Семинар – практикум для педагогов «Конструктивное общение с родителями».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Семинар-практикум для педагогов "Конструктивное общение с родителями". Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Речь - мощный инструмент воздействия на аудиторию, партнера. Через речь мы обозначаем свою роль, статус, свою позицию, осуществляем обмен информацией. Грамотная речь, знание особенностей коммуникации имеют особое значение для представителей профессий человек-человек. Отсутствие качественного контакта между педагогом и родителем и воспитанником существенно снижает эффективность педагогического воздействия. Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktivnoe_obshchenie_s_roditelyami.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Конструктивное общение с родителями».
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Средства и способы: памятки на каждого воспитателя, Тест для самооценки затруднений в общении с родителями, ручки, мультфильм «Моя жизнь», ситуации написанные на листках, релаксационная музыка для упражнения «Улыбка»
Время: 40 минут.
Ход семинара:
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
1. Вступление
Речь - мощный инструмент воздействия на аудиторию, партнера. Через речь мы обозначаем свою роль, статус, свою позицию, осуществляем обмен информацией. Грамотная речь, знание особенностей коммуникации имеют особое значение для представителей профессий «человек-человек». Отсутствие качественного контакта между педагогом и родителем и воспитанником существенно снижает эффективность педагогического воздействия.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
2. Барьеры коммуникации в условиях образовательного учреждения
Рассмотрим часто встречающиеся стереотипы поведения родителей и их взаимоотношениях с педагогами.
Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа»
Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.
Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада.
Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.
За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их проблемам.
Многие дети, посещающие детский сад, имеют специфические трудности в поведении, которые требуют от воспитателя специальных навыков работы. Это дети с энурезом; плохо адаптируемые к условиям пребывания в группе; гипперактивные; робкие; невротичные; агрессивные и т.д. проблемы детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями – особый разговор и часто «головная боль» воспитателя, педагога.
Воспитатель и родитель иногда могут совершенно по-разному смотреть на одну и ту же проблему ребенка. Важно! От воспитателей в таких ситуациях требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.
Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных типах поведения воспитателей.
Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.
Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.
Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.
Педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка.
Воспитателям предлагает подумать, какой тип поведения наиболее соответствует их действиям.
Тест для самооценки затруднений в общении с родителями.
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, ставьте ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оцепить однозначно, обведите их порядковый помер кружком.
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей.
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка.
3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения.
4.Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение.
6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения.
7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями.
8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей.
9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр.
10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству.
11.Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии.
12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома) размышлять над мотивами его поведения.
13.Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье.
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной и пр. литературы по семейному воспитанию.
16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений.
17. Удается объединить родителей при решении различных вопросов, создавая атмосферу общности интересов (родителей и педагогов).
18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах.
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями.
20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями.
Ключ к тесту.
Суждения распределяются по трем группам.
1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей
(суждения. № 1; 10; 11; 13; 16; 17).
2.Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (№ 3; 4; 5; 6; 7; 8).
3. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями
(№2; 9: 12; 14; 15; 18).
Подсчитывается количество ответов «Нет» в каждой группе суждений. Три и более таких ответов могут считаться основанием для помощи в выявленных затруднениях. Ответы, обведенные кружком, так же могут рассматриваться как запрос о помощи.
Об искренности ответов, в определенной мере, можно судить по сходству двух последних суждений (№ 19 и № 20).
Эффективные техники речевого общения
«Я-высказывания»
Томас Гордон (Gordon T, 1975) предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я-высказывании», или на «Я-послании». Оно не содержит в себе, в отличие от «Ты-посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.
«Я-высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению.
Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения «Я-высказывания»:
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).Например: «Когда Дима на мою просьбу убери машинку в шкафчик ответил: "Я хочу в нее поиграть. "» (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование убрать машинку.»).
2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с его ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно, а выразить свои чувства: «Я расстроилась.», «Я рассердилась.», «Я был возмушена.».
3. Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что дети не приносили в детский сад игрушки.».
4. Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас проконтролировать Диму, чтобы он не приносил игрушки из дома, т. к. игрушки дорогие и дети могут их сломать, а Дима очень расстраивается из-за этого».
Решите ситуации с помощью техники «Я - высказывание» (с учетом значимых ценностей родителей).
1. Родители регулярно опаздывают в детский сад и приходят после зарядки и завтрака. На вопрос почему вы так приходите родители отвечают - «Так удобно».
2. Дети играли в игру, не поделили игрушку и подрались. Во время драки Ваня поцарапал Сережу.
3. Маша на улице не играет с детьми в песочнице. Каждую прогулку сидит на скамейки или ходит с воспитателем. На вопрос педагога «Маша почему ты не играешь с детьми?» Маша отвечает «Мне мама не разрешает пачкаться. Она будет меня ругать».
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение, ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.
Игра «Умение четко и ясно выражать свою мысль»
Инструкция: Одному из членов команды дается набор слов, написанный на листе бумаги. В течение двух минут он должен объяснить членам своей команды как можно больше слов, не называя их, например: детский сад – это место нашей работы,ведущая деятельность дошкольников–игра.
Воздушный шар, конструктор, мяч.
Дерево, пальма, береза.
Яблоко, груша, банан.
Самолет, ракета, машина.
Лыжи, снегокат, коньки.
Звук, буква, предложение.
Дошкольник, школьник, подросток.
Логопед, воспитатель, заведующий.
Аттестация, президент, выборы.
Педагог-психолог: Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения.
Задание «Письмо»
Для этой игры необходимо пятеро участников, четверо уходят в соседнюю комнату, а для оставшегося участника ведущий зачитывает письмо. Затем в помещение приглашается педагог из соседней комнаты, а первому участнику предлагается пересказать текст письма, и так поочерёдно.
«Письмо»
Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.
Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».
Вывод: Информация с большей вероятностью будет верно воспринята при условии её непосредственной передачи («из уст в уста»). Любую информацию важно перепроверять лично - выслушать всех участников конфликта (детского и взрослого). Необходимый компонент во взаимодействии воспитателя с родителями - обратная связь. Пример: В завершении родительского собрания уточняющие фразы «Итак, в итоге…», «Мы с вами обозначили сложности/ варианты решения..», «Ответила ли я на ваш вопрос?»
«Давайте, уточним, к чему в итоге мы приходим / что является критерием успешности нашей работы…»
Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь» (5 минут)
Мультфильм снят режиссером Натальей Березовской в 2000 году. Главный герой – маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.
В ходе обсуждения педагоги приходят к выводу, что мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон», представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.
Релаксационное упражнение «Улыбка». (3 минуты)
Психолог: «Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Давайте попробуем выполнить вместе
Ритуал прощания
Ведущий: На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Желаю вам успехов в работе .
Памятка
ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находите возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т.е. в форме «Я –высказывания».
- Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице. Тогда ваши слова будут услышаны.
- Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития.
- Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника.
- К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
- Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими , какие они есть , и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"
Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....
Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.
Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...
Семинар-практикум для педагогов "Конструктивное поведение в конфликте"
Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи: обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь уча...
Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение с родителями»
Семинар направлен на повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. В ходе семинара познакомятся с методами предупрежд...