ИОМ на ребенка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: организация коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_na_rebenka_s_ovzpp.docx | 75.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 52 «Веселый дельфин»
РАССМОТРЕНО Психолого-медико-педагогическим консилиумом МБДОУ №52 «____»_________________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ №52 __________________О.В.Справникова Приказ от «____»_______________20___ г. №____ | |
СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) ____________(__________________) «_____»________________20___ г. |
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ОВЗ
Группа старшего дошкольного возраста
Разработана:
Ведущий специалист: учитель-логопед
Период реализации:
Цель: организация коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия;
- равное обеспечение возможностей для развития детей независимо от их места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей и особенностей, характерных для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- создание условий для развития детей в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и культурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- организация разных видов деятельности ребенка и реализация программы в формах игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- обеспечение поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи детей;
- пробуждение творческой активности, инициативы детей, желания самореализации в творческой деятельности.
В области компенсации нарушений:
- коррекция компонентов речевой системы (звукопроизношения, фонематико – фонематических и лексико - грамматических средств языка, связной речи);
- развитие высших психических функций;
- развитие мелкой моторики;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
В образовательных областях
Речевое развитие:
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- развитие фонематической системы речи;
- развитие фонетической стороны языка;
- развитие речевого общения, коммуникативных навыков, разговорной диалогической речи;
- развитие навыков связной речи.
Познавательное развитие:
- развитие психических функций;
- формирование целостной картины окружающего мира, способности и интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие математических представлений.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие восприятия художественной литературы, музыки;
- развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса различными изобразительными средствами;
- развитие творческого мышления и способностей в процессе конструирования и моделирования, средствами различных видов творческой деятельности;
- развитие музыкальных способностей, чувства ритма.
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование норм поведения, гендерных и гражданских чувств;
- формирование позитивного отношения к труду;
- развитие коммуникативных навыков.
Физическое развитие:
- формирование интереса к физической активности, основных двигательных навыков;
- формирование представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни.
Задачи по разделу программы, формируемому ДОО (вариативная часть)
- формирование у ребенка навыков адекватного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях;
- формирование основ патриотизма, чувства уважения к родному городу и родной стране, их истории и настоящему, начал гражданственности.
Общие сведения о ребенке.
Ф.И ребенка, (дата рождения) регулярно посещает детский сад с 2-х лет. Семья полная, проявляет заинтересованность в развитии ребенка, характер взаимоотношений – сотрудничество.
Заключение ПМПК.
Решением краевой ЦПМПК от …. года, протокол №, ребенок имеет особенности в психическом развитии. Он имеет особенности в психическом развитии, является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных подходов. Рекомендована организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи.
Заключение специалистов ДОУ:
Учитель-логопед: ОНР (3 уровень развития речи)
Педагог - психолог: коррекция и развитие компетенций познавательной сферы; формирование учебной мотивации.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
Активен в общении, в контакт вступает легко, ситуацию обследования принимает. Инструкция принимается и понимается, наблюдаются трудности вхождения в работу. Умеренный темп сменяется медлительностью или наоборот (неравномерная динамика); умеренная работоспособность; наблюдается пресыщение деятельностью с середины занятия, истощаем. Ошибки замечаются самостоятельно и при помощи наводящих вопросов, требуется организующая и стимулирующая помощь. Ведущая рука - правая, нажим сильный, карандаш держит неправильно, напряженно, но иногда вспоминает, что надо держать правильно, линии неровные, прерывистые, при раскрашивании незначительно выходит за пределы контура изображения. Мелкая моторика развита недостаточно - манипулятивная функция ограничена, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушение координации точности движений. Крупная моторика – способности выполнять ритмические, и координированные движения недостаточная – отмечается гипотонус (выполняет движения в замедленном темпе, испытывает трудности при переключении). Зрительное восприятие цвета, геометрических форм сформировано достаточно; уровень развития целостного восприятия предметного изображения с сформировано на среднем; восприятие пространственных отношений: сформированность пространственных представлений на, под, за, перед, право-лево и т.д. недостаточная. Уровень развития зрительной памяти высокий. Внимание неустойчивое, способность к концентрации внимания проявляется нестойко. Уровень сформированности обобщения и классификация предметов – средний; временные представления: не всегда правильно называет дни недели: на весну говорит лето на картинном материале «Времена года», признак называет неуверенно; сформированность познавательной сферы и уровень воображения соответствует возрасту, знает много сказок; отмечается нечеткое произношение отдельных звуков; неуверенно устанавливает взаимосвязь изображенных событий. Активность и целенаправленность снижаются, меняется в зависимости от истощения.
