Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочие листы по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Сказка» г. Когалым
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности №20
(Сейтбагимова Г.К. учитель-логопед, ШаповаловС.В., Исламкулова Н.И воспитатели)
Цель - создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях;
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью, совершенствование словесно-логического мышления;
- формирование речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Направление работы | I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Тема «Игрушки » | |
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | «Вдыхаем аромат леса». Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом. Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.) Осенние листочки на веточках висят, рябиновые кисточки с нами говорят: «А-о-у-и ». |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Друг веселый, мячик мой, Всюду, всюду он со мной. Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо мячом играть. | |
Фонематический слух | Выучить правило: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Игра «Хлопни, топни», если услышишь звук (А) хлопни, если (У) топни. | |
Словарь | Слова-предметы: игрушки, пирамидка, волчок, матрешка, неваляшка, погремушка, кубики, конструктор, машина, кораблик, самолет, мяч, фабрика. Слова-действия: прыгать, катать, вращать, играть, надувать, складывать, строить, убирать, разбрасывать, делиться. Слова-признаки: игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый. | |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Матрешка – матрешечка… Дидактическая игра «Скажи правильно» научить образовывать существительные в единственном и множественном числе Им. падеже. Машина – машины… | |
Связная речь | 1 Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2.Закрепить умение согласовывать слова в предложении. 3.Закрепление навыка построения простого предложения по предъявляемым картинкам. | |
Высшие психические функции |
«Да – нет» (задавая вопросы, угадай предмет по ответам). |
Тема «Сад-фрукты»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Дождик И.п.: о.с. 1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох);
Повторить 3-4 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Жил – был зайчик Жил – был зайчик, Длинные ушки (приставляем ладошки к голове) Отморозил зайчик Носик на опушке (прикрываем носик рукой) Отморозил носик, Отморозил хвостик (прикрываем попу) И поехал греться (обнимаем сами себя) К ребятишкам в гости. |
Фонематический слух | Игра «Чей голос?» Цель: формировать умение узнавать голоса животных по звукоподражанию, называть их; развивать фонематическое восприятие, анализ звуков. Ход игры: педагог бросает кубик с изображением животных, воспроизводит звук голоса выпавшей картинки, ребенок называет это животное. Усложнение: слушать голоса животных в аудиозаписи |
Словарь | Игра «Лишнее слово» Цель: образовывать слова с помощью разных суффиксов. Оснащение: не требуется. Ход игры: произносите ряд слов; предложите ребенку определить и назвать лишнее слово, объяснив при этом свой выбор: «мандаринчик -лимончик - апельсинчик - банан; абрикосище - апельсинище - яблочко - ананасище; ананасик - абрикосик - гранатик - мандарин». Лексический материал: слива, груша, яблоко. Игра «У кого что находится» Чему учится ребенок: правильно употреблять в речи имена существительные с предлогом «у». Оснащение: любые фрукты. Ход игры: пригласите принять участие в игре несколько детей. Раздайте фрукты всем, находящимся в комнате. Спросите ребенка: «У кого яблоко? (У Маши.) У кого груша? (У Насти.) У кого лимон? (У Саши.) У кого ананас? (У Ромы.) У кого персик? (У Лены.) У кого банан? (У Васи.)».
