Выступление из опыта работы «Развитие речи и движений у детей 6-7 лет»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Логопедический практикум:
Развитие речи и движений у детей 6-7 лет
Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития.
Физиологическое развитие детей 7-го года жизни в онтогенезе
В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Речевое развитие детей 7-го года жизни в онтогенезе
Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.
Особенности двигательного и речевого развития детей с речевыми нарушениями 7-года жизни
При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, наблюдается отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижении темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук (мелкой), мимической, артикуляционной.
Взаимосвязь двигательного и речевого развития детей 7-года жизни
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), как и их нарушения, идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Развитие движения и речи у детей 6-7 лет
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять названий..»? Ее можно проводить на любом лексическом материале. (животные, птицы, одежда, мебель и т.д.) Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
- «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)
- «Один-много» (образование мн.ч.сущ. в Р. п)
- «Какой сок» (образование относительных прилагательных)
- «Скажи наоборот» (использование антонимов)
- «Назови детеныша»
2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой следующему.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги - обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числит. и согласование словосочетания прилаг. с сущ. с числит.) Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч, пересчитывая различные предметы: пуговицы, длинноногих страусов, березовые листья,
«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч. Проворонила ворона вороненка.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.
Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
На звук Р: дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор.
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
На звук Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет звук С в слове на звук Ш:
сутки-шутки Крыса-крыша Миска-мишка
Марс-марш Сок-шок Споры-шпоры
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. - оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.
Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний:
«Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком.
«Топ-топ» - топают ножки.
«Га-га-га» - хлопают «крыльями».
«Тик-так» - наклоны в стороны
Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Проговаривать в сочетании с речью можно и скороговорки.
У зайки Бубы заболели зубы, заболели зубы у зайки Бубы.
Сидели две вороны, клевали макароны, у одной вороны длиннее макароны, у другой вороны короче макароны.
Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого педагога своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и рекомендовать воспитателям использовать на прогулке и во время игр в группе.
Стоит отметить важный момент: стихотворения, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Тогда текст запомнится быстрее, т.к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.
Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогает преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
На занятиях отрабатывается ритмическая (слоговая) структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного речевого материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Педагоги, воспитатели могут использовать элементы логоритмики на разных этапах занятий: перед началом занятия для активизации внимания, в процессе занятия (как динамическую паузу), после занятий, во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений, которые можно найти в издании Н.В. Микляевой, О.А. Полозовой, Ю.Н. Родионовой «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов», изд. «Айрис-Пресс», 2006г. Например:
- звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны.
- О - руки с напряжением в стороны,
-УУУ - руки вперед ладони повернуты от себя,
- ИИИ - указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаются высоко, встать на носочки,
- РРР - руки перед собой двигаются кисти,
- СССС - надавливаем на насос,
- ЛЛЛЛ – фонарики и т.д.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.
Из своего опыта могу сказать, что второй год обращаюсь к методической литературе Натальи Валентиновны Нищевой. Рабочую программу я составляла на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», одобренной Федеральным институтом развития образования (ФИРО) и имеющей достаточное методическое обеспечение: книги «Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики. 3-7лет. ФГОС», Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду (+CD). ФГОС» и картотеки «Подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. ФГОС»,
«Весёлой пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития мелкой моторики. ФГОС», «Весёлой мимической гимнастики. ФГОС», «Новых логопедических распевок, музыкальных пальчиковых гимнастик, подвижных игр. ФГОС (+CD)», и «Тетради взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности. ФГОС».
Приведу пример из «Тетради взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности» Н.В. Нищевой.
Лексическая тема «Домашние животные»
Подвижная игра «Пес» Дремлет в будке старый пес. Как зовут его? Барбос! Сад вишневый охраняет, Если кто войдет, поймает. Мы его перехитрим, Мимо будки пробежим. Раз, два, три, Барбос, лови! Н.В. Нищева | В центре группы на корточках сидит ребенок-«пес». Дети свободно двигаются по группе, бегают, прыгают. Поскоками двигаются к ребенку – «псу». Скачут вокруг «пса», дразнят его. На слово «лови» ребенок – «пес» кидается пятнать детей. Дети убегают за линию в дальнем конце группы. |
Лексическая тема «Обувь» | |
Пальчиковая гимнастика «В прихожей»
На полке в прихожей по парам стоят Ботинки и тапки — две пары подряд. Сапожки, и туфли, и папины кеды, И тапочки мамы и шлёпанцы деда, А рядом мои босоножки, Кроссовки братишки Серёжки И красные туфли на шпильке, Что папа купил нашей Лильке. | Дети ритмично хлопают в ладоши
Загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке (Усложненный вариант: собирают карандаши или счетные палочки то правой, то левой рукой) |
Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом не возникает быстрой утомляемости.
Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции детей 6-7 лет.
Литература
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
- Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.
- Галкина И.А. Особенности развития ребенка 6-7 лет. [Электронный ресурс: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/145-osobennosti-razvitiya-rebenka-6-7-let. Доступ по ссылке: 18.10.2021г]
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищев В.М. Нищева Н.В. Веселые подвижные игры. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищев В.М. Нищева Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. ФГОС. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г.
- Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности. ФГОС. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
- Сайкина Е.Г., Фрилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! / Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.razvitie_dvizheniya_i_rechi_lovygina_oyu_21.10.2021g.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 города Шатуры Городского округа Шатура»
Выступление из опыта работы на ММО логопедов
на тему:
Логопедический практикум:
«Развитие речи и движений у детей 6-7 лет»
Подготовила и провела:
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 5 города Шатуры»
Ловыгина Оксана Юрьевна
г. Шатура
Октябрь 2021г
Логопедический практикум:
Развитие речи и движений у детей 6-7 лет
Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития.