В развитие речи наблюдается отставание. Словарь недостаточно развит, наблюдается нарушение звукопроизношения (шипящие и сонорные звуки). Речь недостаточно разборчивая, ускоренная, эмоциональная, голос громкий и звонкий. Речевое дыхание слабое, воздушная струя рассеянная. Слоговая структура слов сформирована недостаточно, искажает слова сложной слоговой структуры. В самостоятельной речи пользуется простыми распространенными предложениями, сложные предлоги заменяет простыми. Грамматический строй речи недостаточно развит, допускает ошибки при изменении форм слов по падежам и числам. Диалог поддерживает, задает вопросы по теме. С заданиями на составление связного рассказа по картинке, серии картин или на заданную тему затрудняется, часто требуется наводящая и организующая помощь. При пересказе часто требуется помощь в виде наводящих вопросов. Понимание речи на достаточном уровне.
На музыкальных занятиях не проявляет активности, при выполнении с вокальных упражнений испытывает затруднения. Стихи заучивает с трудом, рассказывает их громко.
Саморегуляция на достаточном уровне, соблюдает нормы поведения в группе, в целом послушен, с желанием выполняет поручения взрослых, ответственно относится к поручениям.
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы на достаточном уровне, играет в не большой группе детей, лидерские качества и агрессию не проявляет.
Особенности группы: В группе … ребенка. Они достаточно дружелюбно относятся к ребенку, принимают его в игру. Стойких дружеских контактов нет. Отношение к детскому саду у ребенка положительное.
Кадровые условия реализации Программы.
Специалист | Должность | Категория |
Карякина Наталия Васильевна | Учитель-логопед | Высшая |
Княжевская Ирина Валентиновна | Педагог-психолог | Высшая |
Левшанкова Алена Владимировна | Воспитатель | Первая |
Срок реализации программы: 8 месяцев. Итоги – май 2024 года.
Образовательная деятельность
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Игры и упражнения |
Физическое развитие мелкая моторика | По программе ДОУ Пальчиковые упражнения на развитие скорости, ловкости. Формирование навыков работа с карандашом (раскрашивание, обводка, штриховка). Развитие навыка работы с ножницами и пластилином. | Выполняет в достаточном темпе пальчиковые упражнения двумя руками. Линии ровные, нажим достаточный при штриховке и обводке. Не выходит за контур предмета при раскрашивании. Выполняет ножницами прямой разрез, вырезает детали среднего и мелкого размера и создает из них целостный образ. | Подборка пальчиковых игр (интернет источник). Рисование и штриховка контурных изображений предметов по лексическим темам. «Рисование по точкам». Печатание букв в строке (обводка, по вспомогательным точкам и образцу). Прописи Н.А. Федосова «Готовлюсь к письму», графические диктанты. Конструктор «Лего». Вырезание по контуру и из геометрических фигур. |
Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Дополнительно по индивидуальной программе (психолог) | Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Развитие навыка передачи несложного ритмического рисунка. Развитие навыка выразительного чтения стихов. Развития навыка инсценировки песни, сказки, сценок, игр- драматизаций и этюдов. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения; развитие творческого воображения. Развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора. Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. | Развит интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, выражает эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; умеет высказывать свое отношение к прочитанному. Знаком с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Сформирован навык рассматривания иллюстраций. Выразительно рассказывает стихи и пересказывает небольшие рассказы. Умеет располагать изображаемый объект на листе в нужных пропорциях, подбирать цвет, отображать форму изображаемого объекта, величину. Создает целостную композицию из предметов и деталей при рисовании и аппликации. Проявляет разнообразие в цвете, проявляет фантазию, дополняет рисунок деталями. В продуктивной деятельности проявляются самостоятельные творческие замыслы. С желанием участвует в инсценировках, проявляет самостоятельность при воплощении художественного замысла. | Г.Ладонщиков: Про себя и про ребят»; -В. Бианки « Сова» ; И. Белоусов» Осень» М.Уветаева « У кроватки» Я Аким: « Жадина» Русские народные сказки АБарто: «Игрушки». Рисование с помощью схем. Рассматривание изображения и рисунки в не традиционной технике рисования. Занятия: «Подбери изображение к рисунку», «На что это похоже», «Чудесный лес». Игры: «На что это похоже», «Дорисуй изображение», «Раскрась картинку», «Собери пейзаж», «Составь натюрморт», «Составь букет», «Придумай название пейзажу» и т.д. |