|
Лексико - грамматический строй речи | Игра «Мой, моя, мое, мои». Цель: правильно согласовывать местоимение с именем существительным в роде. Оснащение: не требуется. Ход игры: бросайте ребенку мяч и произносите: «Мой», «Моя», «Мое», «Мои». Попросите ребенка вернуть вам мяч, одновременно называя нужный фрукт: «Мой - ананас; мой - лимон; мой - банан. Моя - груша; моя - слива. Мое - яблоко. Мои - абрикосы; мои - персики». Игра «Сок, варенье и компот» Цель: правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. Оснащение: картинки. Ход игры: Попросите ребенка правильно назвать, какое варенье, какой сок или компот находится в кастрюле или в банке (яблочное варенье, яблочный сок, яблочный компот и т. д.). |
Связная речь | Игра «Слова-родственники» Цель: находить родственные слова в контексте. Оснащение: игра проводится устно. Ход игры: почитайте ребенку текст и предложите ему на слух найти в тексте родственные слова. «На яблоне созрели спелые фрукты. Мальчик собрал урожай яблок. Бабушка сварила яблочное варенье. Мама купила апельсиновый сок. Мы ели апельсины. У девочки разрумянились щеки. На яблоне висят румяные яблоки. У девочки платье персикового цвета. В магазине продают персики». |
Высшие психические функции | Игра «Отгадай, что это» Цель: подбирать эпитеты к именам существительным. Оснащение: натуральные фрукты или муляжи. Ход игры: играют несколько детей. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают любой фрукт. Входит водящий, дети называют подходящие к данному фрукту эпитеты: «Оно румяное, сладкое, круглое, крепкое». Водящий должен догадаться, какой фрукт загадали дети. (Яблоко.) |
Тема: «Время года – осень»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.):Тимур.Матвей Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Дождик И.п.: о.с. 1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох);
Повторить 3-4 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, Прыжок на носочках, руки на поясе. Прыжок. 4 прыжка. 8 прыжков. Руки развести в стороны. От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой. |
Фонематический слух |
- характеристика звука (гласный, произносится долго и протяжно, поется как песенка; во рту нет преграды, воздушная струйка выходит свободно.) |
Словарь | Слова-предметы: осень, листопад, урожай, дождь, ягоды, грибы, букет, плащ, куртка, сапоги, зонт, лес. Слова-действия: опадать, кружиться, краснеть, желтеть, менять, сушить, дуть, собирать, засыхать. Слова-признаки: красный, желтый, зеленый, осенний, дождливый, холодный, пасмурный, ранний, поздний, разноцветные. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Овощи-малютки», «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У меня зонт, а у Вики зонтик. У меня куртка, а у Вики курточка. У меня лист, а у Вики листочек. У меня сапоги, а у Вики сапожки. Дидактическая игра «Назови правильно» - научить образовывать существительные в единственном и множественном числе. Мы волшебники немного, был один, а станет много: дерево - деревья; птица - птицы; лист - листья. Дидактическая игра «Что где растет?», «В вазе или в корзине?» - составление простых предложений; практическое усвоение в речи простых предлогов «В», «С», «НА». На деревьях появились желтые листочки |
Связная речь | 1.Составление простых предложений с использованием слов – признаков. 2.Составление простого описательного рассказа по схеме (время года; что происходит с листьями и деревьями; что происходит с птицами; одежда людей; осенние игры детей) |
Высшие психические функции |
|
Тема «Лес. Деревья»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.):Тимур.Матвей Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): Милана.Тимур К |
Речевое дыхание | «Вдыхаем запах леса» И.п.: о.с. 1- руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Дети в лес грибной пошли (дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу) И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко |
И поджарили с картошкой. (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами). | |
Фонематический слух | 1. Формирование понятий: «звук», «гласный звук». 2.Звук [У] - уточнение произношения (вытянуть губы вперед трубочкой, широкий язык лежит за нижними зубами); - характеристика звука (гласный, произносится долго и протяжно, поется как песенка; во рту нет преграды, воздушная струйка выходит свободно.) Дидактическая игра «Услышь меня» - выделение звука на слух из ряда гласных звуков. Дидактическая игра «Найди меня» - выделение начального ударного гласного в словах Уля, улитка, утка, утюг…; - учить подбирать картинки с заданным звуком в начале слова). |
Словарь | Слова-предметы: лес, береза.осина,грибы, ягоды, дерево, куст, лисичка, белый гриб, подберезовик, опята, подосиновик, мухомор, мешок, корзина, ежевика, брусника, малина, черника, земляника, клюква, суп, сок. Словадействия: чистить, мыть, собирать, солить, варить, сушить, выжимать, угощать, делиться. Слова-признаки: красная, белая, голубая, коричневый, желтый, оранжевый, сочная, кислая, мягкая, высокий, низкий, круглая, горькая, сладкая, большая, спелая, сырой, вареный, жареный, соленый, полезная, свежая, лесная. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Ягоды-малютки», «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У меня клюква, а у Вани клюковка. У меня малина, а у Вани малинка. У меня брусника, а у Вани брусничка. У меня гриб, а у Вани грибочек. У меня ягода, а у Вани ягодка. Дидактическая игра «Назови правильно» - научить образовывать существительные в единственном и множественном числе. Мы волшебники немного, был один, а станет много: гриб - грибы, дерево - деревья, куст – кусты, лисичка – лисички, корзина - корзины. |
Связная речь |
«Корзинка с грибами», «Корзина с ягодами» - на столе стоит корзина с грибами (ягодами). Дети по очереди подходят к ней, выбирают какойнибудь гриб (ягоду), показывают его (ее) ребятам и говорят: «В корзине лежит белый гриб (ежевика)».
