень удобно и полезно накладывать моторные программы и цепочки слогов, слов. Ритмические ряды можно включить в любой вид образовательной, игровой, повседневной деятельности, даже в режимные моменты. На них можно обучать ребенка цветам, фигурам, счету, давать новые слова и понятия, закреплять глаголы, развивать пространственно-временные представления, автоматизировать звуки и даже отрабатывать основные виды движений — ходьбу, бег, прыжки. Все зависит от поставленной вами цели.
Предлагаю варианты использования игр с ритмом и визуально-ритмическими рядами в разных видахдетской деятельности. Разноцветные бумажные стаканчики (2—3 цвета, в зависимости от сложности ряда: 1:1 — два цвета, 1:1:1 — три цвета) применяем, ориентируясь на возраст и поставленные задачи.
Вариант 1 — для малышей. Возьмем основные цвета, например, желтый и красный. Чередуем, выстраивая дорожку и проговаривая цвет. Далее можно обыграть следующим образом: по красному стаканчику стучим кулачком, проговаривая «тук-тук», по желтому — пальчиком, «тук-тук». Элементарное задание, решающее множество задач: это активизация речи, закрепление основных цветов, удержание инструкции (развитие памяти), а также переключение в моторном плане (кулачок — пальчик). А если под стаканчики прятать фигурки животных, еще и дополнительный игровой сюжет, развитие словаря и активной речи: «Тук-тук!», «Кто там?», поднимаем стаканчик: «Там коза/миша/лиса/зая».
Вариант 2 — для детей старшего дошкольного возраста. Меняем цвета стаканчиков на красный и розовый. После выстраивания ряда — задание: «Красный крути, розовый переверни. Говори, что делаешь». Ребенок выполняет, проговаривая: «кРасный кРучу, Розовый пеРевоРачиваю». Здесь также можем отметить решение многих задач в одном задании: закрепление цвета и его оттенка, автоматизация звук [р] в словосочетании (подбирать цвета можно по необходимости автоматизации нужного звука: «жеЛтый, саЛатовый»), активизация глагольного словаря (кручу — переворачиваю), удержание двухступенчатой инструкции и ее выполнение, способность завершить начатое дело до конца.
Важно понимать, что стаканы могут заменяться различными фигурами, вырезанными из цветного картона или бумаги (здесь же можем закреплять и название геометрических фигур), и просто подручным природным и бросовым материалом (помимо сенсорной интеграции, закрепляем и различные материалы — дерево, бумага, металл).
С более старшими детьми можно применять словоизменение: «деревянная», «металлическая» (например, чередовать ложки) и добавлять моторную программу: «Деревянной стучу два раза, металлической — три раза» или «Деревянной стучу, металлическую переворачиваю». Можно использовать задание для закрепления предлогов. Берем ватные шарики: «Если ложка металлическая, то кладу В ложку, если деревянная, то ПОД ложку» — для этого ребенку еще необходимо запустить процессы логического мышления и движение, и ложку перевернуть.
Можно чередовать коробочки — большие и маленькие. Отстукивать ритм, используя клавесы или ладони: «Если большая коробочка, стучу громко/быстро, если маленькая — тихо/медленно».
Какие предметы вы будете использовать, зависит только от вашей фантазии, возраста и интереса детей, решаемых на данный момент коррекционных и/или развивающих задач.
Работу над ритмом можно включать даже в перерывах между основными видами образовательной деятельности либо вместо физкультминутки на занятиях.
Как подключить моторику и моторные программы? Предлагаю варианты заданий.
- Использовать коврики, ладошки и следы: резиновые тактильные, вырезанные из фоамирана, фетра, бумаги. Обязательно проклеиваем одну сторону чем-то ребристым, резиновым, чтобы не скользили. Звучит ритмичная музыка — дети шагают и повторяют: «И-ду, и-ду», «Ша-га-ю, ша-га-ю», музыка остановилась — дети остановились: «Сто-ю».
- Чередовать коврики двух цветов — красный и синий. «Шагаю на красный — подпрыгиваю, шагаю на синий — приседаю». Или: «Шагаю на красный — хлопаю внизу, на синий — хлопаю над головой; прыгаю и хлопаю, прыгаю и руки вверх/в стороны» и т. п. Детям очень нравятся подобные задания, так как здесь еще развивается внимательность: «Нельзя ориентироваться на впереди стоящего, а надо запомнить инструкцию и выполнять в соответствии с тем, на каком коврике оказался я».
- С малышами просто ходим, подключая проговаривание: «Топ-топ» или «Иду-иду». По сигналу можно остановиться и хлопнуть в ладоши, проговаривая: «Хлоп!», либо стукнуть кулачками по коленкам (по полу), проговаривая: «Стучу», «Тук-тук».
- В индивидуальной работе можно использовать мягкие мячи, сквиши: «Бери двумя руками, кидай одной, потом второй, хлопай». Задание повторяется 4—6 раз. Закрепляем «лево-право», можно подключить автоматизацию звуков в слоге или слове (кидаю правой — «ша» (шапка), кидаю левой — «шу» (шубка)), дифференциацию (правой — «ла», левой — «ра») и т. п.
- Применять игры на развитие фонематического слуха: «Слышишь звук [с] — приседай, [ш] — подпрыгивай» (Слышишь слог «са» — наступаешь правой ногой на круг слева, а если «со», то наступаешь левой ногой на круг справа), (Шагаешь и одновременно хлопаешь столько раз, сколько слогов в слове).
- Выкладывать ряд: (Шишки левой рукой — произносим «ша», листики правой рукой — «са»).
Вариантов игр огромное множество, как было указано выше, все зависит от вашей фантазии и того, какую коррекционную, а может быть просто образовательную задачу вы ставите перед собой. Играйте и развивайтесь в ритме современной жизни! Интересных игр вам и вашим детям!
Литература
- Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005.
- Блайт Салли Годдард. Хорошо сбалансированный ребенок. Движение и раннее развитие / пер. И. В. Добрыниной. — М.: Национальное образование, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра в развитии ребенка-дошкольника. Из опыта работы воспитателя.
Дидактическая игра в первой младшей группе - главный помощник воспитателя....
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли...
Влияние театрализованной игры на ребенка-дошкольника
консультация...
Игра – как механизм влияния взрослого на мир ребенка-дошкольника
Именно с помощью игры мы, взрослые (педагоги, родители) способны повлиять на ребенка, не ломая его....
Консультация "Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника"
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В конспекте раскрыта тема по влиянию изобразительной деятельности на воспитание и ра...
Доклад на тему "«Влияние современных телекоммуникаций на полноценное развитие ребенка - дошкольника»
. В современном обществе идет борьба на тему «Дети и телевидение, интернет"...
Методическая статья «Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника»
laquo;Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника»Выполнила: Павлова Т.Ю. Вот уже почти столетие де...