- формировать адекватную самооценку в совокупности эмоционального и когнитивного компонентов: принятие себя "я хороший" и умения критично анализировать и оценивать продукты своей деятельности, собственное поведение | стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника, проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником. | ||
Речевое развитие | Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности. Расширение словаря глаголов, прилагательных, наречий по лексическим темам. Развитие артикуляционной моторики. Закрепление поставленных звуков (Ш. Ж, Щ, Р, Рь, Л, Ль). Закрепление грамматических категорий (использование сложных предлогов и падежных окончаний существительных и прилагательных в родительном, дательном , творительном и предложном падежах в единственном и множественном числах). Различение сонорных звуков (Р-Л, Рь-Ль). Формирование навыка звуко-буквенного анализа слов и предложений. Развитие связной речи (пересказ, описательный рассказ, рассказы на заданную тему). | Проявляет активность при ведении диалога и с желанием выполняет задания по составлению различных рассказов. Словесно выражает свое отношение к поступкам персонажей, аргументирует свое мнение. Самостоятельно подбирает прилагательные при описании предмета (не менее 6 слов). Правильно использует в речи отработанные звуки. Контролирует свое произношение. Правильно использует в речи простые и сложные предлоги . Освоил окончания сущ-х в родительном, дательном, творительном и предл-ом падежах в ед . и мн. числах. Составляет простые распространенные и сложные предложения с предлогами с опорой на схему и без нее. Владеет навыком звуко-буквенного анализа слов и предложений. Пересказывает близко к тексту рассказы из10 -15 предложений. Владеет описательным рассказом без опоры на схему. Самостоятельно составляет связный рассказ по серии сюжетных картин и на заданную тему. | Речевые игры на обогащение словаря: «Опиши предмет», « «Из чего предмет?», «Скажи наоборот», «Найди и подбери родное слово», «Скажи как» и др. Речевые игры на развитие грамматического строя речи: «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Сосчитай до 10», «Один-много», «Жадина», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Подбери предлог» и др. Игры и упражнения по отработке звукопроизносительных навыков: Артикуляционные упражнения: «Бульдог», «Чашечка», «Трубочка», «Фокусник», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Болтушка». Упражнения на автоматизацию звуков: «Договори словечко», «Назови картинку», «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Улитки на звуки Ш, Ж, Щ, Р, Рь, Л, Ль», «Кто быстрей?», «Придумай и назови предложение по картинке», «Разложи картинки по домикам», проговаривание скороговорок со звуками Ш, Ж, Щ, Р, Рь, Л. Ль. Упражнения и игры на звуковой анализ и синтез слов: «Раздели слово на слоги», «Найди гласные звуки в слове», «Назови гласные буквы в слове», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Где звук, а где буква?», «Узнай слово по звукам», «Подбери схему к слову», «Составь схему слова». Упражнения на развитие связной речи: Пересказ текстов по плану, по картинкам, по схемам; составление описательных рассказов по схеме и без неё; составление рассказов по сюжетным картинкам (5 -8 картинок). Стихи с движениями, пересказ сказок с заместителями на фланелеграфе. |
Познавательное развитие Дополнительно по индивидуальной программе (психолог). | Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них. Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. Расширить и обобщить представления об окружающем мире. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее. Формировать предпосылки учебной деятельности . Способствовать формированию физиологической и социально - психологической адаптации к школе. формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения дисциплин в школьной практической деятельности. | Сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, рыбы, птицы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребѐнок умеет обобщать предметы по определѐнным признакам и классифицировать их; Называет профессии взрослых Устанавливает некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе. Умеет сравнивать предметы по величине. Владеет навыком количественного и порядкового счета в пределах 10. Использует в речи количественные и порядковые числительные, умеет отсчитывать предметы из большего количества, Сравнивает числа. Умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; сооружает постройки по образцу, схеме, описанию — из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин), выделяет и называет части построек, определяет их назначение и пространственное располагает, заменяет одни детали другими.
-различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы. - хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. - улучшилось внимание, память, мышление, воображение. - активно использует в речи следующие слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее. - расширилось представление об окружающем мире. - умеет использовать все виды восприятия. - умеет сравнивать предметы между собой и находить причинно-следственные связи. Хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; -ориентируется на плоскости листа. Ориентируется в окружающем пространстве (право-лево, вверху-внизу, около, сзади-впереди, внутри-снаружи и т.д.) стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника, проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником. | Игры на формирование представлений о явлениях природы и временах года: «Мир животных», «Мир растений», Дидактические игры: «Живое-неживое», «Кто где живет», «Летает, плавает, бегает», «Узнай птицу по силуэту», «Чей листок», Словесные игры «Четвертый лишний» (растения животные, насекомые). Загадки о живой и неживой природе. Обучающее пособия: заполнение «Календаря природы», настольные игры :лото «Животные леса», «Растения и животные», игра-ходилка «Африка» , лото «Птицы» и т.д. «Прятки в темноте», «Поймай ветер», «Ветер теплый и холодный», «Погремушки», «Мир меняет цвет», «Тонет — не тонет», «Льдинки», «Поймай солнышко», «Солнечные зайчики», «Как поймать воздух», «Музыкальные звуки», Дидактические игры на сравнение множеств предметов: «Подбери парусы к кораблям», «Гаражи и машины», «Ателье», «Библиотека». Дидактические игры на сравнение формы, цвета с реальным объектом: Лото «Подбери предмет», «Составь фигуру из счетных палочек, составь изображение из фигур по схеме». Подвижная игры: «Бегите к цифре», «Найди свой домик», «Найди такой же по цвету и форме предмет». С-ролевая игра «Магазин» (деньги-геометрические фигуры). -«Назови фигуру», - «Геометрическое лото», - «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Закрась фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), « Составь по образцу», « « Какой детали не хватает», « Найди схему», « Дорисуй рисунок» « Назови детали» Игры «Назови расположение предмета на листе», «Лабиринт», «Нарисуй путь карандашом», Игры на ориентировку в пространстве : «Отыщи предмет, ориентируясь в плане групповой комнаты», «Прятки», «Горячо-холодно», «Тик-так» (лево-право). Пазлы, лото «Времена года», «Мой календарь», «Режим дня». Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо. Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления. Игры: "Продолжи ряд", "Закончи ряд") «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Закрась фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», - «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», - «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». - «Дорисуй фигуры», - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» «Зеркальное рисование» Т.П. Трясорукова «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность) - Беседа по картинкам (части суток), - «Разложи картинки», - «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», - «Угадай время года по описанию (вариативность)», - Отгадывание загадок о временах года - Беседа о временах года, - «Назови время года» - «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», - «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» - «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», - «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» - «Посмотри и найди предметы круглой формы», - «Кто больше назовёт?», - «Назови все предметы, которые были «спрятаны» «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. Песочная терапия. Арт-терапия Психогимнастика Методы сенсорной интеграции. |
Условия реализации инклюзивного образования на групповых занятиях:
- адаптация содержания по типу упрощения
- активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
- чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
- при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
- планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ
- повторение материала
- смена видов деятельности
- стиль обучения - многосенсорный
- предъявление инструкций – четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта.