|
Высшие психические функции | Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.) (Скачут вприсядку.) Срывают воображаемые грибы.) (Бегут, собирают воображаемые грибы.) Скачут стоя, срывают грибы.) (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.) |
Тема « Перелетные птицы»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.):Тимур.Матвей Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): Милана.Тимур К |
Речевое дыхание | Дождик И.п.: о.с. 1 - попеременно выставлять прямые руки вперед - «ловить капли» (вдох);
Повторить 3-4 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Птицы перелетные В стаи собираются, В края теплые летят, До весны прощаются. Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. |
Фонематический слух | Дидактическая игра «Ответь на вопросы» - составление предложений; практическое употребление в речи предлога «НА». Что на голове? (волосы, лицо, уши). Что на лице? (глаза, нос, рот, щеки). Что на руке? (пальцы, ногти). Что на туловище? (живот, спина). Что на ноге? (колено, пальцы, ногти, пятка). Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи» - поиск соответствующего слова – действия. Ушами (что делаем?) слушаем; Глазами (что делаем?) смотрим; Носом (что делаем?) дышим, нюхаем; Ртом (что делаем?) едим, говорим, пьем; Руками (что делаем?) берем, держим, трогаем, рисуем; Ногами (что делаем?) ходим, бегаем, прыгаем. Дидактическая игра «Какой, какая, какое?» |
- согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Мыло (какое?) – овальное, квадратное, белое. Полотенце (какое?) – длинное, пушистое, синее. | |
Словарь | Слова-предметы: птицы, курица, гусь, гусенок, утка, утенок, гусь, гусенок, индюк, , хозяйка, , крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, птенцы, корм, Слова-действия: клевать, кормить, кричать, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, , высиживать. Слова-признаки: белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Утка – уточка… и т.д. Дидактическая игра «Скажи правильно»
|
Связная речь |
|
Высшие психические функции |
Дидактическая игра «Да - нет» - задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет». 3. Игры на восприятие цвета, формы, размера (на какие геометрические фигуры похожи части тела и лица (на круг-голова, на треугольник – нос) - Что справа от тебя, что слева от тебя? Дидактическая игра «Что изменилось?» Дидактическая игра «Четвертый лишний» |
Тема: «Домашние животные»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Ибрагим, Вадим, Далер. Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): Арсен, Миша, Ибрахим. | |
Речевое дыхание | Упражнение «Малыш идёт» И.п.: о.с. 1 — медленно переваливаться с ноги на ногу, вдох; 2 — на выдохе произносить: «Топ-топ-топ!». Повторить 3-4 раза. Упражнение «Малыш бежит» И.п.: о.с. 1 — бег на месте, вдох; 2 — на выдохе быстро произносить: «Топ-топ-топ-топ-топ-топ!». Повторить 3-4 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Вот какой котяшка, Круглая мордашка, А на каждой лапке Коготки-царапки. Все ему игрушки – Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Дети идут «кошачьим» шагом по кругу.) (Гладят щеки.) (Руки вперед вытянули.) (Изображают коготки.) (Стучат кулачком о кулачок.) (Прыгают по кругу.) По квартире скачет. |
Фонематический слух |
нижними зубами);
песенка; во рту нет преграды, воздушная струйка выходит свободно.) |
Словарь | Слова-предметы: кошка.собака.корова.лошадь,овца.коза Слова-действия бегать,гулять,блеять,мычать,лаять,мурлыкать,пастись,ухаживать Слова-признаки: сильная, веселая, добрая, нежная, смелый, |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Моѐ, мои, мой»
Просим назвать предметы, про которые можно сказать «моя, мои, моѐ, мой» (мой щенок, моя собака…) Дидактическая игра «Скажи наоборот» - закрепление в речи слов-антонимов. Большая - маленькая, веселый - злой, трудолюбивый - ленивый, старый молодой, грустный - веселый, добрый - злой, неряшливый - аккуратный |
