Обучение родителей приемам развивающего взаимодействия с ребенком с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

 Семья является важнейшим фактором развития ребенка. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От уровня компетентности родителей в вопросах развития, воспитания, обучения детей с РАС, особенностей психологического климата в подобной семье, эмоционального состояния взрослых в ситуациях взаимодействия с детьми будет в значительной мере зависеть успешность жизнедеятельности и социализации ребенка. Ведь в процессе психолого-педагогической коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Это позволяет ребенку осуществить перенос формирующихся коммуникативных навыков в различные социальные контексты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение родителей

 приемам развивающего взаимодействия

с ребенком с РАС

   Первоначальные рекомендации родителям даются по организации развивающего взаимодействия с ребенком дома в разных формах, которые, дополняя друг друга, позволяют наполнить каждый день малыша эмоционально насыщенными разнообразными совместными со взрослыми занятиями. А близким ребенка распределить свои силы и возможности в их реализации. Такой режим позволяет минимизировать время, проводимое ребенком в его собственных стереотипных занятиях (аутостимуляции), а родителям – все более умело использовать возможности развития способов регуляции эмоционального состояния ребенка, уровня его активности благодаря вовлечению его в совместно разделенное переживание, самой простой формой которого является эмоциональное заражение.

Прежде всего, необходимо обучать близких ребенка с РАС специальным приемам развития эмоционального контакта, позволяющим постепенно увеличивать выносливость малыша, его отзывчивость, активность во взаимодействии.

Сразу родителям необходимо показать и объяснить, что установление эмоционального контакта может происходить эффективнее благодаря присоединению к аутостимуляции ребенка. К привлекательному для ребенка сенсорному впечатлению, действию, объекту, игрушке, к которым он чаще всего обращается в своих стереотипных манипуляциях; к какому-то слову, фрагменту песенки, цитате из мультфильма или книги, которые вызывают у него особый интерес. Это присоединение происходит, прежде всего, с помощью эмоционально-смыслового комментария, обязательным компонентом которого является эмоциональное речевое сопровождение, вносящее смысл в аутостимуляторные действия ребенка. Выразительность интонации, мимики взрослого, отражающих его эмоциональное отношение к предмету интереса малыша, его манипуляции с ним. Цель этого присоединения – усилить и разделить с ребенком его позитивные переживания. На фоне эмоционального заражения и тонизирования ребенка легче возникают эпизоды контакта: чаще появляется прямой взгляд, реакция на речевой комментарий его ожидание, элементы подражания, звучания.

Кроме того, для формирования и развития эпизодов эмоционального контакта с ребенком рекомендуется использование тонизирующих игр с заведомо привлекательными для него сенсорными впечатлениями, которые организует взрослый, а ребенок, чтобы их получить, должен вступить с ним во взаимодействие.

Например:

- игры с мыльными пузырями;

- игры с фонариком;

- кружение «полетели-полетели»;

- догонялки и т.д.

Основное условие их применения – совместное с ребенком переживание моментов его наибольшего удовольствия и максимальное использование возможности в это время заглянуть в его лицо, поймать взгляд, подхватить вокализацию, эмоционально обозначить словом кульминационный момент игрового контакта («попался!», «ку-ку», «я здесь»).

Таким образом, эмоциональный комментарий взрослого должен сопровождать как аутостимуляторные действия ребенка (которым придается игровой, бытовой, житейский смысл), так и специально создаваемые взрослым ситуации игрового общения с помощью интересных ребенку и тонизирующих его сенсорных впечатлений. Возникающие при этом эпизоды эмоционального контакта, внимания и интереса к взрослому, в которых появляется возможность совместного  переживания впечатлений.

Важным является использование эмоционально-смыслового комментария в совместном с ребенком просмотре любимого мультфильма, книги, фотографии.

На начальных этапах работы важно соблюдать дозированность таких занятий (начиная от одной-двух минут, но несколько раз в  течение дня, возможно, с разными близкими взрослыми), опираться на уже появившийся в других формах взаимодействия опыт эмоционального заражения малыша. Важно, что игры «лицом к лицу» дают возможность ребенку с аутизмом, который испытывал удовольствие только в рамках своих стереотипных занятий и увлечений, получать его от эмоционального посыла другого человека, от общения, от подражания, что очень ощутимо для родителей.

Моменты эмоционального заражения провоцируют ребенка на непроизвольное воспроизведение мимики, жестов, возгласов взрослого, что крайне необходимо для развития коммуникации и речи, особенно у детей, которые ею не пользуются. Ритмическая основа игр, включенные в них повторы позволяют закреплять эпизоды возникающего отклика ребенка, усиливать в них его возможности зрительного контакта и звучания. При ежедневной тренировке в непосредственном общении с ребенком данные игра помогут малышу быть более выносливым и активным во взаимодействии.