Основные методы
- использование методов моторной коррекции
- сравнение речевых и неречевых звуков
- привлечение всех анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный)
- автоматизация речевых навыков через многократное повторение
- стимулирование речевой активности
- использование методов моделирования
- работа по схеме и образцу
- использование метода «От простого к сложному»
Формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы
Компоненты развития речи | Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Формы организации образовательного процесса |
Воспитание звуковой культуры речи Словарная работа Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи | - Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу) - Рассказ по плану - Сюжетный рассказ - Рассказ из личного опыта - Составление графической схемы предложений - Поисковая деятельность в области грамматики - Обрядовые праздники - Обрядовые песни - Праздники русской культуры - Проектная деятельность с детьми - Театрализованные постановки - Создание книги «Мои рассказы» - Самостоятельное сочинение - Конкурсы чтецов | Групповые; Подгрупповые; Индивидуальные. |
- Коррекционная деятельность.
Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда (в ДОУ).
- Психолога (в ДОУ).
Сопровождение узких специалистов осуществляется в подгрупповой и индивидуальной форме.
Задачи узких специалистов и распределение полномочий
Специалист | Задача | Игры и упражнения |
Учитель-логопед | Коррекция речевых нарушений:
Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению сформированных навыков. | Игры на развитие силы и направленности воздушной струи (комплекс). Арт. упражнения для языка: «Чистим нижние зубки», «Горка», «Киска сердится», «Блинчик», «Заборчик», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Болтушка». Речевые игры по коррекции звукопроизношения: «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Говори и делай», «Назови картинку», «Улитка», «Кто быстрей?», «Придумай предложение по картинке». Проговаривание скороговорок со звуками Ш. Ж, Щ, Р, Рь, Л, Ль. Пересказы текстов с отрабатываемыми звуками (Н.В. Нищева). Игры и упражнения на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Поймай слог», «Подбери картинки», «Четвертый лишний», «Придумай слово с заданным звуком», «Разложи картинки по домикам звуков», проговаривание цепочек слогов с оппозиционными звуками (С-Ш, Ж-З,Щ-Сь, Р-Л, Рь-Ль), проговаривание слов с оппозиционными звуками, «Подбери слова в рифму», «Нелепицы». Расширение и активизация словаря по темам: «Игрушки», «Осень. Признаки осени», «Огород», «Сад. Фрукты». «Грибы и лесные ягоды», «Лес. Деревья», «Одежда», «Обувь», «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Новый год», «Мебель», «Транспорт», «Детский сад. Профессии», «Дикие животные зимой», «Инструменты». «Наша армия», «Профессии», «Мамин праздник», «Цветы», «Комнатные растения», «Рыбы», «Весна», «Наш город», «Весенние работы на селе», «Космос», «Насекомые», «Скоро лето». Игры на развитие словаря: «Скажи наоборот», «Назови листочек», «Из чего сделан предмет?», «Найди и подбери родное слово», «Чей дом?», «Скажи как?». Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи: «Назови ласково», «Чего не хватает?», «Составь предложение по картинкам» (предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, ЧЕРЕЗ, ОКОЛО, МЕЖДУ), «Жадина», «Один-много», «Сосчитай до 10», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Откуда возьмем предмет?», «Подбери предлог», работа с графическими схемами предлогов. Упражнения на развитие связной речи: пересказ по плану, пересказ с опорой на картинки и схему, составление описательного рассказа по схеме и без, составление рассказа по серии картин, составление рассказа по сюжетной картинке, на заданную тему. Игры на формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов: «Где живет звук?», «Звонкий-глухой», «Мягкий – твердый», «Карточки - символы на дифференциацию звуков», «Отшагай (отхлопай) слово по слогам», «Назови первый (последний) звук в слове», «Где живет звук?», «Звукоежка», «Узнай слово по звукам», «Подбери звуковую схему слова», «Составь звуковую схему слова». Упражнения и игры по обучению элементам грамоты: «Письмо букв в воздухе», «Узнай букву», «Допиши букву», «Где спряталась буква?», обводка и печатание букв на листе бумаги в клетку. Осмысленное составление и чтение слов и предложений «Прочитай и покажи картинку», «Какая буква заблудилась?». |