Связная речь | Игра «Исправь ошибки» – работа над пониманием распространенных предложений. Незнайка придумал предложения по картинкам, но все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей…. |
Высшие психические функции |
Дидактическая игра «Да - нет» (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»)
|
Тема: « Дикие животные»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Застегиваем молнию на куртке И.п.: о.с. 1 — правой рукой застегивать куртку (вдох); 2 — на выдохе произносить: «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3—4 раза.
|
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая |
|
моторика | Я как белка в колесе Прыгаю на месте, Чтобы было веселей, Поскакали вместе. Раз, два, три, четыре, пять – Начал заинька скакать. Прыгать серенький горазд – Он подпрыгнул 10 раз Ребенок совершает прыжки на месте. Под счет ребенок прыгает пять раз. После слов ребенок прыгает 10 раз. |
Фонематический слух |
нижними зубами);
Дидактическая игра «Услышь меня»
|
|
|
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Платье – платьице и т.д…. Дидактическая игра «Назови правильно»
Шапка – шапки Сарафан – сарафаны Шуба – шубы Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Шуба (какая?) – теплая, пушистая, мягкая. Шапка (какая?) -…, сапоги (какие?) - … . |
Связная речь | 1.Составление простых предложений по демонстрации действия (по предъявляемым картинкам). Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Сначала мы надеваем куртку, а потом перчатки. |
Сначала мы надеваем……. 2.Составление простого описательного рассказа по схеме. | |
Высшие психические функции |
|
Тема: «Обувь»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Игровая ситуация: Дети, вы так громко хлопали в ладошки, что разбудили Великана и Гномика. Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко выдохнул: «Ф-ф-ф» (выдох ртом). А Гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо выдохнул: «х-х-х» (выдох ртом). |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. |
Фонематический слух |
нижними зубами);
Дидактическая игра «Услышь меня» |
- выделение звука на слух из ряда гласных звуков. | |
Словарь | Слова-предметы: обувь, сапоги, сандалии, босоножки, туфли, кроссовки, кеды, тапки, шлепанцы, ботинки, каблук, подошва, застежка, молния, шнурок, стелька, ремешок, носок, пятка, кожа, войлок, резина, мех, сапожник, ремонт, щетка. Слова-действия: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, мыть, ухаживать. Слова-признаки: зимняя, летняя, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская, красивая, домашняя, резиновая, кожаная. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Туфли - туфельки и т.д…. Дидактическая игра «Назови правильно»
Сапог – сапоги Тапок – тапки и т. д. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Туфли (какие?) – детские, кожаные, нарядные. Ботинки (какие?) -…, сапоги (какие?) - … . |
Связная речь | 1. Составление простых предложений по демонстрации действия (по предъявляемым картинкам). Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Сначала мы надеваем куртку, а потом перчатки. Сначала мы обуваем……. 2.Составление простого описательного рассказа по схеме. |
Высшие психические функции |
|
Тема: «Домашние животные»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Ибрахим, Вадим, Далер. Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Ибрагим, Вадим, Далер. Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): Арсен, Миша, Ибрахим. | |
Речевое дыхание | Игровая ситуация: Дети, вы так громко хлопали в ладошки, что разбудили Великана и Гномика. Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко выдохнул: «Ф-ф-ф» (выдох ртом). А Гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо выдохнул: «х-х-х» (выдох ртом). |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Вот какой котяшка, Круглая мордашка, А на каждой лапке Коготки-царапки. Все ему игрушки – Кубик и катушка. Котик, словно мячик, (Дети идут «кошачьим» шагом по кругу.) (Гладят щеки.) (Руки вперед вытянули.) (Изображают коготки.) (Стучат кулачком о кулачок.) (Прыгают по кругу.) По квартире скачет. |
