Доклад по теме самообразования "«Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по теме самообразования.
ФИО | Куропаткина Наталья Геннадьевна |
Образование | Высшее. -Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева ,1999г. Специальность: «Педагогика и психология детства». Квалификация: «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». - Магистратура СФУ 2015-2017 Кафедра «Педагогическое образование» «Социально-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов» |
Тема самообразования | Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ |
Актуальность, изучаемые вопросы | #1048;зучение современных технологий, методов и форм работы с детьми с ОВЗ, средствами арт-терапии. #1057;бор информационных материалов для создания кейса «Арт-техники в работе с детьми с ОВЗ». Издание статьи. |
Дата начала работы | |
Дата окончания работы | |
Цель работы по теме самообразования | Изучение и практическое применение эффективных форм и методов работы с детьми с ОВЗ средствами арт-терапии. |
Реализуемые задачи в ходе работы над темой самообразования |
|
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой самообразования |
|
Предполагаемый результат, практические выходы | #1056;азработка кейса по теме самообразования. 2. Подготовка статьи по теме «Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». |
Доклад по теме самообразования
«Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
Воспитателя Куропаткиной Н.Г.
В ходе работы над темой самообразования были изучены труды авторов, по теме «Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ», а так же статьи из источников интернет-ресурсов по данной теме.
(Войтенко, Е. И. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ / Е. И. Войтенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 216-218. — URL: ) и др.
В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.
Арт-терапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность детей в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости.. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты) уступают место инициативности, творчеству.
- Огромным преимуществом применения элементов арт-терапии в работе с детьми является то, что она не требует от воспитанников каких-либо способностей к творчеству, рисованию, музыке или др. видам деятельности, вся работа фокусируется не на результате, а на процессе.
Для ребёнка творчество – это его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях.
Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Арт-терапия имеет огромное количество положительных сторон, воздействуя на ребенка мягко и незаметно. К тому же, творчество умеет развивать и исцелять внутренний мир человека.
Нашим детям очень трудно подобрать слова, чтобы выразить, что они чувствуют, сказать о своих тайных желаниях или страхах. А бывает, они совсем перестают разговаривать, замыкаются в себе. И выход здесь совсем простой– нужно предложить ребенку поиграть вместе! Играя, дети испытывают удовольствие и чувствует себя свободными, не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно. Поэтому для детей с ОВЗ естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности. На это и направлена арт-терапия (терапия искусством), основная цель которой – творческое самовыражение личности.
Арт-терапия рекомендуется:
- при детской агрессии,
- гиперреактивности или наоборот - пассивности,
- детского энуреза,
- замкнутости,
- депрессии,
- повышенной тревожности.
В настоящий время создано большое количество разнообразных арт-терапевтических техник и методов, позволяющих обеспечить наиболее полное развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, среди которых особенно следует выделить следующие:
Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками, а так же обычными бытовыми предметами — пластиковые трубочки, губки, нитки, бусы, ватные палочки и т. д. с применением таких методик, как кляксография; пластилинография; композиции из цветного песка; рисование солью по мокрому; рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткография; «рисование» крупой); и др
Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
Песочная терапия.
Терапия водой.
Игротерапия.
Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
Музыкотерапия
Танцевально-двигательная терапия.
Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Изотерапия | Лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию. |
Музыкотерапия | Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие. |
Игровая терапия | Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью. |
Сказкотерапия | Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок). Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника. |
Песочная терапия | Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему. |
Имаготерапия | Театрализация психотерапевтического процесса. Занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности. |
Все методы и техники Арт-терапии гармонично вписываются в любой образовательный процесс, в любую специально организованную, досуговую или свободную деятельность ребенка, в процессе которой, посредством художественного творчества, раскрывается внутренний мир каждого ребенка, и очень благотворно эти занятия сказываются на детях с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".
Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....
Доклад на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста».
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".
Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду. Песочная терапия....
Фотоколлаж как средство арт-терапии в работе с детьми
рекомендации для родителей и педагогов...

Доклад на тему: Использование игровых технологий в коррекционной развивающей работе с детьми ТМНР
Доклад на методическом объединении...

Доклад на тему: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста"
Каждый ребёнок по своей природе – творец и экспериментатор. Формирование многократной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей он...

Мастер- класс для педагогов на тему: "Нейрографика как метод арт- терапии в работе с детьми дошкольного возраста "
Конспект данного мастер- класса содержит основные понятия и правила применения нейрографики с детьми дошкольного возраста. Применение этого метода может способствует снижению уровня тревоги и страхов ...