Психолог | Развивать способность к восприятию и наблюдению за предметами. Формировать представления о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при пользовании ими, а также игрушки, их названия и действия с ними. Развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части. o Формировать умение различать предметы по величине и форме (большой, малый, похожий на куб, шар); группировать сходные и соотносить различные предметы по величине, форме; сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.). o Формировать способность к отзыву. Учить действовать по инструкции. Формировать способность употреблять в собственной речи слова, которые дают элементарные представления о ориентирования в пространстве (там, здесь, сюда, туда). 1. Развитие внимания, памяти 2. Развитие пространственного мышления. 3. Развитие зрительного восприятия. 4. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Совместная работа с воспитателями и родителями | Упражнения, беседы: Моя самооценка Мои способности Игра «Кривые зеркала», Игра «Азбука настроения», Игра «Угадай эмоцию», Игра «Прочитай письмо». «Мое имя», «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу» «Угадай, кто я?», «Возьми и передай» Арт-терапевтические методики; • психогимнастические упражнения; • беседы; • коррекционные упражнения; • релаксационные упражнения; • игровые методики. «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» «Парные картинки» «Найди отличия» «Найди на картинке всех котят, все чашки» «Разрезные картинки» «На что похоже?» Найди предмет. Назови и проверь. «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) «Свободная классификация» «Самое непохожее» (Л.А. Венгер) «10 слов» (А.Р. Лурия) «Рисунок человека» (К. Маховер) « Систематизация» (Н.Б. Венгер) Стандартизированные «Эталоны» (О. М. Дьяченко) «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская) «Схематизация» (Р.И. Бардина) «Назови, одним словом» «Чего не хватает у каждого предмета» «Четвертый лишний» «Найди отличия» «Подбери заплатки к коврикам» Раскрась правильно. Фотограф. Кинезиологические упражнения Массажные мячи различных размеров Обводка клеточки по образцу. Раскраска и штриховка клеточки. Песочная терапия Игры на балансире Массажные мячи различных размеров |
Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребенка с ОВЗ
Определение образовательного маршрута | повторная ПМПК решением ППк ДОУ |
Система мониторинга:
Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов.
Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику, на основе которой с учетом рекомендаций ПМПК проектируется АОП. Промежуточный мониторинг проводится через 3 месяца. На основании полученных данных воспитателями и специалистами в рамках ППк проводится корректировка АОП, происходит оптимизация процесса. Итоговый мониторинг осуществляется в мае, на его основе делается вывод о реализации АОП, ставятся новые задачи.
Специалист | Диагностический инструментарий |
Педагог - психолог | И.Ю.Левченко, Н.А.Киселёва «Психологическое изучение детей с нарушениями развития», Москва 2016 г, национальный книжный центр Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис 2008. Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) Веракса Н.Е. «Диагностика готовности ребенка к школе» |
Учитель-логопед | Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). |
Воспитатель | Мониторинг развития детей от 3 до7 лет. |
Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
- Элементы портфолио
- Анализ видеоматериалов
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдения.