Фонематический слух |
нижними зубами);
песенка; во рту нет преграды, воздушная струйка выходит свободно.) |
Словарь | Слова-предметы: животные, корова, теленок, коза, козленок, лошадь, жеребенок, собака, щенок, кошка, котенок, свинья, поросенок, хозяйка, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда. Слова-действия: мычать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить. Слова-признаки: домашний, большой, маленький, полезный, умный, пушистый, верный, быстрый, густой. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Коза – козочка, щенок - щеночек и т.д…. Дидактическая игра «Скажи правильно» |
Собака – собаки, лошадь – лошади и т. д. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Кошка (какая?) – теплая, пушистая, мягкая. Собака (какая?) -…, щенок (какой?) - … . | |
Связная речь | 1.Составление простых предложений по демонстрации действия (по предъявляемым картинкам). 2.Составление простого описательного рассказа по схеме. |
Высшие психические функции |
|
Тема: «Время года – зима»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Снежинки И.п.: о.с.[1] 1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Как на горке – снег, снег. И под горкой – снег, снег. И на елке – снег, снег, А под снегом спит медведь, Тише, тише, не шуметь. |
Фонематическ ий слух |
|
как песенка; во рту нет преграды, воздушная струйка выходит свободно.) | |
Словарь | Слова-предметы: зима, метель, мороз, снег, лед, сугроб, снежинка, сосулька, снегопад, снеговик, снежки, кормушка, следы, холод. Слова-действия: падать, ложиться, лепить, скользить, морозить, кружиться, хрустеть. Слова-признаки: холодный, легкий, белый, легкий, глубокий, мягкий, зимний. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Сугроб – сугробик и т.д…. Дидактическая игра «Скажи правильно»
Снежинка - снежинки и т. д. |
Связная речь |
|
Высшие психические функции |
|
Тема: «Домашние птицы»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Снежинки И.п.: о.с.[1] 1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Раным-рано по утру Нам поет: «Ку-ка-ре-ку!» |
Фонематическ ий слух | 1.Формирование понятий: «звук», «гласный звук», «слово», «часть», «слог». 2.Звуки [А,У,И,О,Э] - уточнение произношения, характеристика звуков (гласный, произносится долго и протяжно, поется как песенка; во рту нет преграды, воздушная струйка выходит свободно.) |
Словарь | Слова-предметы: птицы, курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, индюк, индюшонок, хозяйка, курятник, птичник, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, птенцы, корм, двор. Слова-действия: клевать, кормить, кричать, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать. Слова-признаки: белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Утка – уточка… и т.д. Дидактическая игра «Скажи правильно»
Петух - петухи… и т.д. |
Связная речь |
|
Высшие психические функции |
|
Тема: «Мебель »
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Ибрагим, Вадим, Далер. Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): Арсен, Миша, Ибрахим. | |
Речевое дыхание | Снежинки И.п.: о.с.[1] 1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Наша кукла погуляла, А потом домой пришла. Обувь и одежду кукла Быстро в шкаф убрать смогла. В ванной ручки кукла мыла, Вытирала их потом. На диване посидела, Наблюдала за котом. |
Фонематическ ий слух | 1. Формирование понятий: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «часть», «слог». 2.Звук [М] Характеристика звука (согласный, произносится быстро и коротко, во рту есть преграда, воздушная струйка выходит с трудом).
