Доклад по теме самообразования "«Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Куропаткина Наталья Геннадьевна

В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по теме самообразования.

ФИО

Куропаткина Наталья Геннадьевна

Образование

Высшее.

-Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева ,1999г. Специальность: «Педагогика и психология детства». Квалификация: «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии».

- Магистратура СФУ 2015-2017

Кафедра «Педагогическое образование»

«Социально-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов»

Тема самообразования

Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ

Актуальность, изучаемые вопросы

#1048;зучение современных технологий, методов и форм работы с детьми с ОВЗ, средствами арт-терапии.

#1057;бор информационных материалов для создания кейса «Арт-техники в работе с детьми с ОВЗ». Издание статьи.

Дата начала работы

Дата окончания работы

Цель работы по теме самообразования

Изучение и практическое применение эффективных форм и методов работы с детьми с ОВЗ средствами арт-терапии.

Реализуемые задачи в ходе работы над темой самообразования

  1. Выявить наиболее эффективные арт-терапевтические техники в работе с детьми с ОВЗ.
  2. Определить организационно-педагогические условия, способствующие творческому развитию и самовыражению детей, средствами арт-терапевтических практик.
  3. Способствовать повышению уровня социализации детей, межличностного общения и эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой самообразования

  1. Изучение научно-методической литературы, методических разработок, публикаций, интернет-ресурсов по теме самообразования.
  2. Подбор материалов для практической работы с детьми.
  3. Организация и проведение занятий, с включением разнообразных техник арт-терапии в учебную и свободную деятельность детей с овз.

Предполагаемый результат, практические выходы

#1056;азработка кейса по теме самообразования.

2. Подготовка статьи по теме «Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ».

Доклад по теме самообразования

«Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Воспитателя Куропаткиной Н.Г.

В ходе работы над темой самообразования были изучены труды авторов, по теме «Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ», а так же статьи из источников интернет-ресурсов по данной теме.

(Войтенко, Е. И. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ / Е. И. Войтенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 216-218. — URL: ) и др.

В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Арт-терапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность детей в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости.. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты) уступают место инициативности, творчеству.

  • Огромным преимуществом применения элементов арт-терапии в работе с детьми является то, что она не требует от воспитанников каких-либо способностей к творчеству, рисованию, музыке или др. видам деятельности, вся работа фокусируется не на результате, а на процессе.

Для ребёнка творчество – это его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях.

Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Арт-терапия имеет огромное количество положительных сторон, воздействуя на ребенка мягко и незаметно. К тому же, творчество умеет развивать и исцелять внутренний мир человека.

Нашим детям очень трудно подобрать слова, чтобы выразить, что они чувствуют, сказать о своих тайных желаниях или страхах. А бывает, они совсем перестают разговаривать, замыкаются в себе. И выход здесь совсем простой– нужно предложить ребенку поиграть вместе! Играя, дети испытывают удовольствие и чувствует себя свободными, не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно. Поэтому для детей с ОВЗ естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности. На это и направлена арт-терапия (терапия искусством), основная цель которой – творческое самовыражение личности.

Арт-терапия рекомендуется:

- при детской агрессии,

- гиперреактивности или наоборот - пассивности,

- детского энуреза,

- замкнутости,

- депрессии,

- повышенной тревожности.

В настоящий время создано большое количество разнообразных арт-терапевтических техник и методов, позволяющих обеспечить наиболее полное развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, среди которых особенно следует выделить следующие:

Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками, а так же обычными бытовыми предметами — пластиковые трубочки, губки, нитки, бусы, ватные палочки и т. д. с применением таких методик, как кляксография; пластилинография; композиции из цветного песка; рисование солью по мокрому; рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткография; «рисование» крупой); и др

Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.

Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.

Песочная терапия.

Терапия водой.

Игротерапия.

Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.

Музыкотерапия

Танцевально-двигательная терапия.

Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.

Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.

МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Изотерапия

Лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию.

Музыкотерапия

Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игровая терапия

Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок). Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Имаготерапия

Театрализация психотерапевтического процесса. Занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Все методы и техники Арт-терапии гармонично вписываются в любой образовательный процесс, в любую специально организованную, досуговую или свободную деятельность ребенка, в процессе которой, посредством художественного творчества, раскрывается внутренний мир каждого ребенка, и очень благотворно эти занятия сказываются на детях с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

Доклад на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста».

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

Фотоколлаж как средство арт-терапии в работе с детьми

рекомендации для родителей и педагогов...

Доклад на тему: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста"

      Каждый ребёнок по своей природе – творец и экспериментатор. Формирование многократной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей он...

Мастер- класс для педагогов на тему: "Нейрографика как метод арт- терапии в работе с детьми дошкольного возраста "

Конспект данного мастер- класса содержит основные понятия и правила применения нейрографики с детьми дошкольного возраста. Применение этого метода может способствует снижению уровня тревоги и страхов ...