Воспитательная деятельность:
Специалист | Задачи |
Воспитатель | -формировать у детей адекватных способов общения с ребенка с ОВЗ; -формировать умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее; -объяснять детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих. |
Педагог-психолог | - формировать психофизиологические возможности ребенка, а также процессы внимания, памяти, восприятия, мышления, оптико-пространственных функций соответственно возрастным ориентирам и персонифицированным возможностям обучающихся с ТНР. |
Учитель - логопед |
|
Взаимодействие с родителями.
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка с ОВЗ | Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ (по развитию речи) | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях |
Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ | Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения в отношении ребенка с ОВЗ | Групповое и индивидуальное консультирование |
Развитие инклюзивной культуры родителей в целом осуществляется следующим образом:
- личный пример педагогов и всей команды ДОУ в выстраивании равных, принимающих отношений с детей с ОВЗ
- трансляция родителям идеи, что от инклюзия нужна каждому ребенку без исключения: дети становятся милосерднее, учатся видеть, когда кому-то нужна помощь и оказывать ее, они начинают мыслить, не разделяя «на таких и сяких»
- Дети учат родителей: дети рассказывают дома о том, как здорово они играли с детьми с ОВЗ в детском саду, что также формирует адекватное отношение родителей, происходит развенчивание мифов
- Активное и равное участие детей с ОВЗ в жизни ДОУ дает возможность для родителей получить инклюзивный опыт и сформировать адекватное отношение к детям с ОВЗ
- Обучение родителей и детей способам эффективной коммуникации с тем, кто чем-то отличается, обучение умению видеть, когда нужна помощь, и оказывать ее.
Расписание индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий со специалистами.
Специалист | Занятия |
Логопедические занятия | Среда 10.55 – 11.25 (подгрупповое) Пятница 8.40 – 9.10 (подгрупповое) |
Занятия психолога | Понедельник 9.00 – 9.30 (подгрупповое) |
Создание развивающей среды
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение |
Групповые комнаты - сюжетно-ролевые игры - самообслуживание - трудовая деятельность - самостоятельная творческая деятельность - ознакомление с природой, труд в природе | - детская мебель для практической деятельности - книжный уголок -уголок изобразительной деятельности - игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» - природный уголок -конструкторы различных видов - головоломки, мозаика, пазлы, настольно-печатные игры, лото - развивающие игры по математике, логике - различные виды театров -уголок с зеркалом для закрепления речевых навыков |
Спальное помещение - дневной сон -игровая деятельность -гимнастика после сна | - спальная мебель -физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные мячи |
Раздевальная комната -информационно-просветительская работа с родителями | - информационный уголок - выставки детского творчества - наглядно-информационный материал для родителей |
Методический кабинет -осуществление методической помощи педагогам -организация консультаций, семинаров -выставки дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития -индивидуальные консультации | -библиотека педагогической и методической литературы -библиотека периодических изданий -пособия для занятий - опыт работы педагогов -материалы консультаций, семинаров – практикумов -демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми - иллюстративный материал -игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений -развивающие игры |
Кабинет психолога: - психолого-педагогическая диагностика - коррекционная работа с детьми -индивидуальные консультации | - детская мебель - журнальный стол, стул -диагностический материал (подборка по возрастам Палова, Руденко) для психолого-педагогического обследования воспитанников, диагностический кейс М.