Присоединение к аутостимуляции ребенка, использование привлекательных для него сенсорных впечатлений, коммуникативных игр, эпизодов сюжетной игры – все это способствует развитию речевой активности. Эти же приемы можно использовать во всех ситуациях взаимодействия с ребенком в течение дня: для выражения его просьбы, желания, согласия или отказа, в ритуалах приветствия и прощания. В зависимости от ситуации, от активности ребенка, от уровня его актуальных возможностей может использоваться тот или иной прием или их сочетание. Среди таких приемов запуска, поддержки и развития речи можно отметить:

- подхватывание звуков, слогов, смазанных фрагментов слов, которые мало говорящий или неговорящий ребенок с РАС использует в своей стереотипной активности, превращение их в слова, подходящие по смыслу к ситуации;

- недоговаривание, оставление пауз в ритмически организованных фразах, знакомых ребенку стихах, песенках, цитатах из любимых фрагментов мультфильмов, с повторением за ребенком завершенного им слова;

- провоцирование его эхолалий с помощью аффективно заряженных междометий, восклицаний, уместных в контексте данной игровой или бытовой ситуации с постепенным добавлением к ним новых слов;

- произнесение за ребенком нужного слова, короткого обращения, просьбы, когда понятно его желание и т.д.

Приведем несколько примеров:

1. Вы видите, что ребенок хочет достать машинку, которая лежит на шкафу, но не может дотянуться. В этом случае проявите заинтересованность по отношению к данной ситуации, наблюдая за ребенком и искренне улыбаясь так, чтобы у него возникло желание обратиться к вам. Когда ребенок обратил на вас внимание, протяните руки в сторону машинки, демонстрируя готовность достать ее, и продолжайте смотреть на ребенка. Если он затрудняется выразить просьбу, дайте подсказку - образец высказывания: «Дай машину», «Достань машину», «Дай-Дай» и т.д. Когда ребенок повторит за вами, сразу же выполните его просьбу.

2. Вы видите, что ребенок с интересом наблюдает за игрой котят. Проявите заинтересованность в этой ситуации: встаньте или присядьте на корточки рядом с ребенком, также понаблюдайте за игрой котят и эмоционально прокомментируйте ситуацию: «Котята играют. Мяу-Мяу». Вероятно, ребенок повторит за вами. Тогда посмотрите на него с одобрением, и кивните, скажите «Да», подкрепляя его ответную реакцию. Ваше внимание к интересам ребенка приведут к тому, что у него возникнет желание повторить ваше высказывание. Со временем ребенок сможет самостоятельно комментировать различные ситуации, делясь с вами своими впечатлениями.

3. Вы видите, что ребенок пытается найти свои ботинки, чтобы пойти гулять. Понаблюдайте за ребенком, проявляя внимание к его проблеме. Когда он посмотрит на Вас, подскажите ему необходимые слова, например: «Где ботинки? Где?». Если ребенок не смотрит на Вас, присядьте рядом с ним так, что ваше лицо попадало в поле зрения малыша. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом. Когда ребенок повторил Ваши слова, сразу же достаньте ботинки или покажите ребенку, где они, подкрепляя его коммуникативное высказывание успешностью находки и, конечно, похвалой.

В случае невозможности использования вербальной коммуникации на данном этапе развития ребенка, целесообразно сосредоточится на освоении ребенком коммуникативных жестов. Использовать следует только естественные общеупотребительные жесты, понятные всем представителям данной культуры.

Например:

1. На! (предложение): протягиваем раскрытую ладонь, предлагаем желаемое ребенку.

2. Дай! (просьба): несколько раз сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак.

3. Да (согласие): один или несколько раз киваем вверх-вниз.

4. Нет (отрицание): дин или несколько раз киваем слева направо или машем прямо ладонью из стороны в сторону.

5. Там (указание направления): показываем указательным пальцем на предмет.

6. Сюда! Иди сюда (подзывание): взмахиваем ладонью по направлению к себе.

7. Хорошо! (одобрение): сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!

8. Молодец! (одобрение, похвала): гладим ребенка по голове, по спине или по руке.

9. Айай-ай! (порицание): сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем рукой вверх-вниз.

10. Тихо! (призыв к молчанию, тишине): прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.

11. Баю-бай (спать пора): смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку голову немного наклоняем.

12. Привет! (здороваемся): берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии от другого человека) машем рукой из стороны в сторону.

13. Пока! (прощаемся): поднимаем руку и машем ладонью вверх-вниз.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что выявление признаков РАС в раннем возрасте, раннее начало реабилитационных мероприятий с использованием современных эффективных методов психолого-педагогической коррекции, участие всех членов семьи ребенка в коррекционном процессе, психофармакотерапия и другие медицинские воздействия создают базу для положительной динамики и способствуют решению проблемы профилактики вторичных нарушений даже при тяжелых и осложненных формах аутизма.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Выбираем развивающую игрушку для ребенка"

Даны рекомендации родителям по выбору развивающих игрушек  для ребенка....

консультация для родителей "Игры, развивающие логику для ребенка 4-5 лет"

Консультация для родителей о том, как правильно подобрать логические игры для детей 4-5 лет....

Семинар-практикум для педагогов. "Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие с ребенком с использованием игровых образовательных технологий в условиях семьи".

Семинар-практикум для педагогов. "Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие с ребенком с использованием игровых образовательных технологий в условиях семьи"....

Консультация для родителей "Способы эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста".

Для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми принятие малыша таким, как он есть, и определенные правила поведения являются двумя принципиальными опорами, без которых гармоничное воспитани...

Алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия с учителем-логопедом

Советы молодым учителям-логопедам о том, как правильно выстроить работу с родителями в период дистанционного обучения дошкольников правильному звукопроизношению....

консультация для родителей " Способы эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста"

quot; Способы эффективного взаимодействия для ребенка раннего возраста"...

Консультация для родителей:"Способы эффективного взаимодействия с ребенком".

Существует несколько простых способов, которые помогут родителям установить контакт с детьми...