Нравственное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
презентация по коррекционной педагогике

Презентация материалы об особенностях нравственного воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_avtosokhranenny_wecompress.com_.pptx559.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Выполнила: Буянская Анастасия Павловна

Слайд 2

Нравственное воспитание Нравственное развитие ребенка уже на протяжении многих столетий рассматривается в педагогике как важнейший компонент в структуре его личности. Это закономерно, поскольку на протяжении своего развития человеческое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не только соблюдали складывающиеся в нем нормы и правила взаимоотношений с окружающей средой, но становились активными его членами и отождествляли себя с ним. Нравственное развитие отражает изменения в представлениях, взглядах, чувствах и отношениях ребенка к себе и окружающему миру, в опыте его поведения и взаимодействия со средой (социальной, природной и предметной). Эти изменения начинают происходить с первых месяцев жизни под влиянием общения с окружающими людьми в семье и в ближайшем окружении, а также целенаправленной работы, которую осуществляет дошкольное учреждение в рамках организованного процесса воспитания Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества . Нравственное качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания . Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.) .

Слайд 3

Механизм, цели и задачи нравственного воспитания Механизм нравственно­го воспитания : (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Цель нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом Привитие моральных ценностей, нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности. Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы: 1 группа : задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.) . 2 группа : задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Слайд 4

* В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи: - нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скром­ности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.; - нрав­ственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду; - нравственных привычек и норм - куль­турного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дис­циплинированности, трудолюбия и т. д.; -практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока: - воспитание гуманных чувств и отношений; - воспитание начал патриотизма и интернационализма; - воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться; - воспитание начал коллективизма.

Слайд 5

Нравственное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Нравственное содержание, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, представляет собой очень сложную часть содержания общественноисторического опыта в силу того, что оно имеет отвлеченный характер, фиксировано в слове, не имеет однозначного отражения в наглядных формах, многие нормы и правила проявляются весьма разнообразно и неоднозначно. Это объективно делает нравственное содержание очень трудным для усвоения детьми с интеллектуальной недостаточностью на фоне имеющихся у них нарушений в эмоциональной и познавательной сфере. Вместе с тем, направленность воспитания на обеспечение им возможности интегрироваться в общество, ставит нравственное воспитание на вершину всего педагогического процесса. Нравственное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на их нравственное развитие. У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения . Комплексное решение этих задач позволит ребенку с интеллектуальной недостаточностью успешно функционировать в обществе, не отличаясь от своих сверстников.

Слайд 6

Пути решения задач нравственного воспитания В дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью используются два взаимосвязанных друг с другом пути решения задач нравственного воспитания – путь общий и путь специфический. В решении задач нравственного воспитания ведущее место занимает общий путь. Он заключается в том, что задачи нравственного развития ребенка решаются в рамках специально организованных мероприятий, направленных на решение задач физического, умственного, эстетического и трудового воспитания. В дошкольном возрасте специфический путь практически не используется, что обусловлено, с одной стороны, синкретичностью детского развития, а, с другой – спецификой содержания, которое растворяется во всех сторонах окружающей действительности, и связано со всеми видами детской деятельности . Методы нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта принято классифицировать на две основные группы: методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания . К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения. Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности: учебной, общественно-полезной, трудовой, игровой и т.д

Слайд 7

Возможность решения задач нравственного воспитания обеспечивается программным содержанием. В обновляемых программах дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью содержание всех образовательных областей в совокупности позволяет успешно осуществлять нравственное развитие детей. Так, содержание образовательных областей «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» обеспечивает возможность целенаправленного формирования системы нравственных представлений, опыта нравственного поведения и качеств личности. Активизацию нравственных чувств и отношений обеспечивает содержание областей, связанных с формированием всех видов деятельности: игровой («Социализация»), трудовой («Труд»), изобразительной («Художественное творчество») и музыкальной («Музыка»).

Слайд 8

Взаимодействие со взрослым Основным условием успешного нравственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является взаимодействие взрослого с ребенком, основанное не совместной деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, музыкальной, трудовой, познавательноисследовательской ) в условиях специально организованного образовательного процесса, режимных моментов и взаимодействия с семьями детей. Это также отражает специфику нравственного развития любого дошкольника, которое характеризуется, во-первых, гетерономностью , т.е. зависимостью от внешних воздействий, организованных взрослыми, сохраняющуюся у детей с интеллектуальной недостаточностью в школьном возрасте, и, во-вторых, непрерывностью, поэтому любой момент его взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, любая организованная и свободная деятельность в окружающем пространстве является для него бесценным опытом.