М. Семаго, диагностический набор Векслера; - материал для развития мелкой моторики и тактильного ощущения (ракушки, бусины, пальчиковый театр, Су-джок, массажные мячи, колечки и др.); - практический материал для стимуляции речевой активности - карточки PECX, карточки на звукоподражание животным, - игровой и стимульный материал по развитию ВПФ; - развивающие игры (электронные, дидактические и др.) - оборудование для стимуляции сенсорной интеграции (балансиры, тоннель, утяжелители для рук и ног, мячики Су-джок, колечки, сухие бассейны для рук, нейротренажеры для развития межполушарного взаимодействия, сенсорные коробки, тесто для лепки, песочница с кинетическим песком и др.); - методическое пособие для развития эмоционального интеллекта, дидактические игры на развитие эмоций, набор Семаго М.М. «Эмоциональные лица»; - электронное пособие для формирования мотивационной готовности «Лесная школа»; - ноутбук; - принтер; - музыкальный центр; - мягкие игрушки; - подушки для сиденья; - коврик для занятий йогой; - детские музыкальные инструменты (дудочки, барабан, колокольчики, металлофон и др. |
Кабинет логопеда:
- речевая диагностика - индивидуальные консультации | - детская мебель; - журнальный стол, стул, мини диван; - зеркало; - раковина; - диагностический материал для речевого обследования речи воспитанников - стимульный материал по активизации речевой активности; - пособия и игры по развитию речевого дыхания (вертушки, подборки артикуляционных игр на дыхание, дыхательные тренажеры, дудочки); - игры и пособия по развитию речи и познавательных способностей; - игры по развитию мелкой моторики рук (мозаики, подборки пальчиковых игр, раскраски, обводки, штриховки, пинцеты, шнуровки, прищепки, бусы); - игры и пособия по развитию слухового внимания (музыкальные инструменты, трещетки, звуковые коробочки, аудиозаписи голосов животных и звуков природы и т.д); - материал для автоматизации и дифференциации звуков (песочные часы, мелкие игрушки, магнитные фишки, предметные и сюжетные картинки, звуковые дорожки, звуковые улитки, звуковые паззлы, домики звуков, символы звуков, буквы, звуковые схемы слов с картинками и др.); - оборудование для обучению звуковому анализу слов (цветные фишки (магнитные) для обозначения звуков, оборудование для звукового анализа слов и предложений, магнитная доска) - игры, картинный материал и речевые тренажеры по отработке лексико-грамматических категорий; - дидактический материал по развитию связной речи (подборка рассказов для пересказа с опорными картинками, схемы для составления рассказов-описаний, серии сюжетных картинок) - нейроигровые пособия (ритмические круги, ладошки сенсорные, нейромячи, пальцеходы, нейроладошки жестовые) - зонды постановочные - стерилизатор - ноутбук - принтер |
Музыкальный зал -занятия по музыкальному -тематические досуги -развлечения, праздники -консультативная работа с родителями и воспитателями | - библиотека методической литературы -музыкальный центр -пианино -разнообразные музыкальные инструменты для детей -подборка аудио- и видеокассет с музыкальными произведениями -различные виды театров -детские и взрослые костюмы |
Спортивный зал - занятия по физическому развитию - спортивные развлечения, праздники -консультативная работа с родителями и воспитателями | - библиотека методической литературы -музыкальный центр -спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания - оборудование для развития основных движений (маты, обручи, мячи разных размеров, скакалки, скамейка гимнастическая, гимнастические палки, кубики, кегли) |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Направление работы (специалист) | Продолжительность занятий (мин) | Количество занятий в неделю | Форма проведения занятий (инд., групповая) | Используемые программы | Ф.И.О специалиста |
Педагогическая деятельность (воспитатель) | 30 | 2 | индивидуальная, подгрупповая | ООП МБДОУ №52 | Левшанкова А.В. |
Занятия по закреплению речевых навыков | 20 | 2 | индивидуальная, подгрупповая | Рекомендации специалистов (журнал взаимодействия) | Левшанкова А.В. |
Логопедическая помощь (учитель-логопед) | 30 | 2 | Индивидуальная, подгрупповая | АООП МБДОУ №52 для детей с ТНР, Комплексная образовательная программа ДО с ТНР" Н.В. Нищева | Карякина Н.В |
Психологическая помощь (педагог-психолог) | 30 | 1 | Индивидуальная, | АООП МБДОУ №52 для детей с ТНР, «Коррекционно – развивающие занятия» Карпова С.И., Мамаева В.В. | Княжевская И.В. |
Музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) | 30 | 2 | Групповая | ООП МБДОУ №52 | Майнич Е.Г. |
Физическое развитие (инструктор по физ.воспитаниюю) | 30 | 2 | Групповая | ООП МБДОУ №52 | Пильцова А.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...