Сборник материалов по лексическим темам.
картотека по коррекционной педагогике
Материалы для использования в тетради взаимосвзяи тифлопедагога и воспитателя групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения.
Здесь размещена только часть материалов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Грибы».
Программные задачи:
- Учить собирать разрезные картинки, формировать целостное восприятие объектов природы.
- Развивать зрительное восприятие и внимание.
- Учить ориентировке на микроплоскости листа, понимать заслоненность и удаленность объектов.
Дидактические игры и упражнения:
- Разрезные картинки с изображением грибов из 4 частей.
- «Чего не стало? Что изменилось?»
- «Посадим грибы». Педагог кладет перед ребенком лист, на котором изображено дерево и плоскостные изображения грибов и предлагает «посадить» грибы по его словесной инструкции:
- этот гриб посади справа от дерева;
- этот слева от дерева;
- этот перед деревом;
- этот вдалеке.
В альбоме:
- Обведение через кальку и трафареты (внутренние и внешние).
- «Дорисуй половинку».
- Зашумованные и наложенные изображения.
Зрительная гимнастика:
Шляпки опят, как монетки горят. Дети смотрят вправо, вдаль, влево.
Рябит от шляпок в глазах у ребят. Часто моргают глазами.
Повторить 2 – 3 раза.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Человек. Части тела». (средний возраст)
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с собственным телом, называть части тела, знать, для чего они нужны человеку.
- Закреплять умение находить и называть части тела.
- Раскрывать функциональные возможности организма.
- Учить видеть и понимать эмоции человека.
Дидактические игры и упражнения:
- «Сложи человечка из частей»
- «Чего не хватает?», «Что лишнее?»
- «Грустно или весело?». Набор карточек с лицами людей, отражающими эмоциональное состояние. Педагог предлагает ребенку выбрать грустных и веселых человечков.
В альбоме:
- «Дорисуй, чего не хватает»
- Лабиринт «Что полезно для человека»
- Зашумованные и наложенные изображения.
- Обведение через кальку.
Зрительная гимнастика:
Чтобы глазки зорче были,
И в очках чтоб не ходить,
Эти нужные движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево, вправо побыстрей.
А теперь закроем глазки,
Поморгаем. Кто быстрей?
А теперь вращай по кругу,
Словно стрелочка часов.
Открывай глаза. И снова
На занятье. Будь здоров!
Предварительный просмотр:
Тема: «Игрушки»
Программные задачи:
1. учить различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими терминами;
2. продолжать развивать умение располагать объекты по памяти, учитывая пространственное положение, развивать координацию на микроплоскости;
3. развивать зрительно - моторную координацию.
Дидактические игры и упражнения:
"Чудесный мешочек". Определять на ощупь игрушку. Доставать игрушки по порядку от самой большой до самой маленькой и наоборот, доставать игрушки по инструкции педагога (достань мяч, достань машинку и тд)
"Расставь, как скажу". На полках шкафа или плоскостном изображении расставить игрушки в заданном воспитателем порядке: "Поставь куклу справа от машинки", "Поставь мяч между двумя куклами" и тд.
«Чем похожи, чем отличаются». Сравнить с ребенком пары из игрушек, задавая вопросы, чем игрушки отличаются (похожи). Сравнить игрушку с предметом посуды, овощем книгой и тд.
«Загадаю, отгадай». Педагог загадывает загадки об игрушках или описывает их, а ребенок отгадывает.
В альбоме:
«Соедини по точкам»
«Дорисуй, чего не хватает»
Обведение через кальку
Зашумованные картинки (наложенные изображения)
Раскрашивание контурных изображений.
Зрительная гимнастика:
Ванька-встанька, Ванька-встанька закрывают и открывают глаза.
Приседай-ка, приседай-ка! смотрят вверх – вниз.
Непослушный ты такой, смотрят вправо-влево.
Нам не справится с тобой! зажмуривают глаза.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Мы с мамой лучшие друзья»
Программные задачи:
- Развивать микроориентровку в пространстве, умение действовать по словесной инструкции; закреплять ориентировку в пространстве в различных модальностях.
- Формировать цветовосприятие, умение различать оттенки, относить их к определенному цвету.
- Закреплять умение выделять различные признаки предметов (цвет, размер и тд), выкладывать сериационный ряд.
Дидактические игры и упражнения:
- «Поможем маме». Перед ребенком плоскостное изображение шкафа и картинки посуды (игрушек, продуктов и тд). Педагог предлагает ребенку помочь маме и расставить посуду (игрушки, продукты) по его инструкции:
- Чайник поставь на верхней полке посередине. И тд.
2. «Модницы и модники». Перед ребенком плоскостное изображение мамы и ребенка (возможно использование бумажных кукол) и наборы одежды для мамы и ребенка, совпадающие по цветам и оттенкам. Педагог предлагает нарядить маму и ребенка в одной цветовой гамме. Во время игры педагог объясняет, что светло – красный, темно – красный, алый и др. – это все оттенки красного, поэтому мама и ребенок могут использовать элементы одежды этих цветов и оттенков в своих нарядах.
