Проект в группе для детей с РАС"Моя семья"
проект по коррекционной педагогике

Проект в группе для детей с РАС"Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Россияночка» г. Смоленска

Проект в группе для детей с РАС"Моя семья"

Подготовила:

Почеревина Н.Н.,

Смоленск

2024г.

Вид проекта: исследовательски-творческий

По числу участников: групповой

По времени проведения: краткосрочный

Сроки проведения: #1075;. по г

Участники проекта: дети 5-7 лет с РАС, родители, воспитатели, учитель -дефектолог.

Актуальность проекта:

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг и совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Цель проекта:

- Приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

- Формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье.

- Создать условия для формирования и развития умения детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни; развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Моя семья».

Задачи:

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий; развитие связной речи.

Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Вызывать интерес к собственному имени.

Развитие двигательной сферы: общей моторики и моторики кистей и пальцев рук; координации речи с движением.

Развитие речевых и творческих способностей детей.

Увеличение объема коррекционного воздействия, через различные виды игровой деятельности.

Вызывать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).

Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений. Приобщение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе через стимулирование совместной игровой и продуктивной деятельности детей и родителей.

Формирование предпосылок в ходе реализации проекта

Познавательные

-осознанное и произвольное построение устного высказывания;

-умение работать по иллюстрации.

Регулятивные

-умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая

картинку;

- умение осуществлять действие по образцу;

Личностные - воспитывать чувство гордости, любви, уважения, заботы о членах семьи;

Коммуникативные

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-умение строить монологическое высказывание и диалоговую речь.

Реализация проекта проходит через интеграцию образовательных областей

«Речевое развитие»

Формирование и развитие всех компонентов речи и коммуникативных навыков.

Формирование и актуализация словаря по темам «Семья».

Формирование и развитие навыков словоизменения и словообразования.

Формирование и развитие навыков связной речи в ходе продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие»

Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Вызывать интерес к собственному имени - «Тайна моего имени».

«Художественно-эстетическое развитие»

Развитие конструктивно-модельной деятельности, мелкой моторики рук через изобразительную деятельность (рисование, аппликация) и продуктивную деятельность «Кукла-оберег для моей семьи».

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование и развитие игровой и театрализованной деятельности (театрализованные игры с использованием разных видов театра «В гостях у трех медведей»). Сюжетно-ролевая игра «Готовимся встречать гостей».

«Физическое развитие»

Развитие двигательной сферы: общей моторики и моторики кистей и пальцев рук; зрительно-моторной координации; координации речи с движением. Пальчиковая гимнастика «Кто живет в квартире».

Физминутка «Мама в дом войдет». Игра с мячом по кругу «А у вас?».

Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать расширению представлений о родственных отношениях в семье, успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов:
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- активизация педагогического потенциала родителей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:

1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей (логопедическое обследование детей).

3. Разработка тематического плана для реализации проекта.


II. Основной этап реализации проекта (практический):

Включение каждого ребёнка в исследовательскую и предметно-игровую деятельность для достижения уровня знаний, умений и навыков, и уровня развития речи в соответствии с возможностями ребенка. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, продуктивной, изобразительной, театрализованной, чтение художественной литературы.

Дидактические принципы реализации проекта:

Доступность.

Повторяемость.

Постепенность выполнения заданий.

III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических игр в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через презентацию тематической папки «Тайна моего имени», совместное занятие «Кукла-оберег для моей семьи».

Конечным продуктом проекта будет являться:

Систематизированный материал по теме «Моя семья» представленный в тематическом лепбуке, выставке «Кукла-оберег для моей семьи».

Повышение грамотности родителей в вопросах развития связной речи детей, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

Перспективный план коррекционной работы через различные виды организованной и САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей

Лексическая тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Развитие лексики. Речевые игр и упражнения:

«Узнай по фотографии»

«Найди всех членов семьи» (лото)

Отгадывание и толкование загадок.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша...

мама

Он машину ловко водит,

В стенку гвоздик заколотит,

Маме дома помогает,

И с детишками играет

папа

Кто ребята, отвечайте,

Вкусно готовит всегда,

Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком

бабушка

Носит медали он на груди,

Всем он на помощь стремится прийти,

Бабушка кличет его молодцом,

Стар он годами, а молод умом

дедушка

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой...

братишка

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...

Сестренка

«Скажи, о ком говорю»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.

Ход игры:

Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.

«Любимая, заботливая, нежная - мама»

«Добрая, милая, ласковая - бабушка»

«Младший, смешной, непоседливый – брат»

«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»

«Веселая, умная, красивая - сестра»

«Добрый, серьезный, умный - дедушка»

Развитие грамматического строя речи.