Физиологическое развитие детей 7-го года жизни в онтогенезе
В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Речевое развитие детей 7-го года жизни в онтогенезе
Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.
Особенности двигательного и речевого развития детей с речевыми нарушениями 7-года жизни
При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, наблюдается отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижении темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук (мелкой), мимической, артикуляционной.
Взаимосвязь двигательного и речевого развития детей 7-года жизни
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), как и их нарушения, идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Развитие движения и речи у детей 6-7 лет
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять названий..»? Ее можно проводить на любом лексическом материале. (животные, птицы, одежда, мебель и т.д.) Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
- «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)
- «Один-много» (образование мн.ч.сущ. в Р. п)
- «Какой сок» (образование относительных прилагательных)
- «Скажи наоборот» (использование антонимов)
- «Назови детеныша»
2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой следующему.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги - обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числит. и согласование словосочетания прилаг. с сущ. с числит.) Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч, пересчитывая различные предметы: пуговицы, длинноногих страусов, березовые листья,
«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч. Проворонила ворона вороненка.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.
Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
На звук Р: дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор.
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
На звук Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет звук С в слове на звук Ш:
сутки-шутки Крыса-крыша Миска-мишка
Марс-марш Сок-шок Споры-шпоры
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. - оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.
Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний:
«Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком.
«Топ-топ» - топают ножки.
«Га-га-га» - хлопают «крыльями».
«Тик-так» - наклоны в стороны
Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Проговаривать в сочетании с речью можно и скороговорки.
У зайки Бубы заболели зубы, заболели зубы у зайки Бубы.
Сидели две вороны, клевали макароны, у одной вороны длиннее макароны, у другой вороны короче макароны.
Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого педагога своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и рекомендовать воспитателям использовать на прогулке и во время игр в группе.
Стоит отметить важный момент: стихотворения, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Тогда текст запомнится быстрее, т.к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.
Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогает преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
На занятиях отрабатывается ритмическая (слоговая) структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного речевого материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Педагоги, воспитатели могут использовать элементы логоритмики на разных этапах занятий: перед началом занятия для активизации внимания, в процессе занятия (как динамическую паузу), после занятий, во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений, которые можно найти в издании Н.В. Микляевой, О.А. Полозовой, Ю.Н. Родионовой «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов», изд. «Айрис-Пресс», 2006г. Например:
- звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны.
- О - руки с напряжением в стороны,
-УУУ - руки вперед ладони повернуты от себя,
- ИИИ - указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаются высоко, встать на носочки,
- РРР - руки перед собой двигаются кисти,
- СССС - надавливаем на насос,
- ЛЛЛЛ – фонарики и т.д.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.
Из своего опыта могу сказать, что второй год обращаюсь к методической литературе Натальи Валентиновны Нищевой. Рабочую программу я составляла на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», одобренной Федеральным институтом развития образования (ФИРО) и имеющей достаточное методическое обеспечение: книги «Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики. 3-7лет. ФГОС», Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду (+CD). ФГОС» и картотеки «Подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. ФГОС»,
«Весёлой пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития мелкой моторики. ФГОС», «Весёлой мимической гимнастики. ФГОС», «Новых логопедических распевок, музыкальных пальчиковых гимнастик, подвижных игр. ФГОС (+CD)», и «Тетради взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности. ФГОС».
Приведу пример из «Тетради взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности» Н.В. Нищевой.
Лексическая тема «Домашние животные»
Подвижная игра «Пес» Дремлет в будке старый пес. Как зовут его? Барбос! Сад вишневый охраняет, Если кто войдет, поймает. Мы его перехитрим, Мимо будки пробежим. Раз, два, три, Барбос, лови! Н.В. Нищева | В центре группы на корточках сидит ребенок-«пес». Дети свободно двигаются по группе, бегают, прыгают. Поскоками двигаются к ребенку – «псу». Скачут вокруг «пса», дразнят его. На слово «лови» ребенок – «пес» кидается пятнать детей. Дети убегают за линию в дальнем конце группы. |
Лексическая тема «Обувь» | |
Пальчиковая гимнастика «В прихожей» На полке в прихожей по парам стоят Ботинки и тапки — две пары подряд. Сапожки, и туфли, и папины кеды, И тапочки мамы и шлёпанцы деда, А рядом мои босоножки, Кроссовки братишки Серёжки И красные туфли на шпильке, Что папа купил нашей Лильке. | Дети ритмично хлопают в ладоши Загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке (Усложненный вариант: собирают карандаши или счетные палочки то правой, то левой рукой) |
Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом не возникает быстрой утомляемости.
Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции детей 6-7 лет.
Литература
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
- Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.
- Галкина И.А. Особенности развития ребенка 6-7 лет. [Электронный ресурс: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/145-osobennosti-razvitiya-rebenka-6-7-let. Доступ по ссылке: 18.10.2021г]
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищев В.М. Нищева Н.В. Веселые подвижные игры. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищев В.М. Нищева Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. ФГОС. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г.
- Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности. ФГОС. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
- Сайкина Е.Г., Фрилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! / Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы. "Развитие экологического восприятия детей старшего дошкольного возраста через познание окружающего мира на прогулках".
Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам....
Выступление из опыта работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней....
Выступление из опыта работы «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
опыт работы с детьми от 3 до 4 лет...
Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"
Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....
Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...
Выступление из опыта работы «Развитие музыкального исполнительства, импровизации, творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыки....