Театрализованные игры как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Какие игры использовать для работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста)

Речь – величайшее богатство. Этот чудесный дар не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

К нам в старшую логопедическую группу поступают дети с недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением. В наибольшей степени страдает связная речь.

Работая не один год с детьми ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что наши дети нуждаются в особом подходе, современной психологической коррекции. Известно, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы.

В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.

Цель: развитие творческих способностей по средствам театрально - игровой деятельности.

Задачи:

-создавать условия для развития творческой активности детей;

-учить детей видеть прекрасное в окружающем;

-развивать детскую фантазию, воображение, память, наблюдательность;

-формировать четкую и грамотную речь, строить диалог с партнером на заданную тему, отрабатывать дикцию;

-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи;

-развивать зрительное, слуховое внимание, образное мышление, а также интерес к сценическому искусству;

-развивать связную образную речь, творческую фантазию;

-учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

-пополнять словарный запас ребенка.

Театрализованные игры делится на две группы: режиссёрские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного).

Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы биба-бо и соответствуют определению: драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом. Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Театрализованная деятельность помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.Таким образом,театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность– один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

В результате занятий дети с ограниченными возможностями здоровья получают следующие навыки и умения:

-умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

-овладевают навыками самостоятельно находить выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

-умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

-выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

-умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

Выстроенная система работы позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в обществе, обогащает внутренний мир ребёнка.

Вашему вниманию предлагается картотека театрализованных игр, куда входят: режиссерские игры и игры-драматизации.В каждом блоке есть названия игры, цель, ход игры.

Играйте вместе с детьми, ведь когда ребенок играет, он развивается и развивается, когда играет! Желаем Вам и вашим детям поиграть с пользой и интересом!

Картотека режиссёрских игр

Название игры

Цель игры

Ход игры

1

«Сотворение чуда»

Развитие коммуникативных навыков. Необходимы приспособления: «волшебные палочки» -карандаши, веточки или любой другой предмет.

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

2

«Поиск внучки Машеньки»

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли. Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.

Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку…

3

«Ладонь в ладонь»

Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги)

4

«Интересные эпизоды из сказки».

Учить проигрывать отрывки из сказки по замыслу режиссёра.

Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

5

«Телефон»

Развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

6

«Погружение в сказку»

Учить создавать воображаемую ситуацию.

«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

7

Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска»

Развивать фантазию, диалогическую речь.

Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации.

8

«Зоопарк»

Развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

9

«На мостике»

Развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому, что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

10

«Договорим то, чего не придумал автор»

Развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

11

Игры-превращения

Развивать фантазию, диалогическую речь.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова

12

«Специальное» зеркало.

Учить проигрывать различные эмоциональные состояния.

Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

13

«День рождения»

Закреплять нормы этического поведения в различных ситуациях. Воспитывать у детей сообразительность, умение правильно повести себя в разных ситуациях.

Представим, что сегодня у вас день рождение, и вы ждете друзей. И вдруг к вам постучали в дверь, и.

14

«Из какой я сказки»

Развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Извлечение из «волшебной» шкатулки предметов хорошо знакомой детям по сказкам. Дети отгадываю название произведения, проигрывают отрывки.

Картотека игр-драматизаций

Название игры

Цель игры

Ход игры

1

«Заюшкина избушка»

Формировать у детей интерес к играм -драматизациям.

-Вхождение в сказку.

-Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.

-Обсуждение сказки

-словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают

-Более подробный пересказ по вопросам воспитателя.

-Обсуждение характера героев.

-Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.

-Распределение ролей

2

«Теремок»

Учить детей брать на себя роль, выполнять движения в соответствие с

ролью.

-Вхождение в сказку.

-Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.

-Обсуждение сказки.

-Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают

-Более подробный пересказ по вопросам воспитателя.

-Обсуждение характера героев.

-Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.

Распределение ролей

3

«Жихарка»

Развивать у детей артистические способности, создать психологический комфорт. Умение понимать детей содержание сказки

-Вхождение в сказку.

-Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.

-Обсуждение сказки.

-Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают

-Более подробный пересказ по вопросам воспитателя.

-Обсуждение характера героев.

-Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.

-Распределение ролей

4

«Гуси-лебеди»

Развивать у детей артистические способности, создать психологический

комфорт. Умение понимать детей содержание сказки.

-Вхождение в сказку.

-Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.

-Обсуждение сказки.

-Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают

-Более подробный пересказ по вопросам воспитателя.

-Обсуждение характера героев.

-Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.

-Распределение ролей

5

«Кот, петух и лиса»

Развитие речи детей через драматизацию игр, сказку, умение соотносить движения с речью. Учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Воспитание чувства сопереживания.

-Вхождение в сказку.

-Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.

-Обсуждение сказки.

-Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают

-Более подробный пересказ по вопросам воспитателя.

-Обсуждение характера героев.

-Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.

Распределение ролей

6

«Волк и лиса»

Формировать умение драматизировать сказку, вызвать интерес к игре

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью кукольного театра

7

«Соломенный бычок»

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной

деятельности.

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью теневого театра

8

«Два жадных медвежонка» Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева

Учить детей обыгрывать сказку, передавать образы, входить в роль. Формирование понимания нравственного качества «жадность», «хитрость

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью настольного театра

9

«Упрямые козы»

Узбекская сказка обр. Ш .Сагдуллы

Формировать навык участвовать в игре-драматизации.

Учить понимать содержание сказки, правильно вести диалог.

Развивать умение передавать движения персонажей. Формирование понимания дружбы, значения дружбы.

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью пальчикового театра

10

«У Солнышка в гостях»

Словацкая народная сказка в обрС.МогилевскаяЛ.Зориной

Учить понимать содержание сказки, правильно вести диалог. Развивать умение передавать движения персонажей. Формирование понимания дружбы, значения дружбы

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью кукольного театра

11

«Пых»

Белорусская народная сказка впер.Н.Мялика

Формировать навык драматизации сказки, вызывать интерес к сказке;

развивать умение переживать и сопереживать героям;

учить отличать добро от зла.

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью настольного театра

12

«Петух и лиса»

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, понимать ее содержание развивать речь детей, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки сложными предложения интонационно выразительно воспроизводить диалог, развивать умение следить за развитием действий в сказке сохранять последовательность сюжета, формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью кукольного театра

13

«Колобок»

Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к

двигательной импровизации.

Закрепить и расширить знания детей о диких животных и их повадках;

развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через

движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью пальчикового театра

14

«Репка»

Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать к

двигательной импровизации. Закрепить и расширить знания детей о диких животных и их повадках; развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение

прийти на помощь.

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью кукольного театра

15

«Цыпленок»

Формировать у детей живой интерес к театральной игре, побуждать

к двигательной импровизации. Закрепить и расширить знания детей о домашних птицах и их повадках; развивать эмоциональность, образность восприятия музыки

через движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь.

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью кукольного театра

16

«Рукавичка»

Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.

Воспитывать дружеские отношения, уметь действовать согласовано.

Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Развивать диалогическую речь детей.

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью кукольного театра

17

«Сказка о глупом мышонке»

Создать условия для формирования у детей младшего дошкольного

возраста уважительного отношения к маме посредством знакомства детей

творчеством С.Я. Маршака.

-Вхождение в сказку.

-Обсуждение сказки.

-Обсуждение характера героев.

-Распределение ролей

-Показ сказки с помощью кукольного театра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение игр с песком для развития детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната  помогает с...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...

Музыка как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ....

Презентация Музыка как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Мир музыки  стимулирует развитие музыкальных способностей.Формирует коммникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элеметов логоритмики на основе закрепления лексичес...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...