Речевые игр и упражнения:

«Один – много»

«Назови ласково с мячом»

Мама - мамочка

Папа - папочка

Бабушка - бабуленька

Дед - дедушка

Внучка – внученька

Внук – внучок

Дочка – доченька

Сын – сыночек

«Какой? Какая?»

«Чей? Чья?»

«Кто спрятался»

«Кому что»

«Мама готовит обед»

Игра с мячом по кругу «А у вас?»

Развитие связной речи «Давайте расскажем»:

«Познакомимся с моей семьей» - составление предложений по фотографии (картинке).

«Моя семья»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением

Материал: семейные фотографии детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Ты любишь своих близких?

- Кто чем занимается в семье?

- Кто о тебе заботится?

- Как ты заботишься о других?

«Я начну , а ты закончи»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

- учить детей употреблять существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей

Материал: сюжетные картинки

Ход: Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.

Мама положила зонт на …..

Дедушка купил газету в ….

Бабушка вяжет носки из …..

Сестра шьет платье для …

Тетя приехала из …

«Кто что делает»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.

Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.

Театрализованная игра «В гостях у трех медведей».

«А почему меня так назвали?» (совместно с родителями).

Составление рассказа «Наша любимая книжка»

«Семья» - лото

«Веселый повар» - лото

«У нас порядок» - лото

«Наши любимые питомцы» - раскраски, штриховка

Подбор фотографий по теме.

«Почему меня так назвали – тайна моего имени»

Координация речи с движением:

«Кто приехал»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Кто приехал? (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)

Мы, мы, мы! (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и

одновременно хлопает три раза)

Мама, мама, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да (хлопает кончиками указательных пальцев)

Папа, папа, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопает кончиками средних пальцев)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопает кончиками безымянных пальцев)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопает кончиками мизинцев)

Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)

Как у бабушки Маланьи»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

- учить соотносить слова с движениями, развивать чувство юмора,

Материал –

Ход игры

Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети произносят текст и выполняют движения:

Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,

Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)

Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)

Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)

Вот с такими носами, (показывают большой нос)

Вот с такой головой, (большую голову)

Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)

Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!

После слов «Делали вот так!» Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.

Инструкция: игра может проводиться несколько раз по усмотрению педагога.

«Мама в дом войдет».
«Кто живет в квартире».

Стихи о семье

«СЕМЬ Я»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили?

Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

«Моя семья»

Мама, бабушка и я

- Вот и вся наша семья.

Мы живем все дружно.

Что нам еще нужно?

Мама ходит на работу,

Дома бабушки сидят.

Мурка, Стешка - это кошки

- Лишь играют да едят.

Я хочу быть программистом

И, конечно же, артистом,

Говорю вам без обманов.

Про свою семью писал

И маленечко устал.

Не жалею, что тружусь.

Я семьей своей горжусь!

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в квартире»:
Раз, два, три, четыре,(ритмично сжимать и разжимать ладошки)
Кто живёт у нас в квартире?
Мама, папа, брат, сестрёнка, (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Кошка Мурка, два котёнка,
Пес Барбос, щенок и я,
Вместе дружная семья! (пальцы обеих рук постукивают друг о друга)

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Как у нас семья большая, да весёлая. (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)

Два Степана сметаной объедаются, (загнуть средние пальцы)

Две Дашки кашкой питаются, (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются, (загнуть мизинцы)

Физминутка «Мама в дом войдет»:
Мама в дом войдёт и ахнет: (шагаем на месте, охватываем голову руками)
Чем у нас в квартире пахнет? (принюхиваться по сторонам)
Много чем – ответим маме. (пожать плечами)
Раз – горелыми блинами, (загибать пальцы)
Два – разлитыми духами,
Три – штанами в рыбьем жире…
Мама скажет: а четыре –
Пахнет стиркой и уборкой, (изображать стирку и подметание)
А ещё – хорошей поркой! (спрятать руки за спину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект в группе раннего развития " Здоровый ребенок - счастливая семья"

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. У вновь пришедших детей в детский сад часто наблюдается отсутствие элементарных навыков самоо...

Проект старшей группы за 3 квартал «Мы спортивная семья: мама, папа, детский сад и я»

Актуальность проекта: проблема ухудшения здоровья детей приобретает всё большую актуальность. Из-за образа современной жизни многие взрослые невнимательно относятся к физическому здоровью своего ...

Конспект организованно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Семья».

Цель: Формирование связной монологической речи.                        Задачи:Образов...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»

Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...

Проект по позитивной социализации детей раннего возраста "Моя семья"

Тип проекта: краткосрочный, творческий.Форма проведения: групповая.Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье. Способствовать активному вовлечению роди...

Проект по позитивной социализации детей раннего возраста "Моя семья"

Тип проекта: краткосрочный, творческий.Форма проведения: групповая.Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье. Способствовать активному вовлечению роди...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Позна...