Дидактическая игра «Услышь меня»
Дидактическая игра «Найди меня»
|
Словарь | . Слова-предметы: мебель, стол, стул, кресло, диван, кровать, табуретка, шкаф, полка, кухня, гостиная, фабрика, столяр, спинка, подлокотники, дверца, ручка, дерево, пластмасса, металл. Слова-действия: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, заниматься. Слова-признаки: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, обеденный, детский, высокий, низкий. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Стол - столик… Дидактическая игра «Скажи правильно»
Дидактическая игра «Какой? Какая?»
|
Связная речь |
|
Высшие психические функции |
|
Тема: «Зимующие птицы»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | «Катание с горки». И. п. : о. с. 1 – присесть, вдох носом. 2 – на выдохе произнести «У-у-у-у-х!». Повторить 3-4- раза. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Как зимой нам поиграть? Будем мы снежки кидать, Бабу снежную лепить И на горку воду лить. Будем мы на лыжах мчаться, На коньках по льду кататься. Имитация движений. Ноги пружинят, руки имитируют отталкивание лыжными палками от снега. Руки убраны за спину. Поочередные скользящие Мы на санках понесемся, А потом домой вернемся. |
Фонематическ ий слух | 1. Формирование понятий: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «часть», «слог». 2.Звук [М] Характеристика звука (согласный, произносится быстро и коротко, во рту есть преграда, воздушная струйка выходит с трудом).
Дидактическая игра «Услышь меня»
|
Словарь | Слова-предметы: зима, снег, лед, сугроб, снеговик, лыжи, коньки, снегоход, санки, горка, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка. Слова-действия: падать, ложиться, лепить, скользить, украшать, ехать, взбираться, праздновать, блестеть, искриться. Слова-признаки: холодный, искристый, блестящий, нарядный, веселый, красивый. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Санки - саночки… и т.д. Дидактическая игра «Скажи правильно»
Снеговик - снеговики… и т.д. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Горка (какая?) – высокая, скользкая. … Елка (какая?) – нарядная, пушистая, красивая. … |
Связная речь | 1.Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2.Закрепить умение согласовывать слова в предложении. 3.Закрепление навыка построения простого предложения по предъявляемым картинкам. |
Высшие психические функции |
|
Тема: «Продукты питания»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Упражнение «Горячий чай» - развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи. |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Дружно в магазин шагаем И продукты покупаем: Сладкие конфеты, Вкусные котлеты, Пироги кислые, Ягоды душистые, Покупаем молоко И бежим скорей домой. Будем резать, Будем мыть, Будем мы обед варить. И скажем всем открыто: «Приятного аппетита!» Маршируют на месте. 4 хлопка в ладоши. На каждое название продукта питания загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого. Легкий бег на месте. Левая рука перед грудью |
Фонематическ ий слух | 1. Формирование понятий: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «часть», «слог». 2.Звук [Н] Характеристика звука (согласный, произносится быстро и коротко, во рту есть преграда, воздушная струйка выходит с трудом).
Дидактическая игра «Услышь меня»
Дидактическая игра «Найди меня»
|
Словарь | Слова-предметы: продукты, колбаса, мясо, котлета, сосиска, молоко, сметана, кефир, йогурт, мороженое, яйцо, лапша, творог, яичница, рыба, борщ, тесто, мука, соль, сахар, пельмени, бульон, конфеты, шоколад, торт, хлеб, бутерброд, продавец, повар, пекарь. Слова-действия: варить, жарить, печь, кипятить, месить, тереть, резать, лепить, мешать, варить, резать, лепить, есть, обедать, завтракать, ужинать. Слова-признаки: вкусный, кислый, соленый, мучной, молочный, сладкий, пышный, мягкий, свежий, горячий, холодный. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Яйцо - яичко… и т.д. Дидактическая игра «Скажи правильно»
Конфета - конфеты… и т.д. |
Связная речь | 1.Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2.Закрепить умение согласовывать слова в предложении. 3.Закрепление навыка построения простого предложения по предъявляемым картинкам. |
Высшие психические функции |
|
Тема: «Посуда»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Речевое дыхание | Упражнение «Блюдца» - развитие плавного речевого выдоха |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, только стукни - разобьются. Надули животик, одна рука-носик, другая - ручка. Присели, одна рука на поясе. Кружатся. Вот серебряные ложки, |
Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. Потянулись, сомкнули руки над головой. Развести руки ладонями вверх. | |
Фонематическ ий слух | 1. Формирование понятий: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «часть», «слог». 2.Звук [Н] Характеристика звука (согласный, произносится быстро и коротко, во рту есть преграда, воздушная струйка выходит с трудом).