3. «Бусы для мамы». Выкладывание бус из кругов различных размеров и цветов в определенном повторяющемся орнаменте. Можно использовать настоящие бусины для нанизывания.
В альбоме:
- Наложенные и зашумованные изображения.
- Обведение через кальку, внутренние и внешние трафареты.
- Лабиринты.
- Раскрашивание контурных изображений.
Зрительная гимнастика.
Пальчик к носу движется, Вытянуть вперед руку, следить за
А потом обратно, пальцем, медленно приближая его к носу,
На него посмотреть затем также медленно отодвигая обратно.
Очень нам приятно
А теперь глаза закрой Закрыть глаза, погладить веки.
И погладь руками.
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Мебель» (подготовительная группа)
Программные задачи:
- Развитие зрительного внимания и наблюдательности.
- Развитие ориентировки на макроплоскости и в пространстве; умения обозначать положение предмета в пространстве словесно.
- Развитие целостного восприятия предмета, мышления.
Дидактические игры и упражнения:
- Задание «Какой план комнаты соответствует рисунку? Расскажи». Детям предложены рисунок комнаты, в которой расположена мебель, и карточки со схематичным изображением этой комнаты, из которых только одна схема правильная. Дети анализируют взаимоположение предметов мебели в комнате, расположение окна, двери, используя при этом пространственные термины: у стены справа, прямо посередине, в правом дальнем углу, рядом и т. п. Затем педагог предлагает выбрать схему комнаты, на которой все предметы расположены в соответствии с рисунком. Дети объясняют, в чем несоответствия в расположении предметов на двух других схемах.
- Дидактическая игра «Мебельная мастерская». Соединить части мебели в целое (разрезные картинки). Педагог говорит детям, что в мастерской беспорядок и все детали мебели перепутались и предлагает детям соединить детали.
- Задание «Найди отличия». Детям предлагают два рисунка комнат, на которых одни и те же предметы мебели расположены по-разному. Детям необходимо найти отличия.
- «Найди, что скажу». Педагог предлагает ребенку изображение комнаты, в которой просит его найти определенные предметы.
В альбоме:
- Наложенные изображения и зашумованные картинки.
- Обведение через кальку.
- «Соедини точки, раскрась получившийся предмет».
- Штриховка.
Зрительная гимнастика:
Стул высокий, а стол еще выше, Смотрят вверх – вниз
Есть у каждого свои крыши.
На одном из них сидят, Смотрят вправо – влево
На другом блины едят.
Есть кровать – на ней лежат. Закрывают глаза
А в шкафу белье хранят. Моргают.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Перелетные птицы» (подготовительная группа)
Программные задачи:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие ориентировки на микроплоскости.
- Развитие мелкой моторики, логического мышления.
Дидактические игры и упражнения:
- «Поймай птицу». Педагог перечисляет названия птиц, когда ребенок услышит название перелетной птицы, хлопает - «ловит» птицу.
- Разрезные картинки по лексической теме из 6 – 8 элементов.
- «Рассади птиц на дереве». По инструкции педагога ребенок рассаживает птиц на дереве. Использовать термины «сверху - снизу», «справа - слева», «правее - левее», «между». Педагог просит поменять птиц местами и словесно обозначить их место положение на дереве.
- «Кого не стало?», «Что изменилось?». С усложнением. Педагог выставляет одновременно до 8 картинок перелетных птиц. В игре «Кого не стало?» убирает сначала одну картинку, потом 2, постепенно доводя количество убранных картинок до 4-5. Аналогично проводится игра «Что изменилось?».
В альбоме:
- Наложенные изображения и зашумованные картинки.
- Лабиринты.
- «Дорисуй, чего не хватает».
- Обведение через кальку.
Зрительная гимнастика:
Из скворечника торчат (круговые движения глазами)
Глазки маленьких скворчат (круговые движения глазами)
Глазик – раз (моргнуть правым глазом)
Глазик – два (моргнуть левым глазом)
Лапки (взгляд вправо), клювик (влево), голова (вверх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».
Непосредственно образовательная деятельность, включающая 10 образовательных областей....

Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"
Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...

Сборник заданий по лексическим темам
Материал сборника будет интересен учителям-логопедам, воспитателям и будущим педагогам....

Материалы по лексической теме "Веселый огород"
В данной статье представлены материалы по лексической теме "Овощи", входят различные гимнастики (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная), стишки, загадки, раскраски, различные задания для...

Сборник раскрасок по лексическое теме Семья
Сборник раскрасок по лексическое теме СемьяДля домашних заданий по логопедии, и просто для использования для тренировки мелкой моторики у детй при штриховке карандашами...