Слайд 9

Формирование нравственного поведен ия В контексте решения задач нравственного воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью особую значимость имеет работа по формированию у них опыта нравственного поведения. Этот опыт формируется непосредственно в образовательном процессе, связанным с процессом развития игровой, изобразительной, музыкальной и элементарной трудовой деятельности, в процессе режимных моментов специально создаваемых и спонтанно возникающих ситуаций . Это вполне возможно в связи с тем, что, дети с нарушениями интеллекта хотят соответствовать предъявляемым к ним требованиям, заслужить похвалу взрослого, избежать неуспеха. Однако эти привычки правильного поведения не могут стать подлинно нравственными, если параллельно не будет проводиться работа по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств. Нравственные представления в повседневной жизни детьми усваиваются с трудом. Они требуют коррекционной работы. Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, показывать необходимость нравственных поступков, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления детей с нарушениями интеллекта стали подлинными, действенными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее. Кроме того, необходимо специально создавать ситуации, в которых практически реализуются нравственные представления, полученные детьми в процессе занятий.

Слайд 10

Еще более сложным оказывается формирование нравственных чувств . Адекватные нравственные чувства у ребенка могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений. Они связаны с правильной оценкой ситуации. Между тем оценка ситуации часто оказывается у дошкольников с нарушениями интеллекта неверной. Дети с нарушениями интеллекта не только не умеют оказывать помощь, но часто не умеют и принимать ее. Например, если один ребенок долго не может справиться с порученным делом - убрать игрушки на место - ив помощь ему воспитатель посылает другого ребенка, то первый принимает как замену, а не как помощь, и сам уходит. Чтобы ликвидировать такое положение, нужно проводить работу в нескольких направлениях. + Прежде всего повседневно анализировать и обобщать опыт самих детей, стараясь не пропускать ни одной ситуации, в которой нравственные нормы соблюдаются или нарушаются. Если ребенок, чтобы взять свое пальто из шкафа, отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же высокий мальчик помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, когда все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух-трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Но и этого мало. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Очень часто бывает, к примеру, что воспитатель сам завязывает шарфы всем детям. Вместе с тем он может поручить детям завязывать шарфы друг другу, при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу. В дальнейшем, когда такой образец будет сформирован на доступном детям материале, их представления необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров - сказок, рассказов, вырабатывать социальные мотивы поведения, желание быть полезным не только друг другу, но и обществу.

Слайд 11

Игра как средство нравственного воспитания Самым действенным средством формирования опыта нравственного поведения у дошкольников является игра, и, прежде всего, ее основные виды: сюжетно-ролевая и театрализованная игра. Они создают условия для моделирования в доступной пониманию ребенка форме способов правильного поведения и отношений между людьми в конкретных ситуациях семейной жизни («Кукла Маша обедает», «В гостях у бабушки», «День рождения мамы» и др.), в общественных местах («Магазин», «Почта», «Поликлиника») и др. Помимо этого, театрализованная игра очень значима для формировании у детей способности видеть эмоциональные состояния и отношения окружающих людей и животных, способов выражения собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих, а также способов выражения отношений к близким людям, к сверстникам, животным, предметам и т.п.

Слайд 12

+ Несомненную ценность для развития опыта нравственного поведения и отношений имеют все виды продуктивной деятельности: труд (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе), рисование, лепка аппликация и конструирование. Во всех формах их организации ребенок вступает в реальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, испытывает подлинные чувства и выражает их, приобретая реальный личный опыт, который с помощью взрослых сможет использовать и в других ситуациях.

Слайд 13

Обучение труду Одной из основных задач нравственного воспитания - воспитание готовности к труду. Трудолюбие, потребность трудиться являются одним из главных свойств личности человека. Все эти качества необходимо прививать воспитанникам специальных дошкольных учреждений. Педагоги и родители должны прививать детям потребность трудиться, умение находить удовлетворение и радость в труде, трудиться в коллективе, воспитывать чувство гордости за результат своего личного труда и труда сверстников. Любовь к труду предполагает определенный комплекс личностных свойств и качеств, где важное место занимает интерес к порученному делу, добросовестность, ответственность, настойчивость в достижении намеченных целей. В труде большие возможности для того чтобы учить детей планировать свои действия: что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, что к старшему дошкольному возрасту позволяет добиться и появления элементов самоконтроля .

Слайд 14

+ В современных образовательных учреждениях сложилась комплексная система нравственного воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, которая доказывает реальные возможности их нравственного развития, что позволяет выстраивать положительный прогноз в отношении развития у них в дальнейшем более высокого уровня чувств – патриотических


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по образовательной области "Конструирование" 1 этап обучения. По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

в практическом материале даны примрные игры по образовательной области "конструирование" - 1 этап обучения. По программе Гаврилушкной О.П.,Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с ...

Диагностика по образовательной области "Художественное творчество" 1 этап обучения По программе Гаврилушкиной О.П., Баряева Л.Б .Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В практическом материале даны примерные игры по образовательной области  "Художественное  творчество" - 1 этап обучения,  по прогамме Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л. Б. Программа воспит...

Особенности музыкального воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Детей с нарушением развития становится все больше. Этому много причин: от неблагоприятных экологических условий, напряженного ритма жизни до развития современной медицины, позволяющей выхаживать недон...

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Презентация "Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешностью ум...