Дидактическая игра «Услышь меня»
|
Словарь | Слова-предметы: посуда, кастрюля, сковорода, миска, нож, кружка, блюдо, тарелка, вилка, ложка, блюдце, чайник, металл, фарфор, стекло, пластмасса, дерево, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар. Слова-действия: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать. Слова-признаки: прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, металлическая, фарфоровая. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Назови ласково»
Тарелка - тарелочка… и т.д. Дидактическая игра «Скажи правильно»
|
Связная речь | 1.Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2.Закрепить умение согласовывать слова в предложении. 3.Закрепление навыка построения простого предложения по предъявляемым картинкам. |
Высшие психические функции |
|
Тема: «Профессии»
Индивидуальная работа | Автоматизация звука [С], [З] (альбом Комаровой Л.А.): Макар (дифференциация со звуками Ш и Ж), Миша, Лиза (удерживать кончик языка за зубами) Автоматизация звука [Ш], [Ж], [Ч,Щ] (альбом Комаровой Л.А.): Артем,Милана Автоматизация звука [Рь] (альбом Комаровой Л.А.): Миша, Лиза Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ваня. Ангелина, Мирон Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): |
Автоматизация звука [Р] (альбом Комаровой Л.А.): Ибрахим, Вадим, Далер. Автоматизация звука [Л] (альбом Комаровой Л.А.): Ибрагим, Вадим, Далер. Автоматизация звука [Ль] (альбом Комаровой Л.А.): Арсен, Миша, Ибрахим. | |
Речевое дыхание | Упражнение «Дровосек» - развитие плавного речевого выдоха |
Артикуляционная гимнастика | Общий комплекс артикуляционной гимнастики |
Общая и мелкая моторика | Чтоб здоровыми мы были, Звуки все произносили, Кто заботится о нас? Логопеды – это раз, Воспитатель, медсестра И, конечно, повара и доктора. Сгибают руки в локтях по направлению к плечам. Делают пальцами «клювики». Поднимание и опускание плеч. Шагают вперед на каждое слово. |
Фонематическ ий слух | 1. Формирование понятий: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «часть», «слог». 2.Звук [В] Характеристика звука (согласный, произносится быстро и коротко, во рту есть преграда, воздушная струйка выходит с трудом). - уточнение произношения (нижние зубы прикусывают нижнюю губу). |
Словарь | Слова-предметы: воспитатель, няня, логопед, врач, дворник, шофер, продавец, строитель, полицейский, летчик, парикмахер, швея, повар. Слова-действия: воспитывать, убирать, варить, учить, лечить, подметать, ездить, продавать, строить, охранять, летать, подстригать, шить. Слова-признаки: заботливый, смелый, добрый, аккуратный, внимательный. |
Лексико - грамматический строй речи | Дидактическая игра «Скажи правильно»
Воспитатель – воспитатели… Дидактическая игра «Какой? Какая?»
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Повар (что делает?) – варит (варят). |
Связная речь | 1.Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2.Закрепить умение согласовывать слова в предложении. 3.Закрепление навыка построения простого предложения по предъявляемым картинкам. |
Высшие психические функции |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
В данной методической разработке представлены:1. Функции учителя- логопеда и воспитателей в ДОУ.2. Лексико – тематическое планирование. Перечень художественно...
Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 6 лет) на 2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа (далее - Программа) старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №43 «Тере...
Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» Тема: «Сказочные приключения»
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей ....
Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ...