Фольговая методика в работе психолога
методическая разработка по коррекционной педагогике

Киселева Елена Сергеевна

Фольговая методика — это метод, который использует работу с фольгой для решения различных психологических проблем и развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folgovaya_metodika_v_rabote_psihologa.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольговая методика в работе психолога

Фольговая методика — это метод, который использует работу с фольгой для решения различных психологических проблем и развития творческих способностей.

В работе с взрослыми с помощью фольговой методики можно отпустить обиды, улучшить отношения с родителями и окружающими, преодолеть страх, снять агрессию и тревожность, наладить отношения с собой, повлиять на свою внутреннюю жизнь, понять, принять и поддержать себя.

Почему работа с фольгой может быть эффективна? 

Фольга часто используется в быту, например, при приготовлении еды и  для взрослых этот материал привычный и естественный, не вызывающий отторжение и сопротивление.

Фольга по свойствам напоминает пластилин, также имеет удивительную пластичность и податливость, из нее можно сделать все, что угодно, любую фигуру и не одну.

Но у пластилина есть небольшие ограничения по сравнению с фольгой, у взрослых он ассоциируется с детским творчеством и несерьезностью, игрой. Не каждый взрослый способен с ходу вступить в игру.

Фольга шуршит, это может вызывать определенные ассоциации, например, скрип двери, шуршание денег при пересчете, ворчание свекрови, выражение недовольства мамы и тд.

Фольга и соприкосновение с ней, способствует расслаблению, шуршание помогает введению в  трансовое состояние, в котором человек переживает доверие к своим чувствам и эмоциям.

Фольга блестит, блеск может ассоциироваться с богатством, деньгами, с украшениями, с недвижимостью и многим чем другим.

Работа с фольгой становится увлекательной и эффект воздействия происходит незаметно.

Над чем можно работать с помощью фольговой техники?

С помощью фольговой техники можно:

Отпустить обиды,

Улучшить отношения с родителями, с окружающими,

Преодолеть страх,

Снять агрессию и тревожность,

Наладить отношения с собой,

Повлиять на свою внутреннюю жизнь, 

Понять, принять и поддержать себя.

Фольговая методика способствует созданию совместного творческого поля с клиентом для терапевтического и коррекционного воздействия, выведении во внешнюю среду психотравмирующей ситуации и создании новых благоприятных переживаний, развивает креативные способности и дает дополнительные варианты удовлетворения.

Психологи работают с разными проблемами, используя для большего эффекта разные техники, помогающие достичь большего эффекта в кратчайшие сроки.

Из педагогического опыта раннее выявление детей с агрессией дает возможность педагогу-психологу в ДОУ, скорректировать нарушения поведения. По моему мнению, одно из направлений психической коррекции является фольговая методика. Доступные, действенные, простые упражнения и техники, являются эффективной формой «быстрой» психологической помощи.

Основная идея новой методики в работе с агрессивными детьми заключается в простоте использования и в доступности для детей дошкольного возраста.

Новизна заключается в использовании нестандартного материала фольги для коррекции агрессивного поведения у ребенка дошкольного возраста.

В работе с такими детьми можно использовать приемы фольговой методики:

 скатывание;

 сминание;

 скручивание в жгут;

 скрепление частей;

 вырезание.

Упражнения для педагогов - психологов с использованием фольговой методики с агрессивными детьми

«Моё чувство» Берется лист фольги, на нем ребенок рисует свое состояние тревожность, обиду, страх, гнев. Далее лист можно комкать, рвать, бросать, топтать, пинать, до тех пор, пока ребенок не почувствует облегчение.

«Мешок со снежками» Из листов фольги делаются шары «снежки», в момент агрессии ребенок разбрасывает «снежки», бросает их, до тех пор, пока ребенок не почувствует облегчение.

«Я спокоен» Лист фольги разрывается ребенком на полоски, куски и т.д. до тех пор, пока ребенок не почувствует облегчение.

Также эти упражнения могут использовать родители (законные представители)

Огромный интерес вызывает работа с фольгой у детей за ее уникальные свойства:

 отличная пластичность, что позволяет придавать ей любую форму.

 устойчивость к воздействию влаги и света;

 долговечность материала;

 малый вес;

 красивый внешний вид обеспечивает высокие эстетические свойства.

Фольга шуршит, это может вызвать определенные ассоциации. Фольга и соприкосновение с ней способствует расслаблению. Для взрослых этот материал привычный и естественный, так как часто используется в быту. Я использую фольгу, иногда как детали, а иногда как основной инструмент в работе с агрессивными детьми.

В фольговой методики используются методы:

 словесные;

 наглядные;

 практические;

 игровые.

Фольговая методика способствует:

 созданию совместного творческого поля с детьми для коррекционного воздействия,

 развитию самостоятельности,

 инициативности,

 творчества,

пространственного восприятия.

Ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает определенные знания, умения и навыки, удовлетворяет свою познавательную активность, учится анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Развивает способность к экспериментированию и изобретательству. Дошкольник получает представления о нетрадиционном материале, который можно использовать для создания интересных поделок. В ходе использования фольговой методики решаются также задачи всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие – происходит развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми сверстниками. Исходя из запланированной задачи, можно организовать деятельность детей с помощью дидактической игры (с применением фольги)

«Угощение для кукол». Сминаем фольгу и приплющиваем, получилось печенье.

«Подарок для друга». Закладка для книги, берем прямоугольник фольги и сворачиваем его.

Познавательное развитие - происходит развитие у ребенка любознательности и познавательной мотивации. Исходя из запланированной задачи, предлагаю ряд упражнений:

«Кукла Катя изучает геометрические фигуры». Сомни фольгу, расправь фольгу, сделай жгуты а из жгутов геометрические фигуры.

«Мишка учится считать». Сделай шары, посчитай шары 1.2.3.4.5. вычти 1.2.3.4. Посчитай в обратную сторону шары 5.4.3.2.1

Речевое развитие – происходит обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. Предлагаю ряд упражнений:

«Мой веселый звонкий мяч» Сомни фольгу, сделай шар. Перебрасывание шара взрослый – ребенок и рассказ стиха

« Мой веселый звонкий мяч».

«Самолет - летит, самолет - гудит»

Сомни фольгу, расправь фольгу, сделай самолет

Художественно - эстетическое развитие - происходит становление эстетического отношения к окружающему миру. Предлагаю ряд упражнений:

Аппликация «Солнце» Порви фольгу на кусочки, выложи солнце, и жгутов получатся лучи.

Рисование «Мое настроение» Берем прямоугольник фольги и сворачиваем его, на нем рисуем смайлик настроения.

Физическое развитие - развивается координация движений, крупной и мелкой моторики обеих рук Исходя из запланированной задачи, предлагаю ряд упражнений: Сомни фольгу, сделай шар. Катание шара. Сомни фольгу, сделай шар. Бросание шара в корзину. Сомни фольгу, сделай шар. Перебрасывание шара взрослый-ребенок. Сомни фольгу, сделай шар. Задуй в ворота. Сомни фольгу, сделай шар. Скатывание шара с доски

Уважаемые коллеги и родители (законные представители), пробуйте новое со своими воспитанниками и детьми. Побуждайте ребёнка думать по- новому. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У детей развивается вкус к познаниям нового, исследованиям. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу! Дайте толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Заключение В заключение можно отметить, что с помощью фольговой методики в работе педагога - психолога с агрессивными детьми, цель методической разработки: коррекция агрессивного поведения была выполнена, также хотелось бы отметить, что и поставленные задачи методической разработки достигнуты. Таким образом, считаю, что выбранная мною фольговая методика в работе с агрессивными дошкольниками эффективна, так как:

 способствует снижению уровню элементов агрессии;

 способствует развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми сверстниками;

 способствует развитию у ребенка любознательности и познавательной мотивации;

 способствует обогащению активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;

 происходит становление эстетического отношения к окружающему миру;

 развивается координация движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитию памяти, внимания, мышления;

 способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений;

 представленная технология позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Простота и доступность главный ключ к успеху ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями

Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...

Здоровьесберегающие методики в работе педагога-психолога. Кинезиологические упражнения "Гимнастика мозга"

Методика "Гимнастика мозга"Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:·...

Список используемых тестов (методик) в работе педагога-психолога

Нормативно-правовые документы педагога-психолога...

Кинезиологические упражнения. Методика "Гимнастика мозга" в работе психолога

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:Развитие межполушарной специализации.Синхронизация работы полушарий.Разв...

«Использование опытно-экспериментальной методики в работе педагога-психолога ДОУ»

Как считает известный академик Н.Н. Поддъяков, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружаю...

Рисуночные методики в работе педагога-психолога ДОУ

Презаентация Рисуночные   методики  в работе педагога-психолога...